Цирк – народное искусство
Проделав за сорок лет большой и сложный путь, цирковое искусство достигло небывалого расцвета. В едином ряду с другими видами искусства, искусство цирка выросло в искусство больших идей и высокого мастерства и завоевало глубокую любовь самых широких масс людей. Искусство цирка стало у нас подлинно народным искусством.
Энгельс говорил, что народное искусство (речь шла о литературе для народа) должно «прояснить его нравственное чувство, заставить его осознать свою силу, свое право, свою свободу, пробудить его мужество, его любовь к отечеству»1. И цирк высоко несет знамя народности. В своих лучших образцах искусство цирка с громадной силой выражает свободу и нравственную силу советского человека, его великое мужество и неиссякаемую любовь к отечеству. Вот эти-то общие со всем советским искусством черты советского цирка, черты, неразрывно связанные с его народностью, и определяют его большие и несомненные успехи.
Когда разговор заходит о народности циркового искусства, мы, к сожалению, ограничиваемся лишь общими положениями, одинаково справедливыми для любого вида искусства. Это происходит потому, что мы до сих пор не имеем четкого определения сущности искусства цирка как самостоятельного вида искусства. А без этого невозможна постановка и решение ни одной проблемы искусства цирка в целом.
Искусство цирка в качестве самостоятельного вида искусства определяется спецификой его содержания и формы, сложившейся в историческом процессе развития видов и жанров цирковых зрелищ. Содержанием искусства цирка являются те качества и стороны общественного человека, которые неразрывно связаны с представлением о гармоническом человеке, об идеале человека в единстве его психо-физических качеств. Это содержание выражается искусством цирка специфическими средствами, основой которых является трюк, при абсолютном преобладании в системе выразительных средств физического действия актера-исполнителя. Это определение нуждается в уточнении и глубоком обосновании, которые может дать работа, посвященная исследованию категорий содержания и формы в цирковом искусстве. Мы же ограничиваемся заметками.
Искусство цирка уходит своими корнями в глубину тысячелетий. И возможно ли без исторического анализа тех элементов, из которых позднее сложилось наше искусство, изучение современного цирка? Конечно, нет. Ведь неспроста буржуазные искусствоведы так ратовали за установление в качестве исторического барьера для самого понятия «цирк» момент возникновения современного манежного цирка в конце XVIII века. Это давало им возможность отбросить прочь всю его предысторию, предысторию, наполненную напряженной борьбой за подлинную народность, за глубокую идейность, которую вели цирковые жанры в процессе своего многовекового развития. Установление такого искусственного барьера позволяло определять цирк как лишенное идейной основы развлекательное зрелище. Ибо, говорили буржуазные историки цирка, жанры, привлеченные из балагана и просто с ярмарочных площадей на манеж конного цирка, были до того времени чем-то совершенно чуждым самому понятию искусства.
Этот образец классово ограниченного взгляда буржуазного искусствоведения представляется глубоко порочным.
Из глубокой древности до нас доходят сведения о том, что показ силы и ловкости человеческого тела, демонстрация мужества и смелости уже тогда привлекали внимание человека. Роспись греческих ваз, стенная живопись Древнего Египта, исторические памятники Древней Персии дают нам представление о древних жонглерах, тяжелоатлетах, акробатах, фокусниках и т. д. Несколько позднее мы встречаемся с целыми «цирковыми» представлениями. В них участвуют и канатоходцы, пляшущие в котурнах на веревках, и акробаты-«чудодеи», которые бросались с подмостков попеременно так, что когда один падал, другой поднимался на воздух, пролетая через огненные обручи...» (Манилий).
Примеры эти можно умножить. Но не в их количестве дело. Этими примерами хочется подчеркнуть, что с самого момента формирования общественного сознания люди стремились утвердить идеал гармонического человека — смелого, ловкого, сильного, красивого. Это стремление народа выражалось в создании различного рода физических действий — упражнений трюкового характера, которые затем, в процессе своего развития и усложнений, перерастали в явления самостоятельного художественного значения, становились явлениями искусства и конкретно — явлениями циркового искусства2.
Вот эти-то представления об идеале человеческой красоты, сведенные воедино в цирковом образе, и составляют идейное содержание искусства цирка. Нужно особенно подчеркнуть неразрывное единство физических (сила, ловкость, физическая красота) и моральных (отвага, настойчивость, целеустремленность) качеств и черт человека, которые являются содержанием художественных образов цирка.
_________________________________________
1 К. Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений, М. Госполитиздат, 1956 стр. 344.
2 Здесь опускается вопрос возникновения самих трюковых элементов, из которых позднее складывались цирковые жанры.
