В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Размышления о будущем цирка. Ю. Дмитриев

 

Деятелям нашего цирка следует вре­мя   от     времени     задумываться   о перспективах  развития    циркового искусства.  Если мы  все:   и работ­ники цирка и его любители — а ведь нас много — внесем свои предложения, то, вы­брав наиболее удачные из них, можно бу­дет создать план развития циркового ис­кусства. Вот в этом общем деле и я хотел бы принять посильное участие.

Чем страдает наш цирк? Однообразием номеров. Не так уже неправы те, кто го­ворит: мы ходим в цирк раз в два-три го­да и, увы, даже в этом случае встречаемся с номерами, похожими один на другой как две капли воды.

Бороться за то, чтобы один номер не был похож на другой, стал бы своеобраз­ным произведением искусства, — важная задача, стоящая перед деятелями нашего цирка.

Несколько предложений в этой области я и хотел бы сделать.

 

Дрессировка животных

 

Мои предложения в данной области не являются новостью, но примеры, о кото­рых я собираюсь говорить, во всяком слу­чае, основательно забыты.

Можно создать номер, в котором в од­ной клетке находились бы львы, тигры, может быть, леопарды или ягуары, а рядом с ними пугливые лани, добродушные овцы, красивые козы  и  веселые  пони.

В начале нашего века подобный номер пытался подготовить немецкий укротитель Генрих Мерман. Долго он бился со своим удивительно разнообразным поголовьем, и вот уже на завтра была назначена премь­ера. Но ночью в цирке произошел пожар, и, когда туда прибежал укротитель, его ждали только обгорелые кости зверей.

Может быть, потому что для создания подобной группы требуются большие уси­лия и настоящий талант дрессировщика, такая попытка не повторилась. А почему бы не попробовать это сделать нашим ар­тистам? Таланта и упорства у них хватит.

Это была бы сенсация: львы и козы в одной пирамиде, тигр, перепрыгивающий через баранов, леопард — наездник на по­ни. Сколько комических трюков и положе­ний здесь можно было бы придумать!

Теперь пример совсем в другом роде: стадо дрессированных свиней.

Свиней?! Но что могут делать свиньи? Очень многое: прыгать через препятствия, исполнять так называемую «свободу», вальсировать, садиться и ложиться по при­казанию дрессировщика, ходить на задних ногах; на свиньях ездят верхом, и их за­прягают в тележки. Мало ли что еще можно придумать!

А сколько поводов для шуток и сатири­ческих выпадов дают свиньи! Свинья и осел, пожалуй, чаще других зверей встре­чаются в баснях. Со свиньями всегда вы­ступал А. Л. Дуров, и многие его лучшие шутки связаны с этими животными. Весь мир объехал со своими дрессированными свиньями русский артист Матвей Бекетов, и в лучших цирках он неизменно был гвоздем программы.

Наши артисты иногда ищут зверей для дрессировки очень далеко, один даже по­просил, чтобы ему выписали из Африки жирафов, а здесь объект для дрессировки совсем рядом, его можно купить на любом базаре.

Представьте себе афишу: «Двенадцать дрессированных свиней».

«Эге, — скажет даже тот, кто редко бы­вает в цирке, — вон куда пошло: свиней начали дрессировать, интересно, чему они их там научили. Надо пойти посмотреть, это не собаки, не лошади и даже не львы, которых я видел десятки раз».

 

Водный цирк

 

Совсем недавно мы радовались успеху впервые созданного в нашей стране бале­та на льду. Это действительно большое до­стижение. А теперь стоит подумать об ор­ганизации циркового представления на во­де. Кажется, такого пока еще не было, хо­тя удачные попытки его создания дела­лись и в Москве и в Ленинграде.

В трех-четырех цирках (Москва, Ленин­град, Минск, Ростов-на-Дону) есть готовое оборудование для пуска воды, для осталь­ных цирков можно было бы создать пере­движное оборудование.

Представление может называться «Кар­навал на воде». В нем примут участие прыгуны с вышек и трамплинов. Тот, кто бывал на водных соревнованиях, знает, ка­кое это захватывающее зрелище.

Потом может идти фигурное плавание, этот изящный вид спорта получает все большее развитие и у нас в стране и за рубежом. В 1958 году в Голландии по фи­гурному плаванию было проведено первен­ство Европы. Тот, кто видел пловцов-фи­гуристов, не мог не восхищаться, наблю­дая, как они ловко и легко проделывают свои трюки.

А воздушный полет, если для него вместо стандартной сетки мерой страховки будет служить вода. Разве от этого он не выиграет?

