Как не надо
Цирковые представления на стадионах неизменно пользуются успехом и любовью зрителей.
Закономерность и целесообразность выхода цирка на стадионы, на ледяные площадки, на «голубые арены» лежит в самой природе, в самой сущности, цирка как массового и подлинного народного искусства. Речь идет, разумеется, не о механическом переносе цирковых программ на обширное поле стадиона в погоне за «кассовым» эффектом, хотя бы такого рода мероприятия и именовали «Встречами друзей», «Праздниками цирка» и т. п.
Массовые цирковые представления — дело серьезное. Они требуют и своеобразного построения и особого оригинального решения. Многие хорошо знакомые номера в этих условиях приобретают новые качества, обогащаются интересными возможностями, яркими трюками. Выход цирка на стадионы и на «голубые арены» в значительной мере стимулирует создание новых номеров и помогает рождению новых цирковых жанров.
Надо полагать, что именно поэтому Союзгосцирк уделяет немало внимания этому виду цирковых зрелищ, создавая специальные сценарные планы, посылая в периферийные цирки режиссеров, художников. Для инструктирования и для постановок массовых цирковых представлений.
Подготовка такого рода зрелищ — дело непростое. Оно требует продуманности, тщательности, четкой организованности. Поспешность, небрежность, надежда на снисходительность зрителя — все эта приводит не только к срыву отдельных представлений, но иногда и к дискредитации такого рода массовых цирковых зрелищ.
Огорчительной, например, оказалась организация в этом сезоне выезда Таллинского цирка на стадион города Пярну. Таллинский стационарный, цирк заслужил своими программами добрую славу. Есть в Таллине два спортивных стадиона, вполне пригодных для организации на них массовых зрелищ. Почему бы в летние месяцы не проводить на этих стадионах последние заключительные представления каждой программы в форме массовых спортивно-цирковых праздников, с переносом этих праздничных зрелищ на стадионы периферии республики.
К сожалению, это не практикуется, а вместо того организуются эпизодические выезды то в Тарту, то в Пярну.
Так, 30 июля администрация цирка перенесла без достаточной, подготовки большую часть программы на стадион в Пярну. Именно без подготовки, благодаря чему трудно определить, что это было за «мероприятие»: запланированный выезд стационарного цирка или просто небольшая эскапада, прогулка в выходной день с администратором цирка во главе.
Афиш и плакатов, приглашавших «всех на. стадион», было более чем достаточно. Билеты раскупались бойко, места были не нумерованы, и количество проданных билетов значительно превысило вместимость трибун. Но организаторам этого показалось недостаточно: были выпущены со скидкой в 20 процентов с цены мест на трибунах билеты без всякого учета их количества. Предполагалось, очевидно, что зритель, выполнив свои главные обязанности, т. е, уплатив 8 рублей за вход за ограду стадиона, будет терпеливо стоять у стенки забора, переминаясь с ноги на ногу в течение двух с лишним часов.
Зрители заполнили трибуны более чем за час до начала представления, кроме того, около полутора тысяч «стоящих» зрителей разместилось вокруг поля стадиона. На глазах этого терпеливого и добродушно настроенного зрителя шли все приготовления к началу представления. Перед самой трибуной был огорожен круг — барьер манежа; тут же несколько униформистов стряхнули ковер и смели с пего пыль. Па поле стояли подъемный крап (для номера воздушных гимнастов) и две забытые грузовые автомашины, явно мешавшие зрителям, расположенным возле забора стадиона.
Как всегда в спешке, что-то не ладилось, какие-то номера отменялись, какую-то аппаратуру переставляли, какую-то уносили с поля.
Зритель терпеливо ждал.
Если верить программам Таллинского цирка, продававшимся в большом количестве на стадионе, за слаженность представления несут ответственность помимо директора, художественный руководитель И. Канчели и два инспектора манежа — К. Иванов и Е. Ясаков.
Но вот наступил долгожданный момент: программа началась. Она началась парадом. И хотя выход цирка на стадион — это праздник, прежде всего, спортивно-цирковой, и хотя в эти дни в Пярну шла усиленная подготовка к спортивным соревнованиям и можно было привлечь без особого труда легкоатлетов, гимнастов, велосипедистов и других,— парад открыли всего лишь несколько девушек-спортсменок, за которыми продефилировали участники программы. Место действия было ограничено узкими границами манежа, уложенного на стадионе: беговая дорожка и поле стадиона остались неиспользованными. Ни мотоциклы, ни участники конных номеров, ни украшенные автомашины, с жонглерами, клоунами, гимнастами в параде не участвовали. Несмотря на то, что это происходило в дни VII Международного фестиваля молодежи в Вене, в прологе не было произнесено ни слова о дружбе народов, как не было произнесено ни слона о дружбе цирка и спорта. Не было ни флагов братских республик, ни стягов спортивных обществ.
Но едва лишь этот скромный парад появился на манеже, оцепление, которое должно было, очевидно, удерживать стоящих в отдалении зрителей, бросилось к остановленным грузовикам, так как с них был лучше виден 13-ти метровый, затерявшийся на поле стадиона манеж. Тотчас же вслед за оцеплением на поле стадиона устремились и несколько сот зрителей, не имевших мест). Они расположились почти вплотную вокруг манежа. Напрасно ведущий трижды обращался к ним с просьбой вернуться на свои места. «Мест» не было, и зрители оставались на поле стадиона. В конце концов, ведущий просил только «не подходить ближе», так как нельзя будет вести представление.
Без подготовки, без торжественности начала, что является тоже характерной особенностью и любимой зрителем традицией советского цирка) артистам пришлось самим взять на себя всю трудность завоевания успеха. Конечно, опыт мастеров, качество их работы и любовь зрителя к цирку сделали свое дело; представление на стадионе зрителю в общем нравилось, артисты имели успех, даже несмотря па то, что в программе были некоторые номера, которые по своему характеру и по жанровым особенностям едва ли уместны на стадионе сатирический фельетон, читаемый в микрофон, пластический этюд при ограниченном количестве света и т. п.). Но выхода цирка на стадион, большого циркового зрелища не состоялось — организовать его не сумели.
А жаль. В Эстонии, где любят спорт и любят цирк, такие мероприятия могли бы проводиться систематически, стать одним из важнейших видов массовой работы цирка, а при хорошей организации могли бы своим успехом, достижениями, опытом обогатить и другие цирковые коллективы.
Интересно сопоставить, что место на трибунах на интереснейшее спортивно-цирковое представление «На голубой арене» в Москве, на Центральном стадионе им. Ленина в Лужниках, стоило пять рублей, а билет на. право стоять около забора на стадионе в Пярну — восемь рублей.
Не следует путать мероприятия «массовые» и «кассовые». Это далеко не одно и то же.
Л. БЕРНАЦКИЙ
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959