Рожденное стремлением народа к осознанию своей красоты и силы, мужества и отваги, искусство цирка всегда сохраняет народный характер в том смысле, что всегда является выразителем близкого и понятного народу содержания — прославления смелости, красоты, мужества и силы человека.
И как бы в процессе своего исторического развития ни опошлялись и ни извращались цирковые жанры в угоду ложным художественным идеям, господствовавшим в то или иное время, в основе своей цирковое искусство всегда оставалось искусством, прославляющим идеал сильного, смелого, ловкого, красивого человека. И в этом — непреходящая основа народности искусства цирка, основа, заложенная в его идейном содержании.
Конечно, как в любом другом виде искусства, так и в искусстве цирка содержание имеет исторический характер. Это значит, что в каждый конкретно-исторический момент в зависимости от экономической, политической, моральной и других сторон общественной жизни идейное содержание цирковых образов принимает различное значение, даже если эти образы созданы в одном и том же жанре. Наиболее ярко это видно на примерах комических образов циркового плана. Ведь все эти мимы древности, жонглеры, скоморохи, гистрионы и фарсовые актеры средневековья, балаганные «деды» и клоуны недалекого прошлого и современные нам цирковые комики несут, как правило, в своих образах прогрессивные тенденции. Их творчество направлено на высмеивание отрицательных сторон современной им действительности и адресовано народным массам.
Заговорив о комических цирковых образах, нельзя не сказать о том, что именно эти образы всегда были самыми яркими выразителями идейности, тенденциозности искусства цирка, а следовательно, и прямыми выразителями его народности. Именно эти цирковые образы в первую очередь выражали жизнь народа, его самосознание, его прогрессивные стремления, чувства и мысли.
Но неправильно было бы понимать народность лишь как прямо выраженную прогрессивную, тенденциозную тематическую направленность. Между тем мы частенько грешим этим. А в результате такая точка зрения приводит к отрицанию идейной основы всех цирковых жанров, кроме имеющих сатирическую направленность. Дело обстоит гораздо сложнее. Ведь комический цирковой образ утверждает тот же положительный идеал, что и героический образ. Идейное содержание их едино. Вся разница в том, что героический цирковой образ утверждает этот идеал позитивно, а комический утверждает его негативно, он утверждает его путем вскрытия противоречий действительности, высмеивания косного в человеке.
Мы часто говорим о цирке как о радостном, веселом, ярком оптимистичном искусстве. И действительно, не только комические образы, но и все искусство цирка пронизано этими настроениями бодрости, оптимизма, уверенности в неиссякаемых силах человека. Искусство цирка немыслимо без ощущения радости бытия. И в комических цирковых образах критика действительности — сатира и оптимизм — сливаются воедино, и народность, следовательно, проявляется в этих образах не только в своей обличительной устремленности, но и в несомых этими образами настроениях бодрости, веры народа в свои неиссякаемые силы.
В этом смысле ко всему искусству цирка в целом можно отнести в качестве эстетического принципа, определяющего его народность, принцип, выдвинутый А. К. Дживелеговым для commedia dell arte проблему радости, доставляемой зрителю. Но радость тут не пустая утеха, а, как пишет автор, «нечто такое, отчего жизнь получает благотворные толчки, то есть в конечном счете отнюдь не исключающая идеи пользы, понимаемой в гуманистическом смысле»3.
Недаром же искусство цирка, всегда несшее в своих образах выражение силы народа, его мужества и смелости, его неиссякаемого оптимизма, старалось низводиться правящими реакционными классами на уровень пустой забавы, развлечения, щекочущего нервы зрелища. Только в таком выхолощенном виде цирк мог быть приемлем реакцией, ибо в своей первооснове искусство цирка, будучи глубоко оптимистичным искусством, предельно революционно. Революционно в том смысле, что пробуждает в человеке гордость, сознание собственной силы, уверенность в этих силах и, а конечном итоге, желание утвердить в действительности те идеалы человеческой красоты, которые несут его образы. Искусство цирка возбуждает в человеке гордость за Человека. Причем делает это в настолько доходчивой, яркой, наглядной и эмоциональной форме, что может выдержать сравнение лишь с героической музыкой, боевой призывной песней.
Идейная основа народности цирковых жанров, заложенная в их содержании, теснейшая связь с широкими народными массами неизбежно вызывает к жизни и соответствующую народную форму циркового образа и определяет форму циркового представления. Это особая тема, поэтому ограничимся маленьким примером.
