На елке
Здесь сама наша жизнь, бурная, кипучая, творческая, внесла свои поправки, нарушила, казалось бы, до сих пор незыблемые правила и каноны; раздвинулся барьер традиционной тринадцатиметровой цирковой арены, неимоверно увеличилась аудитория зрителей.
Советский цирк в последнее время вышел на улицы и площади городов, дает свои представления на строительных площадках и колхозных токах, шествует по стране нарядными кавалькадами, прочно завоевывает обширные стадионы.
А нынче, в канун 1959 года, цирк пришел в Лужники, к ребятам на новогоднюю елку. И с первых же дней специальное детское представление во Дворце спорта, подготовленное коллективом Союзгосцирка, стало пользоваться успехом у юных граждан.
Да, действительно. В течение примерно двух часов перед зрителями разворачивается увлекательное, красочное зрелище, в котором принимают участие до 500 артистов различных цирковых жанров: акробаты и прыгуны, клоуны и жонглеры, дрессировщики и велофигуристы, жокеи и гимнасты.
Праздник начинается уже с того момента, как ребята переступают порог ста-дирна. Здесь у ворот их встречают клоуны на ходулях, зазывалы на раусах, неудержимо влекут к себе карусели и снежные горки, веселые тиры и качели...
Надо все успеть поглядеть, испробовать и, главное, конечно, не опоздать к началу представления!
Словно улей шумит многотысячный зал Дворца спорта, но стоит только юным конькобежцам (учащимся школы фигурного катания) выехать на лед и фанфарами возвестить о начале спектакля, как в зале наступает напряженная тишина...
Нет, пожалуй, надобности рассказывать подробно содержание представления. Сюжет сценария (авторы В. Ардов и П. Бернацкий) — путешествие пионеров Маши и Коли в Африку для того, чтобы привезти на елку в Москву негритянских ребят — сам по себе незамысловат.
Но он, на наш взгляд, предоставил творческому коллективу довольно обширное поле деятельности для проявления фантазии, изобретательности, постановки интересного массового представления.
Скажем сразу, в основе это удалось. Постановщики А. Конников и Е. Рябчуков, художник К. Ефимов, композитор Б. Мошков, большинство исполнителей нашли выразительные средства, интересные решения многих сцен, спектакль идет в хорошем темпе, увлекая зрителя.
Эффектно начало представления: мчащиеся по дорожке вокруг трибун на конях витязи-богатыри и затем удалая русская тройка, в санях которой восседают Дед Мороз со Снегурочкой. Затаив дыхание, следят ребята за исчезновением в чудо-пушке Вориса Вяткина и его молниеносным неожиданным появлением в другом конце зала. Дружными аплодисментами провожают зрители отправляющийся в дальний путь красавец ракетоплан .
Выразительны эпизоды в Африке: проход рабов с надсмотрщиками, караван. Забавны сценки с полицейскими, Бармалеем и ряд других.
Успех этих эпизодов объясняется в первую очередь тем, что постановщики сумели найти здесь такую форму художественного повествования, а которую органически входят, естественно сочетаются элементы пантомимы и циркового трюка, слова и музыки, оформления и спортивного номера.
Всем ходом событий оправдан приход в пустыню каравана, поэтому показываемый в это время номер джигитов Коченовых воспринимается как закономерность. То же самое можно сказать и о дрессировщице Терезе Дуровой, соответственно загримированной и появляющейся со своими четвероногими друзьями в тот момент, когда на игровой площадке возникают тростниковые заросли, озера, стройные пальмы.
Естественно включена в ткань представления роль коверного клоуна Бориса Вяткина. Непременный участник всех приключений, весельчак, быстрый, сметливый, он сразу завоевывает симпатии юной аудитории, становится как бы связующим звеном между исполнителями и зрителями. А ключ к сердцу ребят он нашел непосредственностью игры, сценической простотой, постоянным общением с залом.
Все это хорошо. Но вот в середине представления сюжетная часть спектакля обрывается и на манеже, оборудованном в центре зала, начинается почти обычное цирковое представление.
Каждый из номеров — жонглеры Оскал-Оол, эквилибристы на першах Кузнецов и Семенов, велофигуристы Александровы, дрессировщик Кудрявцев, воздушный полет Лебединская и Резников, гимнасты Вя-зовы сами по себе представляют интерес, проходят на высоком уровне. В то же время, как нам кажется, и эти номера можно было бы чем-то сюжетно поддержать, коль скоро постановщики решили создать цельный спектакль с единой фабулой.
Разве не лучше было бы номер воздушного полета на ракете увязать с отправкой ракетоплана, а дрессированных медведей выпустить в картине снежного царства. Не худо было бы и кое-какие номера подготовить и видоизменить специально для этого спектакля. Ведь в основе большинство номеров показывается в своей первозданной форме, без особого учета специфичности аудитории, масштабов, зала (выступление, например, с собачками Ольховико-вой, фокусы Вяткина с яйцом в этом зале пропадают).
Нет никакого сомнения, что юные зрители, до отказа заполнявшие Дворец спорта в новогодние дни (а их здесь побывало около 850 тысяч), не высказывали подобных претензий к «Елке дружбы». Достаточно былз видеть их довольные лица, когда в финале тысячами многоцветных огней вспыхивала красавица елка, послушать их дружный смех и аплодисменты во время представления, чтобы с уверенностью сказать:
— Елка им понравилась!
В целом она понравилась и нам. Но хочется, чтобы в следующий раз она была еще лучше, чтобы еще ярче светились глазенки юных граждан Стоаны Советов, чтобы еще звонче звенел их смех под сводами чудесного дворца в Лужниках.
Л. ЛОСЕВ
Журнал «Советский цирк» февраль.1959