В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О номерах, которые радуют
 
 
Силовые акробаты Р. Касеев и Р. МанасарянХороших номеров у нас гораздо больше, чем слабых. Но об иных хороших номерах мы как-то забываем. Артист Ярославский справедливо заметил: есть определенное количество артистов, которые и на цент­ральных аренах выступают, и за границу ездят, и журнал о них часто пишет. Спору нет, это хорошие артисты. Но иногда не за­мечают, как в маленьких цирках, а то и в бригадах вырастают артисты гораздо луч­ше тех, которые постоянно находятся в центре внимания. С этим надо согласиться.
Бывает, что в силу разных обстоятельств тот или иной номер становится хуже и, ес­тественно, отходит на задний план. Со вре­менем он возвращает свои лучшие каче­ства, даже приумножает их, но по инерции считается слабым.
Исполнители икарийских игр Александ­ровы долгое время определялись как луч­шие представители этого жанра. Потом арти­сты стали работать хуже; не будем сейчас искать причины этого, факт остается фак­том. Недавно я видел Александровых в Ма­риуполе и должен сказать, что они восста­новили свои лучшие качества. В номере есть высокая техника исполнения сложных трю­ков, большой артистизм, отличная режиссу­ра и та легкость подачи, без которой не мо­жет быть первоклассного циркового номе­ра. И при этом артисты репетируют не­устанно: в самую палящую жару они репе­тировали в шапито с восьми утра и до две­надцати дня, а это лучшая гарантия, что но­мер будет совершенствоваться.
Еще один пример — труппа Полифроновых, акробатов на батуде. В этой труппе ква­лифицированный ловитор, опытный руково­дитель и хороший прыгун — сам А. Полифронов и два первоклассных прыгуна. К то­му же один из прыгунов талантливый ко­мик — случай в цирке не такой уж частый. Я видел совсем недавно несколько номеров с батудом — Дрыгиных, Звягиных, Чижев­ских, Семеновых. Полифроновы мне показа­лись сильнейшими. Когда я рассказал об этом на совещании в Союзгосцирке, то про­чел в глазах некоторых присутствующих огонек недоверия или недоумения. Когда-то Полифроновы работали слабо, за ними эта репутация сохранилась, а ведь номера, как и люди, могут совершенствоваться.
Зуев и Тертичный не новички на манеже, это первоклассные силовые акробаты, вклю­чающие в свои выступления элементы клишничества (демонстрацию гибкости те­ла). У артистов великолепно разработанные фигуры, благородная форма подачи упраж­нений, отличные трюки.
  