Каждый актер цирка строит свое поведение по принципу «для зрителя — со зрителем». Это является следствием исторического развития циркового образа, одним из формальных проявлений его народности. Не отгороженный от зрителя ни занавесом, ни рампой, действуя, как правило, среди зрителей, носитель циркового образа поневоле должен был применять приемы создания этого образа, соответствующие физическим условиям его существования. Это и выразилось в том, что построение любого образа в цирке происходит в непосредственном общении актера со зрителем. Цирковой актер как бы подчеркивает неразрывность идейной связи с тем зрителем, для которого он творит. Обратите внимание на циркового комика. Всем своим поведением цирковой комический актер как бы говорит: «Давайте, друзья, смеяться над этим вот и над этим; ну и здорово же нам с вами смешно это вот и это!»
_________________________________________
3 А. К. Дживелегов, Итальянская народная комедия, М., изд. АН СССР, 1934 , стр. 197.
«Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс»4.
В отношении цирка эту теснейшую связь искусства с народом мы наблюдаем и на примерах глубокой народности идей цирковых образов, и на преемственности в современном цирке великих традиций народного искусства, и на связи профессионального цирка с народным творчеством сегодняшнего дня, и на теснейшем общении искусства цирка с широчайшими массами народа.
Общеизвестно, какое громадное влияние оказало на развитие дрессуры и клоунады русского цирка искусство вожаков медведей, обезьян и собак, получившее широкое распространение в народе уже на рубеже XVI—XVII веков. Обличительные тенденции, которыми было пропитано это искусство, возродилось с необычайной силой в творчестве великого русского клоуна А. Л. Дурова. Теплый юмор, скрытая насмешка и мастерство в дрессировке животных — эти традиционные качества нашли свое великолепное выражение в творчестве советского артиста В. Филатова, создателя аттракциона «Медвежий цирк».
Прямая нить народного фольклорного творчества протягивается от русских скоморохов XVI—XVIII веков через гаеров и «дедов» балагана, через лучших клоунов дореволюционного русского цирка к комическим образам советского манежа. Таков был В. Лазаренко — подлинно народный артист, принесший на советский манеж многовековые традиции «глума» и «скакания» народных шутов далекого прошлого. Это был человек страстной веры в общественную миссию циркового артиста.
Во все моменты истории цирка мы наблюдали непосредственное участие народа в его обогащении новыми жанрами и формами зрелища. Пожалуй, ни один вид искусства не являет нам примера столь прямого участия народа в качестве непосредственного творца искусства, как искусство цирка.
______________________________
4 К. Цеткин. Воспоминания о Ленине, М., Госполитиздат, 1955, стр. 14.
До самого последнего времени существовали и отдельные народные формы цирковых жанров — такие, как национальные канатоходцы или как образы современного народного китайского площадного жанра «сян-шен», близкого клоунаде,— и целые цирковые народные представления. Еще в 30-х годах давались представления народного чеченского цирка, состоявшие в том числе из канатоходцев, жонглеров и «джухаров» — чеченских клоунов.
Такими формами, почерпнутыми профессиональным цирком из неоскудевающей кладовой народного творчества, уже в наше время являются джигиты (казаки, туркмены, осетины), национальные (дагестанские и узбекские) канатоходцы. Мы являемся свидетелями привлечения на профессиональный манеж элементов национальных игр, особенно широко используемых в творческой практике национальных коллективов.
Приведенные примеры говорят о том, что народность искусства цирка проявляется и в национальной специфике самых различных цирковых жанров. Это выражается не только во внешнем — живописном и музыкальном — оформлении номеров, но составляет самую суть создаваемых актерами цирка художественных образов национального характера, отражающих специфические черты определенной народности или нации, черты ее духовного облика. Взять хотя бы китайский цирк; ведь не только в традиционных национальных жанрах, но и во всех других, по форме чисто классических, мы наблюдаем национальный характер их искусства, присущий только им характер художественного циркового образа — предельно мягкого, скромного, даже, кажется, чуть застенчивого.
Нужно заметить, что в цирке, как и во всяком другом искусстве, нужно отличать национальный художественный образ от стилизации, от внешней подделки «под народность». А ведь такой внешней подделкой, не затрагивающей сути образа, еще страдают некоторые наши цирковые номера национального плана.
Рожденное в народе искусство цирка никогда не замыкалось в узкие рамки камерного искусства. Его аудитория — толпы народа на праздниках древности, на перекрестках дорог средневековья, на бурлящих ярмарочных площадях и улицах городов Возрождения, на широком манеже нового цирка, на стадионах нашей Родины, Таким образом, глубочайшая народность искусства цирка выражается не только в создании образов, близких и понятных народу, но и в постоянном и теснейшем общении искусства цирка с широкими народными массами. Эта традиция проявляется в наши дни с новой силой. Великолепное начинание — опыт цирковой кавалькады по городам Союза. Это ли не возрождение великих традиций циркового искусства? Цирк — непосредственно народу, цирк — на улицы и площади городов, в широкие пролеты цехов, на залитые солнцем просторы советских полей! Цирк — непосредственно к трудящимся! Великолепное продолжение великой традиции народного искусства!
