Заметки Дорвоза
В этом году мне исполнилось девяносто три года, из них семьдесят пять лет я провел на канатах «дора». Теперь, когда меня заменили сыновья и внуки, когда я стал только болельщиком цирка, мне хочется рассказать нашей молодежи, как жили мы — старые артисты цирка.
Большую половину жизни я прожил в годы, когда узбекские артисты — а нас было много: и комики — острословы, и музыканты, и кукольники, и певцы, и танцоры, и канатоходцы, и акробаты, и жонглеры и многие другие — жили вне закона. Мусульманская вера «ислам», и свод законов, по которому должно жить мусульманское общество, — «шариат» — считали искусство великим грехом, а артистов великими грешниками.
Но народ любил и искусство и нас, артистов-грешников. Любил и поддерживал — кормил, поил, одевал. Любили развлечения и богачи, многие из них даже покупали себе артистов.
А артисты, которые бродили по дорогам Ферганской долины, Бухары, Самарканда и далекого Хорезма с очень давних времен, много сотен лет, оправдывали свое искусство «благословением божьим».
Канатоходцы и плясуны на проволоке — «дорвозы» и «симдоры», так называли нас, — рассказывали такую легенду. Святой пророк Алий всю свою жизнь воевал с «неверными» (то есть с людьми другой веры). И вот пришел он к крепости Шахри-Хайбар. Эту крепость никто не мог покорить, потому что неверные жили там под защитой сказочных великанов-дивов. Вокруг крепости были высокие скалы, грязные потоки воды. Пророк Алий перебросил канаты, укрепив их на врытых в землю высоких бревнах, и все войско перешло по канату в крепость. Неверные были уничтожены, а сооружение, которое помогло разбить их, получило название «дор» и было благословлено самим пророком Алием. А поэтому и искусство «дорвоза» благословенное — «баракат». Если женщина хочет иметь ребенка, ей нужно только очень попросить дорвоза обойти вокруг нее семь раз и... у нее родится сын! А сами канатоходцы начинали представления с молитвы, в которой благодарили пророка Алия. Да и все представление проходило под музыку и чтение различных стихов.
Чтобы понять, как мы трудились, я расскажу, как устраивался «дор» и «симдор» — конструкция для хождения по канатам и конструкция для хождения по проволоке.
Брали три или пять бревен, их связывали веревками в мачту высотой 25—30, а иногда и 40—50 м. К мачте крепился центральный канат. Поперек мачты шла деревянная перекладина длиной 4—4,5 м, от которой отходили боковые растяжки. Они закреплялись внизу, на земле, поддерживая мачту. Центральный канат шел в двух направлениях: на подъем и на спуск (таким образом, мачта закреплялась с четырех сторон).
Выше перекладины метра на 1,5—2 перпендикулярно мачте, на одной параллели с перекладиной, прикреплялась доена. Она крепилась серединой к верхнему концу мачты, края связывались с перекладиной (получался двойной упор, это крепление не давало возможности сломаться перекладине). Под доской устанавливалось нечто вроде зонта, а от перекладины вешались с двух сторон трапеции, трехступенчатая и одинарная (или двойная).
Центральный канат, по которому дорвоз поднимался, шел под углом 25—30, а канат с другой стороны — под углом 50—55 градусов. Приблизительно на середине каждого каната устанавливались козлы из бревен высотой 20—25 м (бревна крепятся между собой, так же как и мачта). Между козлами и мачтой делались пять-шесть растяжек для того, чтобы лучше укрепить сооружение. Эти растяжки прикреплялись к кольям, вбитым в землю. Когда дорвоэ работал, его помощники придерживали колья... Трудно было вбивать эти деревянные колья — почва у нас сухая, твердая. Веревки были шерстяные, диаметром 60—70 мм. Шерстяные веревки растягивались, так что тугой натяжки не могло быть, а блоков тогда мы не знали.
Для того чтобы соорудить «симдор», устанавливали двое деревянных козел высотой 5—6 м, между ними натягивали проволочный трос длиной 5—6 м. Проволоку, как и канат, мы делали сами: мы нагревали тонкие струны и затем их скручивали. С обеих сторон козел крепили шерстяные канаты: во время прыжков они растягивались — создавалась амортизация.
Одевались мы в шаровары из плотной материи, внизу они были заужены, выше щиколотки завязывалась лента («пейнич», шириной в 10—12 см), и белую свободную рубашку («яхтак», перевязанную в талии вышитым платком — «бильбаком»). На голову надевалась тюбетейка. На ноги — ничего, работали всегда босые... Ступни ног трескались — кровь так и струилась с ног начинающих дорвозов... Кончалось представление, и раны засыпали жженой глиной, а завтра все повторялось сначала. Через несколько лет работы на ногах образовывались мозоли в два пальца толщиной.
В старину считалось, что дорвозом может стать только потомок дорвоза. Действительно, искусство наше чаще всего передавалось из поколения в поколение. И нужно сказать, не всегда маленький мальчик в семье дорвоза хотел унаследовать искусство своего отца, но нужда заставляла его в шесть-семь лет забираться под самое небо.
А нуждались мы очень! Много народу смотрело наши «игры», но не все имели деньги, чтобы заплатить за доставленную радость. А если нас приглашали баи, то тоже далеко не всегда щедро одаривали — чаще всего угостят ужином и халат поношенный подарят.
