Необыкновенный концерт
Рассказ
Если бы маленький мальчик, вместо того чтобы мечтать стать летчиком, пожарным или шофером, вдруг захотел бы стать Олегом Поповым, я не удивилась! Он ребенок! Вырастет и станет летчиком, пожарным или шофером, а возможно, даже и Олегом Поповым! Но когда моя дочь, взрослая дочь, хочет стать клоуном, это как-то просто не укладывается в моей бедной голове! С твоей внешностью, способностями, наконец, с твоей гениальной фигурой!..
— Мама, фигура не может быть гениальной!
— Значит, по-твоему, у Улановой не гениальная фигура?
— Нет! Уланова — гениальная балерина с великолепной фигурой! А я буду гениальным клоуном с великолепной фигурой!
— Марина, ты же с первого класса мечтала стать учительницей! Какая благородная профессия! А в клоуны мы, в крайнем случае, Вовку пустим... Скажи мне правду: может быть, ты влюбилась в клоуна? Но ведь совершенно не обязательно, чтобы его жена тоже была клоуном. Даже скучно! Марина, пойди на производство, получи специальность!
— А клоуны, по-твоему, не люди? Ты же знаешь, что я с детства люблю цирк!
— Все дети с детства любят цирк!
В комнату вошла домработница Настя и прыснула в кулак.
— Что это у вас, Нина Петровна, никак чулки на спине...
Нина Петровна сняла с пояса, завязанные бантиком чулки и сказала:
— Не остроумно! Ищу их все утро! Настя, я сейчас выпью чаю, и мне пора на дежурство.
— А где же мой передник? — спохватилась Настя. — Только сейчас руки вытирала.
— Что это на мне такое мокрое? — испугалась Нина Петровна. — Настя, фартук на мне! Марина, прекрати глупости!
— Ах, у меня нет таланта? — смеялась Марина. — Ничего, признаете и талант! Настя, ну зачем же вы мамины чулки спрятали в карман?
Настя еще раз фыркнула и, вынув чулки из своего кармана, сказала:
— Чистая артистка!
Вечерам за ужином Нина Петровна продолжила утренний разговор,
— Подумать только, мать — врач, отец — инженер, а дочь собирается стать клоуном. Женщина-клоун! Абсурд!
— Ничего страшного! — бодро сказал Петр Иванович. — Даже интересно. Будет в семье свой Олег Попов, солнечный клоун!
— Хорошо, если солнечный! А если так себе, рядовой?
— Мама, но ведь и ты не Пирогов, а рядовой хирург, и папа не какой-нибудь Туполев, а рядовой инженер! И потом почему
обязательно клоун? Я могу стать акробатом, жонглером, фокусником, наездницей!
— Да что тебя заставляет идти в цирк? — почти простонала Нина Петровна.
— А вот на твой вопрос сейчас ответит мой брат. Вовка, скажи, за что тебя все во дворе уважают?
Отец и мать испуганно посмотрели на первоклассника Вовку, так как совершенно не предполагали, что его во дворе могут уважать.
Вовка не смутился и бойко ответил:
— За то, что моя сестра умеет представлять, как в цирке!
— Слышали?! — с торжеством спросила Марина.
— А, по-моему, она представляет даже лучше, чем в цирке! Потому что там разные артисты, а Маринка одна умеет все делать! И мяукает здорово!
— Ты умный мальчик! — сказала Марина. — Будешь ходить в цирк всю жизнь бесплатно! Выдам тебе постоянный пропуск.
— А зарплата в цирке приличная? — спросила Настя.
— Вполне! И бесплатное посещение цирка!
— Ну, если приличная, то чего же горевать? Вон из пятой квартиры согласны своего балбеса вовсе бесплатно пристроить, лишь бы при деле был. Интересно, сдельная зарплата или помесячная?
— И членам семьи в цирк бесплатно? — умирал от зависти Вовка. — Ну, самым близким родным родственникам?
— Я же сказала: будет тебе пожизненный пропуск! Послушайте! — Марина оживилась. — В цирковом училище я познакомилась со студентами первого курса! Вот я завтра приведу их к нам, они покажут, чему научились за год! Вам так понравится, что вы сразу поймете меня! Согласны?
— А что? — за всех сказал папа. — Не возражаем! Итак, завтра у нас концерт!
Следующим вечером Марина привела в маленькую комнату двух юношей и девушку. В большом чемодане «артисты» принесли свой реквизит, Марина тащила большой аккордеон.
— Потом познакомлю вас! — торопливо проговорила она. — Нужно ведь гримироваться, одеваться! Я буду объявлять номера! Настя, принесите нашу гитару!..
Публика — мать, отец, Настя и Вовка — чинно расселись в столовой, оставив просторное место для «арены».