Когда-то еще в старом цирке артисты Ван дер Вельде, Саша де Цырил и Евгений Рени прыгали с большой высоты в горя­щий бассейн. В их номерах явно было стремление подчеркнуть опасность, поиг­рать на нервах у публики.

Конечно, от этого следует отходить, но сам прыжок был очень эффектен, и его можно включить в наш цирк.

В бассейне арены можно было бы по­казывать дельфинов, играющих в баскет­бол. Это не фантазия, подобные опыты уже делались.

Здесь совсем по-новому могут повести себя морские львы. Здесь можно демонст­рировать тюленей и моржей. Кто знает, может, в условиях водного цирка по-насто­ящему раскроются «таланты» белых мед­ведей...

А сколько комических сцен может быть разыграно на воде! В водном цирке должна быть большая группа разных кло­унов. Они могут исполнять комические прыжки в воду, проводить пародийную игру в водное поло, разыгрывать сценку «спасения  утопающего».

Венчать представление может велико­лепный фейерверк, который придаст зре­лищу фееричность.

Маяковского на арену

В. Маяковский написал для цирка боль­шую пьесу «Москва горит» (1905 год); жаль, что сейчас она отсутствует в репер­туаре. Но здесь я хочу повести речь не о ней, а о пьесе «Клоп». Вчитайтесь в пьесу, и вы легко убедитесь, что это эксцентриче­ское произведение, развернутая талантли­вая клоунада.

Вспомните сцену свадьбы Пьера Скрипкина и дочери мадам Ренесанс. Разве ее нельзя решить клоунскими приемами? А последний акт пьесы, в котором Присыпкин сидит в клетке в зоологическом саду, рядом с клопусом-нормалисом. Где, как не в цирке, можно с особенной убедитель­ностью воссоздать этот «зоологический сад»!

А разве не эксцентричны образы ма­дам Ренесанс, Олега Баяна и многих других персонажей? А что, как не чистая эксцентрика — интермедия с пожарной командой?

Конечно, эта пьеса может и должна идти в театрах. Иные из них, скажем Московский театр сатиры, поставили ее блес­тяще. Но, я убежден, в цирке она зазвучит по-новому, более эксцентрично и более са­тирично.

В борьбе за повышение идейности и мастерства наших клоунов постановка «Клопа» имела бы огромное значение. Мо­жет быть, на первое время для некоторых ролей потребуется пригласить актеров из театра. Совместная работа повысит культуру деятелей цирка и поможет деятелям театра лучше    понять   специфику цирка.

После такого опыта можно приступить к написанию и постановке новых больших клоунских спектаклей. А это будет вещь совсем новая для цирка.

 

Что следует вспомнить

 

В конце 30-х годов Ф. И. Прашек, тог­да работавший в Управлении цирками, усиленно пропагандировал идею органи­зации чемпионата боксеров-профессиона­лов. Помнится, что эта идея поддержива­лась и в спортивных кругах (на одном из совещаний присутствовали В. Михайлов, Н. Королев, К. Градополов и другие в про­шлом известные боксеры). Почему бы эту идею не осуществить? Бокс — это состяза­ние мужественных, и у нас его любят. Матчи боксеров можно организовать и про­водить так, что это станет активной про­пагандой спорта, особенно в небольших и средних городах, где редко проводятся крупные соревнования.

Артист Г. Кадников и цирковой журна­лист Н. Ознобишин предлагали в 30-е го­ды создать оригинальный номер с боксер­скими грушами. Несколько позже артист эстрады В. Николаев выдвинул проект соз­дания невиданного на арене номера с лу­ками и стрелами. Почему бы с помощью авторов не реализовать эти предложения? Да разве только этим ограничивается дело?

Ведь в некоторых жанрах у нас нет или почти нет исполнителей. Нет чревовещате­лей, нет художников-моменталистов, нет дровосеков, какими были Джонсон и Лаурер, нет музыкальных клоунов, какими были Бим-Бом, почти нет (во всяком слу­чае, хороших) эксцентриков. А ведь в каждом из названных жанров можно сде­лать много интересного.

Надо все время искать новое и в то же время восстанавливать старое, забытое, но могущее и сегодня послужить нашему цирку. Жить творчески боспокойно долж­ны все, кто связан с цирком: артисты, ре­жиссеры, директора цирков, работники ап­парата Союзгосцирка. Творческая актив­ность, творческое плодотворное беспокой­ство — это одно из лучших свойств артис­тов советского цирка, и за то, чтобы оно усиливалось, я и выступаю в этой статье.

 

Ю. ДМИТРИЕВ

Журнал «Советский цирк» апрель 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100