Воронеж - город А.Л. Дурова
Воронеж. С этим городом связано имя замечательного русского клоуна, гордости российского цирка — Анатолия Леонидовича Дурова — родоначальника славной цирковой династии.
Анатолий Леонидович открыто выступал против царского режима и произвола царских сановников и социального неравенства. Это был патриот своего отечества, блестящий артист, талантливейший дрессировщик животных, интересный художник и одаренный писатель-сатирик. Долгие годы его связывала дружба с А. М. Горьким, А. И. Куприным и другими писателями.
Не удивительно, что, приехав в Воронеж, в первый же свободный день я отправился в домик А. Л. Дурова. Улица Дурова спускается круто к реке Ворона. Вся заснеженная, с маленькими, занесенными снегом домиками, она напоминает старинные новогодние поздравительные открытки.
Дом № 2. О нем ходили легенды. Это был дом-музей, веселый, остроумный, сверкающий юмором, как его хозяин. Одержимый страстью коллекционирования, Анатолий Леонидович собирал все: чучела животных, археологические находки, живопись и скульптуру, газеты и книги, старинную утварь и одежду, минералы, оружие, всевозможные курьезы, оригинальную мебель, автографы, растения. Здесь находился первый снаряд, выпущенный японцами по Порт-Артуру, и сабля Шамиля, письма прабабушки Анатолия Леонидовича — знаменитой кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Здесь находилась большая библиотека, в которую был открыт доступ всем желающим, здесь была картинная галерея, в которой экспонировалось немало полотен, написанных самим А. Л. Дуровым. Он заполнил дом и сад смешными сатирическими плакатами, остроумными лозунгами и объявлениями. Здесь под домом был чудесный грот с аквариумом и террариумом, изобретательно сооруженные фонтаны. В годы войны все это погибло. Четыре дощечки с плакатами: «Кто ко мне приходит — делает мне удовольствие, а кто не ходит — делает одолжение», «Добрые гости — хозяину честь», «И гостя и деньги приходится часто занимать против воли», «Кто людей веселит, за того весь свет стоит», цветной портрет хозяина, написанный известным художником Александром Яковлевым, два бюста — А. М. Горького и А. Л. Дурова, картина, изображающая мертвую собачку-математика «Лильго» работы А. Л. Дурова (масло), огромная океанская раковина, две античные скульптуры да два чугунного литья льва в запущенном садике и несколько старых фотографий — все, что осталось в доме-музее от прежнего богатства.
Елена Робертовна и Анатолий Леонидович ДУРОВЫ на мотоцикле собственной конструкции на даче под Москвой. Фото из архива дома-музея
Пропали письма Горького, Куприна, Толстого и многих других. Дом разделен на квартиры и заселен посторонними людьми, над бетонированной комнатой-музеем сооружена большая помойная яма, завален грот, захламлены дворик и сад. Дом-музей А. Л. Дурова на улице его имени фактически не существует.
Жена Анатолия Леонидовича Елена Робертовна Дурова — в прошлом талантливая наездница и дрессировщица животных — с горечью рассказывает о том, каков был дом. В подтверждение своих слэв перелистывает пожелтевшие страницы му-зеЙного каталога с именами Верещагина, Айвазовского... Елене Робертовне сегодня 83 года, но она по-прежнему интересуется цирком, вспоминает пролситые годы и вдохновенно рассказывает об Анатолии Леонидовиче. Об этом было уже не раз написано, но в ее устах это звучит по-новому, взволнованно.
Второй муж Елены Робертовны — старый артист цирка, итальянец, уроженец Милана Карл Иванович Фаччиоли.

Елена Робертовна ДУРОВА
Он Елена Робертовна и Карл Иванович у себя дома с артистами Московского нового театра миниатюр был и «гладиатором», и эквилибристом, и каскадером, и человеком «мотофозо» (автомат), и дрессировщиком, и эксцентриком, и клоуном-буфф. Юношей он снимался в итальянском фильме «Камо грядеши?». Карл Иванович — это энциклопедия европейских цирков. Он отличный организатор и педагог, принимавший большое участие в создании советских цирков и в обучении многих мастеров спорта. По заданию А. В. Луначарского он не раз выезжал в отдаленные города Советского Союза налаживать цирковое искусство. С величайшей теплотой и неподдельным волнением рассказывает он о Дурове и о последних днях его жизни. У Анатолия Леонидовича была палка-трость черного дерева. На ней закреплялись усыпанные бриллиантами золотые и серебряные монограммы, подаренные Дурову директорами цирков всего мира и почитателями. В Мариуполе во время гастролей эта палка вдруг переломилась пополам. И томимый предчувствиями Дуров сказал: «Так будет и со мной здесь в этом городе». Через несколько дней Дуров скончался от сыпного тифа. Он попросил перо и бумагу и написал прощальное четверостишие жене...
Не щадя своих сил и здоровья, Карл Иванович пытается поддерживать некоторый порядок в саду и в доме. Сам оштукатурил стены, реставрировал бюст Анатолия Леонидовича, вытащил со дна реки чугунных львов, следит за садом, в котором весною буйно зацветает сирень. А полтора года назад он решил тряхнуть стариной, отремонтировал свой старый рыжий парик и выехал выступать на целинные земли.
Сейчас К. И. Фаччиоли на пенсии.
Тихо в маленькой квартирке, уставленной горшочками с зеленью, охраняемой старенькой собачкой «Шайтаном». На столике под портретом Анатолия Леонидовича стоит урна с его прахом, случайно найденная после войны на складе.
Карл Иванович Фаччиоли в фильме «Камо грядеши?» Фото из архива дома-музея
Имя Анатолия Леонидовича Дурова сияет ярким светом над манежами советского цирка и цирков всего мира. Его патриотизм, его гражданственность, острота его пера и его слова, талант дрессировщика и мастерство клоуна-сатирика являются и всегда будут являться великолепным примером для всех артистов нашего цирка. И дом, в котором он жил, должен быть сохранен для потомства. Это дело чести исполкома депутатов трудящихся города Воронежа, Министерства культуры СССР и Союзгосцирка. Нужно восстановить дом-музей Дурова, сосредоточить в нем все, что связано с его жизнью и деятельностью: личные вещи, книги, письма, фотографии и афиши, картины й портреты, репертуар А. Л. Дурова, рецензии о его выступлениях. Надо разыскать экспонаты его коллекций, обстановку, растащенную в дни войны и частично находящуюся в руках людей, не имеющих на нее никакого права, и вернуть ее дому музею. Нужно привести в порядок и по возможности восстановить сад, переселить в новые дома жильцов, не имеющих отношения к семье Дуровых, и поручить дом-музей заботам Елены Робертовны и Карла Ивановича. И нужно лучше обеспечить жизнь этих заслуженных стариков.
Это необходимо сделать из любви и уважения к памяти выдающегося артиста русского цирка. Это нужно сделать и для того, чтобы достойно увековечить память почетного гражданина города Воронежа.

Елена Робертовна и Карл Иванович у себя дома с артистами Московского нового театра миниатюр.
Владимир ПОЛЯКОВ
Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.