Вскоре из-за дверей маленькой комнатки показалась Марина в нелепом белом балахоне.
— Уважаемая публика, сейчас вы увидите Витю Петрова. Он, конечно, еще только ученик, но ученик способный, и вы в этом сейчас сами убедитесь.
— Талант! — скептически сказала мама, покачивая головой. — А дикция… Левитан!
Марина скрылась за дверью. Послышалась какая-то возня, смех, что-то упало. Потом все смолкло, и из-за дверей выступил смешной толстый клоун. Вовка задохнулся от восторга. Лицо клоуна было белым, с красными кружочками на щеках и острыми черными бровями. Нос картошкой, рыжая пакля волос, пышный белый воротник...
Клоун легко сделал сальто, сыграл на гитаре, которую ему подала в дверь Маринина рука в белом балахоне, потом на аккордеоне, потом на мандолине, потом на крошечном саксофоне. Хриплым, как у простуженного петуха, голосом клоун крикнул:
— Гоп-ля-ля! Сыграл бы еще, но все музыкальные инструменты кончились! Нет ли у кого музыкальной расчесочки?
Петр Иванович с готовностью протянул свою расческу. Клоун приложил к ней кусочек папиросной бумаги и лихо заиграл «Чижика-пыжика» с вариациями.
— Сразу видно: артист! — вздохнула Настя. — Это, наверно, тот, чернявенький, что первый прошел.
— Что вы, Настя, — возразила Нина Петровна. — Тот был немного выше. Это второй, блондин!
— Не мешайте! — шикнул на них папа. Он был очень горд тем, что клоун так отлично играл на его расческе.
— И Маринка так смогла бы! — процедил сквозь зубы Вовка.
Опять появилась Марина в своем необъятном балахоне и объявила:
— Выступает Леночка Елкина! Акробатика и гимнастика!
Опять за дверью зашептались, завозились. И вот выпорхнула изящная Коломбина в черной полумаске. Она загадочно улыбнулась и начала красивый акробатический танец. Потом вдруг сделала «шпагат», ловко вскочила, опять растянулась в «шпагате». Потом сделала «мостик» и зубами подняла с пола свою перчатку. В заключение она на месте завертелась «колесом», да так быстро, что ее белая юбочка, розовые ноги и черная маска слились. Неожиданно она остановилась, загадочно улыбнулась, присела в полупоклоне, послала публике воздушный поцелуй и упорхнула за дверь.
— Браво! — крикнул Петр Иванович.
— Может, и Маринка так смогла бы, — неуверенно сказал Вовка, — Потренировалась бы и смогла!
— Очень прилично девушка представляет! — вежливо сказала Настя. — Хорошо бы нашей Мариночке так-то!
— Учтите, что эта Коломбина уже год проучилась, — сухо заметила мама. — Она уже профессионал!
— Коля Сухов! — объявила Марина. — Жонглер! Настя, дайте, пожалуйста, две мелкие тарелки.
— А с трещинкой можно? — спросила Настя.
— Целые, целые давайте! Полная сохранность посуды гарантируется!
Настя, косясь на Нину Петровну, подала две тарелки и села на место.
На «арену» вышел высокий тонкий мальчик-жонглер, в узком темном костюме, с блестками на коротком «фигаро». Гладкие черные волосы, черные вразлет брови и ниточка черных усиков делали его похожим на испанца. Маринины руки подали ему из-за дверей две длинные палочки, он пристроил на них тарелки, раскрутил их и, ловко балансируя ими, сел на пол, перевернулся на спину, вывернул руки и поднялся. Сбросив с палок тарелки и поймав их на лету, он поклонился.
— Чистый цирк! — прошептала Настя.
Вовка завистливо вздохнул: с его точки зрения, Марина не могла сделать такого фокуса... И вдруг, изменившись в лице, Вовка диким голосом закричал:
— Мама, папа, да ведь это все наша Маринка!.. Ура! Я узнал ее!.. У всех артистов одинаковый маникюр! Маринкин! И у жонглера, смотрите!..
И все увидели, что у жонглера действительно светлый розовый маникюр. И жонглер вдруг застеснялся и убежал в маленькую комнату.
А через минуту оттуда вышли два юноши и одна девушка, на руках у которой были пышные рукава от белого балахона...
— Перед вами выступала студентка циркового училища, ваша дочь Марина Крылова!
— Как студентка? Почему студентка? — всполошилась мама.
Из-за дверей выступила Марина, уже без черного парика, без усиков, но все еще в костюме жонглера.
— Мама, меня приняли, я уже студентка циркового училища! Все, что вы видели, я показала в училище, и меня приняли!..
— Ура! — гаркнул Вовка. — Когда же я получу пропуск в цирк?..
Наталия ПАНКРАТОВА
Журнал "Советский цирк" Май.1960 г