Радости и горести друзей цирка или Французы любят цирк
«Французы любят цирк», — пишет Жак Гарнье в журнале «Всемирный цирк» (№ 30, стр. 20). «Наша страна — единственная, где из выступлений цирковых артистов составляются программы радио и телевидения. Можно напомнить и о том, что из всех городов Западной Европы только в одном Париже круглый год работают одновременно два стационарных цирка и что Зимний цирк и цирк Медрано часто показывают интересные представления. Установившаяся за последние годы традиция фестивалей во Дворце спорта позволяет парижской публике знакомиться с лучшими европейскими номерами».
Сто лет назад братья Жюль и Эдмон Гонкур писали: «В цирке нет актеров или актрис, которые только кажутся талантливыми: они или падают или не падают; их талант — это факт». Жак Гэрнье добавляет: «За эту несомненность таланта мы и любим цирк, спорим о нем — зачастую с жаром, критикуем его — порой сурово... