В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Воспоминания английского артиста

 

Вероятно, старые артисты и любители цирка помнят выступле­ния английских акробатов — братьев Джима и Томми Брент, гастролировавших в Советском Союзе в 1927 — 1928 годах. Кре­пыши, одинакового роста, они исполняли ряд сложных акроба­тических и эквилибристических трюков.

Сейчас, на склоне лет, Джим Брент написал книгу «Воспоми­нания эквилибриста», которая вышла в Лондоне в мае 1958 года. Брент не принадлежит к числу цирковых звезд. Он всего лишь скромный труженик, но именно потому,  что книга написана рядовым артистом, она хорошо рисует жизнь актеров цирка и мюзик-холла в современном буржуазном мире. Она убедительно показывает, что поиски работы, борьба из-за куска хлеба, борьба с безработицей являются главной заботой для этой категории людей.

Прочитав книгу Брента, понимаешь причины упадка цирка в За­падной Европе, понимаешь, благодаря чему наши цирковые арти­сты, имеющие постоянную работу, поставленные в подлинно творче­ские условия, добились выдающихся успехов и имеют признание во многих странах мира.

В 20-х годах в связи с экономическим кризисом прогрессивно настроенного Джима Брента увольняют с завода. Безработица толкнула его на сценические подмостки; Бренту удалось устроиться на работу в театр, где он подметал пол и ставил декорации. Но и эта работа оказалась временной.

Один из родственников Брента, в прошлом цирковой артист, предложил Джиму и его брату Томми заняться акробатикой. Вско­ре состоялся первый дебют, камни мостовой служили ареной начи­нающим артистам, а после окончания номера они обошли публи­ку с шапкой. Но все попытки Брента получить хотя бы временную работу оканчивались неудачно. Часами он простаивал в театральных агентствах — все безрезультатно,

Как-то один из руководителей оркестра заметил Бренту: «Улицы свободны, медные инструменты хорошо звучат на открытом возду­хе». Джим Брент и его младший брат Сэмми умели играть, и вот в яркий солнечный день они снова вышли на улицу, чтобы попытать счастья уже в качестве музыкантов.

«Мы пели дуэтом и соло шотландские и ирландские мелодии, в которые поэты вдохнули тепло человеческих чувств. Я играл и ду­мал, что в этих домах живут люди, как и мы, обеспокоенные непри­ятностями и тяготами жизни. Мы старались выступать в рабочих районах, чувствуя себя здесь как дома, зная, что щедрость простого народа часто шире его карманов».

Множество раз просматривали театральные агенты артистов, но их никто не ангажировал, так как не хватало изящества в отделке трюков, умения, как говорят в цирке, продать свой номер. И снова они шли на улицы играть и показывать акробатические упражне­ния, чтобы не умереть с голоду.

Наконец братьям Брент удалось устроиться в кинематографе, где они выступали перед сеансом. Но это не означало, что трудностям пришел конец. «Что нас ждет завтра?» — этот вопрос стоял перед Брентом, как и перед десятками его коллег, на протяжении всей жизни.

Наконец братья Брент начинают работать в передвижном цирке Даффи, здесь ид номер достигает высокого уровня. Затем следуют другие цирки, кино, мюзик-холлы.

Так, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом, репети­руя, выступая, днями простаивая в театральных агентствах в ожида­нии работы, жили акробаты Брент. Их мастерство росло, и наконец артисты получили право выйти на арены лучших цирков и мюзик-холлов.

В 1927 году артисты предприняли большую гастрольную поездку по странам Европы и приехали в Советский Союз. Многое поразило их здесь: отсутствие безработицы, бесплатная медицинская помощь, выдача зарплаты за период болезни. Брент считает за счастье на­блюдать парад войск и демонстрацию трудящихся 7 ноября 1927 года.

Конечно, Джим Брент как профессионал заинтересовался номе­рами артистов советского цирка. Он высоко оценивает эквилибри­сток и акробаток на двойной проволоке сестер Кох, эквилибристов на переходной лестнице братьев Мирославских. Брент пишет, что он нигде в мире не встречал таких выдающихся номеров.

В СССР Джим Брент увидел артистку Ля Рош, исполнявшую но­мер «Таинственный шар». Подражая ей, он сделал подобный аппарат для своей жены, а сам сейчас работает в этом номере в качестве ассистента.

Книга заканчивается грустными словами: «Я вернусь к тому, с чего начал, — теперь я буду носить чемоданы и играть в номере небольшую  роль».

Джим Брент наблюдательный человек, и он, бесспорно, облада­ет даром слова. Его рассказы о выдающихся артистах, с которы­ми встречался, пантомимах, в которых играл, нравах, царящих в цирках и мюзик-холлах, очень интересны. Говоря о сложности работы циркового артиста, Брент в то же время подчеркивает увле­кательность своей профессии. Он утверждает, что, несмотря на труд­ности, он все больше и больше любит ее.

Прочтя книгу Джима Брента «Воспоминания эквилибриста», еще раз убеждаешься, что путь артиста в условиях буржуазной действи­тельности тернист. Становится очевидным, почему» лишь немногие, преодолевая   колоссальные   препятствия,   добиваются   признания   и славы.

М. ЗОНГЕР

Журнал «Советский цирк» июнь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100