В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Воронеж - город  А.Л. Дурова  

 

 

Воронеж. С этим городом связано  имя замечательного русского клоу­на, гордости российского цирка — Анатолия Леонидовича Дурова — родоначальника славной цирковой дина­стии.

Анатолий Леонидович открыто высту­пал против царского режима и произвола царских сановников и социального нера­венства. Это был патриот своего отечест­ва, блестящий артист, талантливейший дрессировщик животных, интересный ху­дожник и одаренный писатель-сатирик. Долгие годы его связывала дружба с А. М. Горьким, А. И. Куприным и други­ми писателями.

Не удивительно, что, приехав в Воро­неж, в первый же свободный день я отправился в домик А. Л. Дурова. Улица Дурова спускается круто к реке Ворона. Вся заснеженная, с маленькими, занесенными снегом домиками, она напо­минает старинные новогодние поздрави­тельные  открытки.

Дом № 2. О нем ходили легенды. Это был дом-музей, веселый, остроумный, сверкающий юмором, как его хозяин. Одержимый страстью коллекционирова­ния, Анатолий Леонидович собирал все: чучела животных, археологические наход­ки, живопись и скульптуру, газеты и кни­ги, старинную утварь и одежду, минера­лы, оружие, всевозможные курьезы, оригинальную мебель, автографы, растения. Здесь находился первый снаряд, выпу­щенный японцами по Порт-Артуру, и сабля Шамиля, письма прабабушки Ана­толия Леонидовича — знаменитой кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Здесь находилась большая библиотека, в кото­рую был открыт доступ  всем желающим, здесь была картинная галерея, в которой экспонировалось немало полотен, напи­санных самим А. Л. Дуровым. Он запол­нил дом и сад смешными сатирическими плакатами, остроумными лозунгами и объявлениями. Здесь под домом был чу­десный грот с аквариумом и террариумом, изобретательно сооруженные фонтаны. В годы войны все это погибло. Четыре дощечки с плакатами: «Кто ко мне при­ходит — делает мне удовольствие, а кто не ходит — делает одолжение», «Добрые гости — хозяину честь», «И гостя и деньги приходится часто занимать против воли», «Кто людей веселит, за того весь свет стоит», цветной портрет хозяина, написан­ный известным художником Александром Яковлевым, два бюста — А. М. Горького и А. Л. Дурова, картина, изображающая мертвую собачку-математика «Лильго» работы А. Л. Дурова (масло), огромная океанская раковина, две античные скульп­туры да два чугунного литья льва в запу­щенном садике и несколько старых фо­тографий — все, что осталось в доме-музее от прежнего  богатства.

 

Елена   Робертовна   и   Анатолий   Леонидович ДУРОВЫ        на    мотоцикле собственной конструкции   на даче под  Москвой. Фото   из   архива  дома-музея

 

Пропали письма Горького, Куприна, Толстого и многих других. Дом разделен на квартиры и заселен посторонними людьми, над бетонированной комнатой-музеем сооружена большая помойная яма, завален грот, захламлены дворик и сад. Дом-музей А. Л. Дурова на улице его име­ни фактически не существует.

Жена Анатолия Леонидовича Елена Робертовна Дурова — в прошлом талант­ливая наездница и дрессировщица живот­ных — с горечью рассказывает о том, ка­ков был дом. В подтверждение своих слэв перелистывает пожелтевшие страницы му-зеЙного каталога с именами Верещагина, Айвазовского... Елене Робертовне сегодня 83 года, но она по-прежнему интересует­ся цирком, вспоминает пролситые годы и вдохновенно рассказывает об Анатолии Леонидовиче. Об этом было уже не раз написано, но в ее устах это звучит по-но­вому, взволнованно.

Второй муж Елены Робертовны — ста­рый артист цирка, итальянец, уроженец Милана   Карл   Иванович   Фаччиоли.    

Елена   Робертовна  ДУРОВА

 

Он Елена Робертовна и Карл Иванович у себя дома с артистами Московского нового театра  миниатюр был и «гладиатором», и эквилибристом, и каскадером, и человеком «мотофозо» (автомат), и дрессировщиком, и эксцентриком, и клоуном-буфф. Юношей он снимался в итальянском фильме «Камо грядеши?». Карл Иванович — это энцик­лопедия европейских цирков. Он отлич­ный организатор и педагог, принимавший большое участие в создании советских цирков и в обучении многих мастеров спорта. По заданию А. В. Луначарского он не раз выезжал в отдаленные города Советского Союза налаживать цирковое искусство. С величайшей теплотой и не­поддельным волнением рассказывает он о Дурове и о последних днях его жизни. У Анатолия Леонидовича была палка-трость черного дерева. На ней закреплялись усы­панные бриллиантами золотые и серебря­ные монограммы, подаренные Дурову ди­ректорами цирков всего мира и почитате­лями. В Мариуполе во время гастролей эта палка вдруг переломилась пополам. И томимый предчувствиями Дуров ска­зал: «Так будет и со мной здесь в этом городе». Через несколько дней Дуров скончался от сыпного тифа. Он попросил перо и бумагу и написал прощальное чет­веростишие жене...

Не щадя своих сил и здоровья, Карл Иванович пытается поддерживать некоторый порядок в саду и в доме. Сам ошту­катурил стены, реставрировал бюст Ана­толия Леонидовича, вытащил со дна реки чугунных львов, следит за садом, в кото­ром весною буйно зацветает сирень. А полтора года назад он решил тряхнуть стариной, отремонтировал свой старый ры­жий парик и выехал выступать на целин­ные земли.

Сейчас К. И. Фаччиоли на пенсии.

Тихо в маленькой квартирке, уставлен­ной горшочками с зеленью, охраняемой старенькой собачкой «Шайтаном». На сто­лике под портретом Анатолия Леонидови­ча стоит урна с его прахом, случайно най­денная после войны на складе.

 

Карл    Иванович    Фаччиоли   в  фильме «Камо   грядеши?» Фото   из   архива  дома-музея

 

Имя Анатолия Леонидовича Дурова сияет ярким светом над манежами советского цирка и цирков всего мира. Его па­триотизм, его гражданственность, острота его пера и его слова, талант дрессиров­щика и мастерство клоуна-сатирика явля­ются и всегда будут являться великолеп­ным примером для всех артистов нашего цирка. И дом, в котором он жил, должен быть сохранен для потомства. Это дело чести исполкома депутатов трудящихся города Воронежа, Министерства культуры СССР и Союзгосцирка. Нужно восстано­вить дом-музей Дурова, сосредоточить в нем все, что связано с его жизнью и дея­тельностью: личные вещи, книги, пись­ма, фотографии и афиши, картины й порт­реты, репертуар А. Л. Дурова, рецензии о его выступлениях. Надо разыскать экспо­наты его коллекций, обстановку, раста­щенную в дни войны и частично находя­щуюся в руках людей, не имеющих на нее никакого права, и вернуть ее дому музею. Нужно привести в порядок и по возмож­ности восстановить сад, переселить в но­вые дома жильцов, не имеющих отноше­ния к семье Дуровых, и поручить дом-му­зей заботам Елены Робертовны и Карла Ивановича. И нужно лучше обеспечить жизнь этих заслуженных стариков.

Это необходимо сделать из любви и уважения к памяти выдающегося артиста русского цирка. Это нужно сделать и для того, чтобы достойно увековечить память почетного   гражданина   города   Воронежа.

Елена Робертовна и Карл Иванович у себя дома с артистами Московского нового театра миниатюр.

Владимир ПОЛЯКОВ

 

Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100