Богачи особенно любили смотреть, когда работали совсем маленькие дорвозы. Стоишь, бывало, смотришь, как ребенок, рискуя жизнью, проделывает сложные прыжки; отец его внизу крепления держит и с мальчика глаз не спускает, боится, а жирные баи сидят и гогочут... Так становилось больно и обидно!
Помню, был один дорвоз, очень хорошо его сынишка работал, тоненький такой, хорошенький. Однажды в Маргелане сорвался мальчик и разбился... И оказалось — это девочка. Не было сына у престарелого дорвоза, научил он дочку своему искусству. Ловко она работала, да слабенькая была, недолго проработала и погибла.
Я за свою жизнь тоже не один раз срывался. Помню, как-то сорвался в Ташкенте: слетел я с проволоки, зацепился пятками за трос, сделал полный оборот вокруг проволоки и сел опять на трос... Я не прекратил выступления, потому что, если бы ушел, мой авторитет надолго был бы испорчен. Я взял баланс и вновь проделал трюк. А когда кончилось представление, оказалось, что я сломал три ребра...
Лечили меня тогда по-своему — взяли кусок козьей шкуры, обмазали ее столярным клеем и заклеили ею правый бок. Работать я не мог после того целый год.
У дорвозов было правило — никогда не сдаваться, так учил меня мой отец. Он был очень популярным дорвозом — звали его Ташкенбай. Он мне часто рассказывал эпизоды из своей трудной жизни и всегда оканчивал рассказ словами: «Зритель не должен знать о трудностях нашей работы. Что бы ни случилось — улыбайся».
Один из эпизодов запомнился мне на всю жизнь. Был большой праздник в Ташкенте, и отец решил показать свое искусство на площадях большого города. Двенадцать дней шел он из Коканда в Ташкент (сейчас поезд довозит нас за двенадцать часов, а самолет за сорок минут!) и пришел усталый, не готовый для сложной работы.
Оказалось, в Ташкенте уже выступала группа дорвозов Сойибходжи, это был любимчик баев, он не разрешил отцу работать.
Отец, взвалив на плечи трапецию, вновь пустился в путь. Пришел он в город Туркестан, там был праздник, в котором принимали участие русские войска. Взяв напрокат бревна и веревки, отец устроил дор и начал представления.
Но сказались усталость и волнения — отец сорвался! Падение было более чем удачным — он зацепился за одну из растяжек и благополучно опустился на землю, правда, при этом получил значительные ушибы... Он поднялся и улыбнулся, собираясь повторить номер. Русский генерал потребовал подойти и объяснить, как могло случиться несчастье. Отец улыбнулся вновь и бодро ответил: «Это у нас так принято — при первом выступлении опускаться на землю таким способом». Генерал тоже улыбнулся, видимо, поняв хитрость отца, и разрешил ему повторить номер...
Да, тяжела и сурова была жизнь дорвоза! Работали под открытым небом, ночевали где придется, ели что придется и часто, невыспавшиеся и голодные, улыбались и забирались на дор, рискуя сорваться. Работали мы, конечно, без сетки, без лонжи и ни о какой страховке понятия не имели. А в результате — пустой карман и тяжелые увечья!
А сколько унижений и оскорблений мы переносили от «сильных мира сего»... Считалось большим почетом, если тебя приглашали участвовать на представлениях, устраиваемых каким-нибудь ханом. На этих саилях — празднествах — выступало сразу несколько групп народных артистов разных видов и жанров.
По приказу хана группы одного вида соревновались между собой. Далеко не всегда эти соревнования были именно соревнованиями, скорее это была жестокая конкуренция. Лучшим артистом считался тот, чье представление хан досмотрит до конца, но если хан уйдет во время представления, значит, ночью этого артиста изгонят из города. А для ханов показателем отличной работы не всегда являлось истинное мастерство, чаще всего их привлекали или красивые мальчики, или отчаянные прыжки...
Но как бы тебя ни унижали, ты обязан был гнуть спину перед каждым «баем».
Помню, шел я как-то по улице, задумался и не заметил мингбоши — тысяцкого Эгамберды, — ну, и не поклонился ему. Рассвирепел Эгамберды, велел отвести меня на конюшню. Там меня избили. А когда раны зажили, приказал мингбоши служить ему год, чтобы «научился» я уважать «власть». Целый год вынужден был я чистить ему оружие, лошадей, готовить «чилим» — курительную трубку, чистить одежду, обувь. Жил я в конюшне, спал в кормушке, ел остатки со стола привилегированных слуг, — денег мне, естественно, не платили.
Пока я прислуживал Эгамберды, вышел из формы. Кончил служить — работать начинать сразу не смог. Хорошо, что мы, бродячие артисты-бедняки, дружно жили: помогли мне другие дорвозы, народ помог — поили меня и кормили, пока я тренировался.
Вообще мы часто друг другу помогали. Помню, был среди нас дорвоз Мирза-Хаким. Он очень увлекался конным спортом, но лошадь купить никак не мог — денег не было. Собрали мы нужную сумму и купили ему лошадь. Оправдал наши надежды Мирза-Хаким: так он блестяще выступал на конных соревнованиях-игрищах — «улак», что всегда получал призы. Эти призы улучшили наш бюджет.
Несмотря на трудности, которыми была полна наша жизнь, искусство народных артистов было на высоте, ибо мы уважали народ, а народ любил наше искусство. Для народа мы и старались.
Только тот человек, кто от чистого сердца служит народу! Кто не знает радости труда, тот не знает и его плодов.
Ташкент. Старый город. Выступление дорвозов.