В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ремонт ноутбуков по мировым стандартам. Осуществляющие ремонт ноутбуков .
tkmitino.ru

По улицам слона водили...

 

Кто   не   знает   замечательной басни И. А. Крылова «Слон и моська»:

 

«По улицам слона водили,

Как  видно,   напоказ...»

 

Вполне возможно, что знаменитый бас­нописец был свидетелем события, привлек­шего внимание москвичей:  в 1796 году в столицу действительно приводили слона.

По-видимому, под впечатлением этого необычайного происшествия Иван Андре­евич Крылов сочинил три басни: «Слон и моська», «Слон в воеводстве» и «Слон в случае».

Биограф И. А. Крылова литератор П. А. Плетнев, знавший Ивана Андрееви­ча лично, утверждает, что большинство его басен навеяно личными впечатлениями.

В пользу подобного предложения говорят и даты. В 1798 году, когда «по ули­цам слона водили», Крылов жил преиму­щественно в Москве. После ареста А. Н. Радищева, опубликовавшего «Путе­шествие из Петербурга в Москву», почти все вольные типографии были закрыты, а И. А. Крылов, один из владельцев типо­графии «Крылов и товарищи», был вынуж­ден уехать из Петербурга в Москву.

Но вероятен также и другой вариант. Могло случиться, что И. А. Крылов не был сам очевидцем этого происшествия, а лишь слышал рассказы о нем. Могла попасться ему на глаза и лубочная картинка, создан­ная неизвестным автором, — по-видимому, современником И. А. Крылова. Репродук­ция ее воспроизводится на этой странице.

Примечательно, что некоторые детали в басне и на рисунке буквально совпа­дают.

За слоном «толпы зевак ходили», и уж, конечно, из всех подворотен с неистовым лаем выбегали собаки. Комизм подобных сценок подметили и безвестный народный художник, автор лубочной картинки, и баснописец, увековечивший слона и мось­ку в басне. Любопытно, что на рисунке рядом с толпой зевак изображена одна собачка, лающая на слона.

Точная дата создания лубка неизвест­на, но стиль подписи под рисунком позволяет предположительно отнести его к концу XVIII века.

Перед нами прапрадедушка дрессиро­ванного циркового слона. Надпись «Описа­ние слоновой жизни» гласит, что он «...де­лает разные дела, как-то: вытаскивает пробки из бутылки, развязывает узлы и кладет тяжести на свою спину и тому по­добное...».

По свидетельству историков, дрессиро­ванный слон впервые был приведен в сто­лицу в 1672 году для забавы царя Алексея Михайловича. Через 134 года слон на кар­тинке описывается так: он «есть самой болшой и примечания достойной земный звер ибо он вышиною в 4 аршина да при­том чрезвычайно толст весу в нем около 1400 фунтов а обитает он в жарких азия и африки питается травою и древесными листиями кожа нанем цветом темноватая и седая притом голая морщеватая и жеская он послушнея лошади верности ров­няется собаки хитрея обезьян также умен как добр силен как лев и сердит как тигр сколько он прост а более переимчив и по­слушен посредством своего хобота взры­вает деревья, людей и зверей повергает им  на  землю...».

К своей картинке художник поместил и стихи:

 

«что в Москве заудивление

что за новое явление

что дивится так она

привели в нее слона

множество бежит народу

к страшному сему уроду

все торопятся спешат

все смотрить ево хотят...»

 

Характерно, что, когда подмеченный И. А. Крыловым сюжет «Слон и моська» через полстолетия с лишним вновь появил­ся на лубочных картинках, он сопровож­дался уже не безвестным текстом, а тек­стом басни Крылова, ставшей подлинно на­родной. В 1857 году такая народная кар­тинка была отпечатана в литографии Е. Я. Яковлева, а спустя еще десять лет — у И. А. Голышева.

Крылов при жизни заслужил глубокую любовь русского народа. Об этом расска­зывают биографы и исследователи его творчества. Но едва ли не самым красно­речивым свидетельством популярности русского баснописца служит томик его басен, хранящийся в Государственной публичной исторической библиотеке в Москве. В первой половине прошлого века эта книжечка принадлежала крестьянину. На ней одиннадцать крестьянских надпи­сей. Они выражают, сколь драгоценна для них была эта книга. Одна из надпи­сей завещательная:

«Сия книга Василия Никанорова Бровкина, а по смерть мою принадлежит Гав­риле Алексееву Орлову. Кроме его, чтоб никто не смел вступати...».

 

С. ГРИГОРЬЕВА

Журнал "Советский цирк" Март.1960 г

Примеры, стоимость образцов. О центре и услугах.
mebel-italian.ru
Условия оформления заказа, доставки. Интернет-магазин аудио и видеотехники.
komfortbt.ru
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100