В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Клоун, которого хочется увидеть

 

 

        Выступает   Георгий   Правдин! —торжественно     объявляет    инспектор манежа.

Оркестр  играет мажорный,  помпезный   выход. На манеже никого нет. Инспектор удивленно озирается.  И  вдруг на галерке раздается  задорный  громкий  голос:

Я здесь!

Почему вы забрались так высоко?

Чтобы лучше  все видеть! — звучит в  ответ.

Что же вы  оттуда  видите?

Я   вижу   бюрократов,   головотяпов,   равнодушных   начальников и карьеристов, которые сидят в некоторых учреждениях.

Идите сюда вниз.

Не могу.

Почему?

Я жду, когда сюда поднимутся те, кому надлежит, чтобы уви­деть тех, кого они не видят из своих кабинетов.

—Но  вас ждут зрители.

Извините.   Иду.   Прыгаю   вниз.

А вы не боитесь?

Нет.  Лететь  вниз  боится  только тот,  кто занимает  по  ошибке высокий пост. А мне и наверху и внизу неплохо.

 

Друзья!  Я  видеть  вас  хочу!

Мои  к  вам чувства неизменны,

И  я стрелою к вам лечу,

Чтоб  вас  приветствовать  с  арены!

 

И клоун в ярком, сверкающем блестками костюме поднимает пистолет.

—Салют, друзья! — кричит он.

Залп. Фейерверк — и клоун внезапно возникает в центре манежа. Он улыбается. У него обаятельная умная улыбка.

В ярком свете прожекторов стоит он и читает монолог. Этот мо­нолог написан настоящим поэтом и настоящими стихами. В нем го­ворится о его любви к арене, обо всем, что волнует клоуна, что его смешит и печалит.

Монолог пронизан острыми репризами, в нем звучит гражданский пафос. Клоун клеймит поджигателей войны, разделывается оружием смеха со взяточниками, с подхалимами, с халтурщиками. По ходу монолога он показывает смехотворные образцы халтурной продук­ции, демонстрирует карикатурные портреты мастеров холодной войны, показывает в моно-пантомиме, как взяточник борется сам с собой — «брать  или  не брать»   и т.  д.

К участию в своем монологе клоун привлекает дрессированных животных — лошадь, осла, собаку, кошку, курицу и т. п. Клоун го­ворит и о любви. Он клеймит донжуанов-попрыгунчиков. Клоун ри­сует забавные живые диаграммы и графики, иллюстрирующие его мысль о  культуре, о вежливости и т. п.

Вместе со зрителями, которых он вовлекает в песню, исполняет он под оркестр куплеты о людях, которые строят новую жизнь, создают счастье и не могут проходить спокойно мимо недостатков, тормозящих  наше  движение  вперед...

И вдруг на манеже возникает гора, и коверный с альпенштоком в руках лезет на эту гору.

—Не долезет! — кричит клоун.

Коверный спотыкается, катится  вниз. А клоун радуется и кричит:

—Ага!   Что  я   говорил?!

Но коверный опять взбирается  на гору.

—Не-ет!  Не долезет... сверзится! — хихикает  клоун.

Но коверный, проявляя смелость и находчивость, достигает вер­шины.

И клоун в стихах объясняет свое поведение: он изображал сей­час тех маловеров и недоброжелателей, которые смотрят из-за океана на наш   путь к победным вершинам семилетки.

Боевыми, призывными стихами — яркими, лаконичными, остры­ми — заканчивает он свое антре и взлетает под купол, откуда про­щается со зрителями...

Пока это только фантазия, только наброски будущего номера, вероятно, еще корявые, недостаточно продуманные, не очень связ­ные. Но мне кажется, что нужен такой номер и нужен такой клоун. Советский цирк ждет на своих манежах клоуна-агитатора, клоуна-трибуна — веселого, умного, смелого, немного философа, злобо­дневного  и   изобретательного.

Наряду с коверными, клоунами-буфф, музыкальными эксцентри­ками  и  куплетистами  нужен  и  такой  клоун.

Думается, что нашим артистам цирка (и главным образом мо­лодым, начинающим), писателям и поэтам, пишущим (к сожалению, мало!) для  цирка, следует серьезно подумать об этом.

Наш  цирк    ждет клоуна-трибуна, и   он должен  выйти  на  манеж!

 

Иван МАНЕЖНЫЙ 

Журнал «Советский цирк» май 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100