Воспоминания английского артиста
Вероятно, старые артисты и любители цирка помнят выступления английских акробатов — братьев Джима и Томми Брент, гастролировавших в Советском Союзе в 1927 — 1928 годах. Крепыши, одинакового роста, они исполняли ряд сложных акробатических и эквилибристических трюков.
Сейчас, на склоне лет, Джим Брент написал книгу «Воспоминания эквилибриста», которая вышла в Лондоне в мае 1958 года. Брент не принадлежит к числу цирковых звезд. Он всего лишь скромный труженик, но именно потому, что книга написана рядовым артистом, она хорошо рисует жизнь актеров цирка и мюзик-холла в современном буржуазном мире. Она убедительно показывает, что поиски работы, борьба из-за куска хлеба, борьба с безработицей являются главной заботой для этой категории людей.
Прочитав книгу Брента, понимаешь причины упадка цирка в Западной Европе, понимаешь, благодаря чему наши цирковые артисты, имеющие постоянную работу, поставленные в подлинно творческие условия, добились выдающихся успехов и имеют признание во многих странах мира.
В 20-х годах в связи с экономическим кризисом прогрессивно настроенного Джима Брента увольняют с завода. Безработица толкнула его на сценические подмостки; Бренту удалось устроиться на работу в театр, где он подметал пол и ставил декорации. Но и эта работа оказалась временной.
Один из родственников Брента, в прошлом цирковой артист, предложил Джиму и его брату Томми заняться акробатикой. Вскоре состоялся первый дебют, камни мостовой служили ареной начинающим артистам, а после окончания номера они обошли публику с шапкой. Но все попытки Брента получить хотя бы временную работу оканчивались неудачно. Часами он простаивал в театральных агентствах — все безрезультатно,
Как-то один из руководителей оркестра заметил Бренту: «Улицы свободны, медные инструменты хорошо звучат на открытом воздухе». Джим Брент и его младший брат Сэмми умели играть, и вот в яркий солнечный день они снова вышли на улицу, чтобы попытать счастья уже в качестве музыкантов.
«Мы пели дуэтом и соло шотландские и ирландские мелодии, в которые поэты вдохнули тепло человеческих чувств. Я играл и думал, что в этих домах живут люди, как и мы, обеспокоенные неприятностями и тяготами жизни. Мы старались выступать в рабочих районах, чувствуя себя здесь как дома, зная, что щедрость простого народа часто шире его карманов».
Множество раз просматривали театральные агенты артистов, но их никто не ангажировал, так как не хватало изящества в отделке трюков, умения, как говорят в цирке, продать свой номер. И снова они шли на улицы играть и показывать акробатические упражнения, чтобы не умереть с голоду.
Наконец братьям Брент удалось устроиться в кинематографе, где они выступали перед сеансом. Но это не означало, что трудностям пришел конец. «Что нас ждет завтра?» — этот вопрос стоял перед Брентом, как и перед десятками его коллег, на протяжении всей жизни.
Наконец братья Брент начинают работать в передвижном цирке Даффи, здесь ид номер достигает высокого уровня. Затем следуют другие цирки, кино, мюзик-холлы.
Так, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом, репетируя, выступая, днями простаивая в театральных агентствах в ожидании работы, жили акробаты Брент. Их мастерство росло, и наконец артисты получили право выйти на арены лучших цирков и мюзик-холлов.
В 1927 году артисты предприняли большую гастрольную поездку по странам Европы и приехали в Советский Союз. Многое поразило их здесь: отсутствие безработицы, бесплатная медицинская помощь, выдача зарплаты за период болезни. Брент считает за счастье наблюдать парад войск и демонстрацию трудящихся 7 ноября 1927 года.
Конечно, Джим Брент как профессионал заинтересовался номерами артистов советского цирка. Он высоко оценивает эквилибристок и акробаток на двойной проволоке сестер Кох, эквилибристов на переходной лестнице братьев Мирославских. Брент пишет, что он нигде в мире не встречал таких выдающихся номеров.
В СССР Джим Брент увидел артистку Ля Рош, исполнявшую номер «Таинственный шар». Подражая ей, он сделал подобный аппарат для своей жены, а сам сейчас работает в этом номере в качестве ассистента.
Книга заканчивается грустными словами: «Я вернусь к тому, с чего начал, — теперь я буду носить чемоданы и играть в номере небольшую роль».
Джим Брент наблюдательный человек, и он, бесспорно, обладает даром слова. Его рассказы о выдающихся артистах, с которыми встречался, пантомимах, в которых играл, нравах, царящих в цирках и мюзик-холлах, очень интересны. Говоря о сложности работы циркового артиста, Брент в то же время подчеркивает увлекательность своей профессии. Он утверждает, что, несмотря на трудности, он все больше и больше любит ее.
Прочтя книгу Джима Брента «Воспоминания эквилибриста», еще раз убеждаешься, что путь артиста в условиях буржуазной действительности тернист. Становится очевидным, почему» лишь немногие, преодолевая колоссальные препятствия, добиваются признания и славы.
М. ЗОНГЕР
Журнал «Советский цирк» июнь 1959