Размышления о будущем цирка. Ю. Дмитриев
Деятелям нашего цирка следует время от времени задумываться о перспективах развития циркового искусства. Если мы все: и работники цирка и его любители — а ведь нас много — внесем свои предложения, то, выбрав наиболее удачные из них, можно будет создать план развития циркового искусства. Вот в этом общем деле и я хотел бы принять посильное участие.
Чем страдает наш цирк? Однообразием номеров. Не так уже неправы те, кто говорит: мы ходим в цирк раз в два-три года и, увы, даже в этом случае встречаемся с номерами, похожими один на другой как две капли воды.
Бороться за то, чтобы один номер не был похож на другой, стал бы своеобразным произведением искусства, — важная задача, стоящая перед деятелями нашего цирка.
Несколько предложений в этой области я и хотел бы сделать.
Дрессировка животных
Мои предложения в данной области не являются новостью, но примеры, о которых я собираюсь говорить, во всяком случае, основательно забыты.
Можно создать номер, в котором в одной клетке находились бы львы, тигры, может быть, леопарды или ягуары, а рядом с ними пугливые лани, добродушные овцы, красивые козы и веселые пони.
В начале нашего века подобный номер пытался подготовить немецкий укротитель Генрих Мерман. Долго он бился со своим удивительно разнообразным поголовьем, и вот уже на завтра была назначена премьера. Но ночью в цирке произошел пожар, и, когда туда прибежал укротитель, его ждали только обгорелые кости зверей.
Может быть, потому что для создания подобной группы требуются большие усилия и настоящий талант дрессировщика, такая попытка не повторилась. А почему бы не попробовать это сделать нашим артистам? Таланта и упорства у них хватит.
Это была бы сенсация: львы и козы в одной пирамиде, тигр, перепрыгивающий через баранов, леопард — наездник на пони. Сколько комических трюков и положений здесь можно было бы придумать!
Теперь пример совсем в другом роде: стадо дрессированных свиней.
Свиней?! Но что могут делать свиньи? Очень многое: прыгать через препятствия, исполнять так называемую «свободу», вальсировать, садиться и ложиться по приказанию дрессировщика, ходить на задних ногах; на свиньях ездят верхом, и их запрягают в тележки. Мало ли что еще можно придумать!
А сколько поводов для шуток и сатирических выпадов дают свиньи! Свинья и осел, пожалуй, чаще других зверей встречаются в баснях. Со свиньями всегда выступал А. Л. Дуров, и многие его лучшие шутки связаны с этими животными. Весь мир объехал со своими дрессированными свиньями русский артист Матвей Бекетов, и в лучших цирках он неизменно был гвоздем программы.
Наши артисты иногда ищут зверей для дрессировки очень далеко, один даже попросил, чтобы ему выписали из Африки жирафов, а здесь объект для дрессировки совсем рядом, его можно купить на любом базаре.
Представьте себе афишу: «Двенадцать дрессированных свиней».
«Эге, — скажет даже тот, кто редко бывает в цирке, — вон куда пошло: свиней начали дрессировать, интересно, чему они их там научили. Надо пойти посмотреть, это не собаки, не лошади и даже не львы, которых я видел десятки раз».
Водный цирк
Совсем недавно мы радовались успеху впервые созданного в нашей стране балета на льду. Это действительно большое достижение. А теперь стоит подумать об организации циркового представления на воде. Кажется, такого пока еще не было, хотя удачные попытки его создания делались и в Москве и в Ленинграде.
В трех-четырех цирках (Москва, Ленинград, Минск, Ростов-на-Дону) есть готовое оборудование для пуска воды, для остальных цирков можно было бы создать передвижное оборудование.
Представление может называться «Карнавал на воде». В нем примут участие прыгуны с вышек и трамплинов. Тот, кто бывал на водных соревнованиях, знает, какое это захватывающее зрелище.
Потом может идти фигурное плавание, этот изящный вид спорта получает все большее развитие и у нас в стране и за рубежом. В 1958 году в Голландии по фигурному плаванию было проведено первенство Европы. Тот, кто видел пловцов-фигуристов, не мог не восхищаться, наблюдая, как они ловко и легко проделывают свои трюки.
А воздушный полет, если для него вместо стандартной сетки мерой страховки будет служить вода. Разве от этого он не выиграет?