Как любой другой вид искусства, так и искусство цирка, господствующие классы старались монополизировать, поставив на службу своим реакционным идеям, извращая и опошляя его художественные образы.
Мы знаем, что в древности цирковые жанры частично объединяются на базе римской арены. Это не могло не наложить на их характер особого отпечатка. Нужно заметить, что цирковые зрелища первых веков н. э.— «жилище сатаны, утеха бесам, убежище чумы, роскоши и разврата», как называли их современники, ставившие во главу угла гиньоль и эротику, — пришли позже.
Ранее это были именно спортивно-цирковые народные праздники-представления. Но в первые века н. э., во время разложения античного общества, пресыщенный вкус римлян все чаще обращается к этим чуждым искусству элементам. Даже такие жанры, как фокусы, стрельба в цель и жонглирование, были пропитаны порнографией и «ужасами». И это не единственный пример извращения народной природы циркового зрелища, подмены его идейного содержания. С подобными фактами мы встречаемся и на некоторых этапах развития современного манежного цирка. Например, художественная практика нового цирка была открыто ориентирована на требования аристократического зрителя, следствием чего явилось полное изгнание из представлений столичных цирков даже намеков на великие традиции народных шутов. На первый план выдвигалось отвлеченное паясничанье.
В середине прошлого века те же процессы, «характерной чертой которых было использование всех выразительных средств театра и цирка для пропаганды эстетических и политических тенденций дворянско-буржуазного государства»6, привели к упадку романской школы циркового искусства.
В конце прошлого и начале нашего века западный цирк, окончательно «подчинившийся требованиям явно выраженного буржуазного развлекательного зрелища...», заполненный, с одной стороны, «элементами буржуазного театра... феерии, балета, оперетты и обозрения-ревю»6, с другой — обостренными до предела трюковыми эффектами «смертельных номеров», также теряет свою народную основу.
Во многих там называемых «цирковых» представлениях Запада, претендующих на ведущую роль, цирка в собственном смысле этого слова не существует. Традиционный для цирка образ прекрасного человека подменен в этих зрелищах чем угодно — выставкой обнаженных женских тел, грубой и в конечном счете примитивной игрой со смертью, пустой и утомительной пестротой громадных аттракционов с животными, бессмысленным кривлянием комиков. Оглушить, поразить зрителя — не важно чем — вот задача «последнего слова» современного циркового искусства Запада. Абсолютное отсутствие идей, или, вернее, безыдейность, возведенная в идею,— вот содержание этого искусства. Эти симптомы одичания на вершине цивилизации, проявляющиеся в искусстве, тесно связаны с общественной жизнью современного капиталистического общества. Они с предельной яркостью отражают деформацию и разложение человеческой личности в современном буржуазном обществе, интеллектуальную агонию этого общества.
Цирковое реалистическое искусство, служащее интересам прогрессивных общественных сил, обладает великой действенной силой, способностью захватить, увлечь человека, воздействовать на сознание широчайших слоев народа.
_________________________________________________
5 Ев г. Кузнецов, Цирк. Происхождение, развитие, перспективы. М.—Л., Изд. «Academia» 1931, стр. 120.
6 То же, стр. 289.
Искусство же цирка, выражающее интересы и стремления деградирующих, реакционных господствующих классов, характеризуется, как правило, узостью своего содержания, лишенного правды жизни, отрывом художественных образов от действительности. Такое искусство неспособно служить народу и не нужно ему.
Советский цирк перешагнул границы нашей Родины. Весь мир заговорил о советском цирке как о лучшем цирке. И было бы неправильно объяснять этот успех исключительно профессиональным мастерством артистов советского цирка в его трюковой части, хотя это имеет, конечно, громадное значение. Основа успеха советского цирка лежит в его передовой идейности, в том, что советский цирковой артист, будучи общественным деятелем, в своем искусстве несет определенные общественно значимые идеи, в конечном счете — идеи коммунизма. В своем творчестве советский цирковой артист, основываясь на реальных жизненных чертах советского человека, прославляет высокие моральные и этические идеи нового общества. И в этом высшее выражение народности советского цирка, ибо в основе самого понятия народности лежит передовая идейность. Именно этим обусловлена народность советского циркового искусства.
Н. Ельшевский,
артист цирка
Журнал «Советский цирк» июнь 1959