Декабрьские письма
Деятельность передвижных цирков
Деятельность передвижных цирков ширится с каждым годом. Нет ни одного крупного города, где бы они не побывали. И всюду трудящиеся проявляют к ним большой интерес. Что говорить, условия работы в передвижных цирках труднее, чем в стационарных, и наши мастера, как правило, не принимают участия в их программах. Несколько изменяется это положение летом, когда с закрытием зимних цирков часть ведущих артистов некоторое время работает в передвижных коллективах.
Внешний вид шапито мало привлекателен. Руководство Союзгосцирка и передвижных цирков все еще мало внимания обращает на его оформление, рекламу и внутреннее убранство. Разумеется, требуется не только высокий уровень программ, но и хорошее качество костюмов, грима, реквизита, бутафории. Все это самым благотворным, образом отразилось бы на моральном и творческом самочувствии передвижных коллективов.
При упорной и настойчивой работе многого можно добиться. В этом я убедилась минувшим летом во время выступлений в программе 13-го передвижного цирка. Это была моя первая встреча с передвижным цирком, и я с радостью отметила, что там оказались хорошие номера, вполне отвечавшие строгим требованиям стационарного цирка. Общими усилиями мы создали интересную программу, которую ставил режиссер Н. Зиновьев. Зрители остались довольны представлением, и по просьбе трудящихся наше пребывание в Ярославле было продлено. Партийные и общественные организации благодарили участников программы. Творческому коллективу были вручены почетные грамоты, в его адрес высказано много теплых слов и пожеланий. Высоко оценила работу коллектива и местная печать. Встреча с передвижным коллективом оставила у меня отрадное впечатление. Я решила в предстоящем летнем сезоне 1961 года участвовать в работе передвижного коллектива не только как исполнительница. Известно, что на стажировку в передвижные цирки приезжают молодые артисты, окончившие ГУЦИ. В программу включаются и мало «обкатанные» номера. Я решила взять шефство над группой молодых артистов, оказать им художественную помощь, содействовать их творческому росту.
Я призываю к этому всех наших мастеров. Надеюсь, что ведущие мастера циркового искусства откликнутся на мое обращение.
И. БУГРИМОВА,
народная артистка РСФСР
Письмо из Владивостока
Жители нашего города любят цирк и всегда с нетерпением ждут открытия сезона. Но старожилы не спешат на первые представления, зная, что правильное впечатление о программе можно составить примерно через неделю после открытия. В текущем году это «правило» полностью подтвердилось.
В долгожданный вечер начала сезона после парада, о котором можно лишь сказать, что он традиционен, честь открытия программы была предоставлена велофигуристам Александровым. Артисты, которых знают во Владивостоке как хороших исполнителей, бойко разъехались по арене, встреченные дружными аплодисментами. Но Александровы не оправдали надежд. Внезапно сорвался один из трюков. Попытка повторить его оказалась неудачной, и артисты кое-как довели номер до конца. Неудачное начало сразу снизило праздничное настроение и повлияло на других артистов, вследствие чего они выступили ниже своих возможностей.
На следующий день Александровы опять начинали программу и выступали еще хуже. Трюки срывались один за другим, и зрители испытывали чувство неловкости, глядя на бесплодные попытки артистов как-нибудь выйти из положения.
На фоне провала Александровых такие недостатки, как расхождение некоторых номеров с оркестром, отсутствие должных костюмов у акробатов Алексеевой и Щербакова, нерасторопность униформистов, показались совершеннейшими пустяками.
Программа первого отделения долго не могла установиться: одни артисты приезжали, другие уезжали, прибывали костюмы и реквизит. Процесс становления продолжался недели две, пока наконец не были вывешены афиши с указанием состава участников премьеры.
Такая организация работы, когда первые представления являются, по существу, генеральными репетициями в присутствии зрителей, вызывает законное недовольство любителей цирка.
Строительство цирка в г. Горьком
В Горьком, в Канавинском районе, на бывшей Владимирской площади, начинается строительство зимнего цирка на 2000 мест. Строительство рассчитано на 3 года.
В текущем году должны быть выполнены работы «нулевого цикла» (устройство фундаментов, стен подвала, перекрытия над подвалом и т. д.). Проект разработал Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий (Гипротеатр) Министерства культуры СССР (авторы — архитекторы С. Сатунц и Е. Шаркова). Рядом с цирком для артистов будет построено общежития типа гостиницы на 150 мест. На рисунке: главный фасад Горьковского цирка.
Т ИВАНОВА,
Журнал «Советский цирк» декабрь.1960 г