Когда-то еще в старом цирке артисты Ван дер Вельде, Саша де Цырил и Евгений Рени прыгали с большой высоты в горящий бассейн. В их номерах явно было стремление подчеркнуть опасность, поиграть на нервах у публики.
Конечно, от этого следует отходить, но сам прыжок был очень эффектен, и его можно включить в наш цирк.
В бассейне арены можно было бы показывать дельфинов, играющих в баскетбол. Это не фантазия, подобные опыты уже делались.
Здесь совсем по-новому могут повести себя морские львы. Здесь можно демонстрировать тюленей и моржей. Кто знает, может, в условиях водного цирка по-настоящему раскроются «таланты» белых медведей...
А сколько комических сцен может быть разыграно на воде! В водном цирке должна быть большая группа разных клоунов. Они могут исполнять комические прыжки в воду, проводить пародийную игру в водное поло, разыгрывать сценку «спасения утопающего».
Венчать представление может великолепный фейерверк, который придаст зрелищу фееричность.
Маяковского на арену
В. Маяковский написал для цирка большую пьесу «Москва горит» (1905 год); жаль, что сейчас она отсутствует в репертуаре. Но здесь я хочу повести речь не о ней, а о пьесе «Клоп». Вчитайтесь в пьесу, и вы легко убедитесь, что это эксцентрическое произведение, развернутая талантливая клоунада.
Вспомните сцену свадьбы Пьера Скрипкина и дочери мадам Ренесанс. Разве ее нельзя решить клоунскими приемами? А последний акт пьесы, в котором Присыпкин сидит в клетке в зоологическом саду, рядом с клопусом-нормалисом. Где, как не в цирке, можно с особенной убедительностью воссоздать этот «зоологический сад»!
А разве не эксцентричны образы мадам Ренесанс, Олега Баяна и многих других персонажей? А что, как не чистая эксцентрика — интермедия с пожарной командой?
Конечно, эта пьеса может и должна идти в театрах. Иные из них, скажем Московский театр сатиры, поставили ее блестяще. Но, я убежден, в цирке она зазвучит по-новому, более эксцентрично и более сатирично.
В борьбе за повышение идейности и мастерства наших клоунов постановка «Клопа» имела бы огромное значение. Может быть, на первое время для некоторых ролей потребуется пригласить актеров из театра. Совместная работа повысит культуру деятелей цирка и поможет деятелям театра лучше понять специфику цирка.
После такого опыта можно приступить к написанию и постановке новых больших клоунских спектаклей. А это будет вещь совсем новая для цирка.
Что следует вспомнить
В конце 30-х годов Ф. И. Прашек, тогда работавший в Управлении цирками, усиленно пропагандировал идею организации чемпионата боксеров-профессионалов. Помнится, что эта идея поддерживалась и в спортивных кругах (на одном из совещаний присутствовали В. Михайлов, Н. Королев, К. Градополов и другие в прошлом известные боксеры). Почему бы эту идею не осуществить? Бокс — это состязание мужественных, и у нас его любят. Матчи боксеров можно организовать и проводить так, что это станет активной пропагандой спорта, особенно в небольших и средних городах, где редко проводятся крупные соревнования.
Артист Г. Кадников и цирковой журналист Н. Ознобишин предлагали в 30-е годы создать оригинальный номер с боксерскими грушами. Несколько позже артист эстрады В. Николаев выдвинул проект создания невиданного на арене номера с луками и стрелами. Почему бы с помощью авторов не реализовать эти предложения? Да разве только этим ограничивается дело?
Ведь в некоторых жанрах у нас нет или почти нет исполнителей. Нет чревовещателей, нет художников-моменталистов, нет дровосеков, какими были Джонсон и Лаурер, нет музыкальных клоунов, какими были Бим-Бом, почти нет (во всяком случае, хороших) эксцентриков. А ведь в каждом из названных жанров можно сделать много интересного.
Надо все время искать новое и в то же время восстанавливать старое, забытое, но могущее и сегодня послужить нашему цирку. Жить творчески боспокойно должны все, кто связан с цирком: артисты, режиссеры, директора цирков, работники аппарата Союзгосцирка. Творческая активность, творческое плодотворное беспокойство — это одно из лучших свойств артистов советского цирка, и за то, чтобы оно усиливалось, я и выступаю в этой статье.
Ю. ДМИТРИЕВ
Журнал «Советский цирк» апрель 1959