Игра с цветами. Артисты ЛарионовыЭто не выступление физкультурников на цирковой арене, а под­линно цирковой номер. Он везде имеет должный успех. Почему же мы ни разу не видели Зуева и Тертичиого на арене Мос­ковского цирка?
Калошин и Голубцова — представители вымирающего жанра буффонадной клоуна­ды. Я их видел несколько лет тому назад, и они мне не понравились: показались грубы­ми, безвкусными и не смешными. Сейчас совсем иное дело. Традиционные и новые сценки (антре) артисты разыгрывают весе­ло, непринужденно, включая в них злобо­дневный материал. Публика, глядя на эти сценки, смеется от души. То, что делают Калошин и Голубцова, это подлинная клоу­нада-буфф. Недавно главный режиссер Ле­нинградского цирка Г. С. Венецианов жало­вался: исчезают с арен цирка буффонадные клоуны. Я не могу сказать, что Калошин и Голубцова — некий эталон, образец в своем жанре, но выступать на аренах Московского и Ленинградского цирков они безусловно имеют право.
Московский цирк может гордиться тем, что он принимал участие в выпуске номера биллиардистов Белоусовых. Гордится-то он гордится, но на его арене они давно не вы­ступали. А между тем номер действительно отличный и оригинальный. Шары, посланные ловкой рукой жонглера, ударяются о борт биллиарда и как заколдованные летят в лу­зы, расположенные на головах и плечах партнеров. Весь номер уложен в музыку, сделан в танцевальном ритме, и меня, в от­личие от Ал. Макалюкина (см. «Советский цирк» № 7 за 1959 год), нисколько не сму­тило, что одна из исполнительниц номера танцует на столе.
Зтанцует на столе.
Плодотворно работает дрессировщик ло­шадей Зинченко. В отличие от некоторых из своих коллег он не просто заставляет бе­гать лошадей по кругу — по две, по три, по четыре, но, используя опыт старых цир­ковых мастеров, и в первую очередь И. А. Лерри, создает забавные скетчи, в ко­торых лошади играют определенные роли. Жаль, что он только все восстанавливает старые сценки, а не ищет нового.
Интересный принцип раздвижных лест­ниц демонстрирует труппа Шидловских, бла­годаря этому в известной мере раздвину­лись возможности жанра эквилибристики. Не могу не сказать, что этому номеру не хватает режиссуры и артистизма, в нем иногда заметно излишнее увлечение трю­ками, но в целом номер интересный.
До сих пор говорилось о старых, но по тем или иным причинам не появляющихся на центральных аренах номерах. Но среди новых номеров также есть немало интерес­ных.
В первую очередь назову коверного Ва­силия Байдина, участника Украинского цир­кового коллектива. У него хороши и совре­менный репертуар, и несомненный талант комедийного циркового актера, и художест­венный вкус и такт — качества для ковер­ного комика немаловажные. Он освоил ряд цирковых специальностей и успешно паро­дирует номера. И, наконец, Байдин — квали­фицированный музыкант. Право, этот артист встал в один ряд с лучшими нашими ковер­ными, а кое-кого из них уже и превзошел.
Очень своеобразный номер, игру с цве­тами, создали артисты Ларионовы. Это где-то рядом с иллюзией, манипуляцией и жон­глированием, но в то же время это какой-то особый оригинальный жанр. Любой пред­мет, до которого артисты дотрагиваются, тут же превращается в букет цветов, а то и в целую цветочную клумбу.
Артисты Косоребриковы прежде работа­ли в цирке, принадлежавшем Винницкой фи­лармонии. Там они сделали номер с пер­шем. Работают артисты профессионально сильно, смело и своеобразно. Особенно удачно выступают отец и сын. Нельзя не от­метить высокую культуру оформления но­мера, в частности с большим вкусом сдела­ны костюмы. Не хватает номеру режиссуры, он распадается на ряд трюков.
Соединение высокой балетной и цирко­вой техники отличает исполнителя танцев на проволоке выпускника циркового училища Гвоздева.
Сильные трюки на свободной проволоке, вплоть до стойки на одной руке, демонстри­рует совсем недавно пришедший в цирк ар­тист Коренюк. Пожалуй, его номеру не хва­тает только динамики.
И, наконец, новая звезда наших цирков, артисты Касеев и Манасарян, Они акро­баты, но акробаты-прима, и не только пото­му, что они изящно исполняют сложнейшие трюки, но и потому, что весь номер отлича­ет высокое актерское мастерство. Здесь есть великолепное общение между партне­рами и умение обыграть каждый трюк. На­пример, артисты закончили свой но­мер и раскланиваются с публикой, а публика требует продолжения выступ­ления. Один из партнеров согласен, но другой — верхний акробат — хочет уйти за кулисы, он очень устал. К просьбе публи­ки присоединяется и партнер. Наконец уго­ворили. Стойка руки в руки и японский куль­бит, нижний стоит на земле, опершись на нее коленями и локтями, а верхний делает у не­го на подошвах стойку, держит он ее долго.
И тут начинается бессловесный диалог: «Я устал, — говорит нижний, — так долго дер­жать тебя, давай продолжать трюк».— «Э, нет, — возражает верхний,— ты, тщеславный человек, погнался за лишними аплодисмен­тами, заставил меня работать, теперь тер­пи». Номер не случайно заканчивается под гром аплодисментов.
Я здесь назвал только несколько инте­ресных номеров, на самом деле их гораздо больше. И журнал обязан писать о них. За то, что мы мало пишем о рядовых номерах, о новом, рождающемся даже в самых ма­леньких цирках, нас очень критикуют.
 
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100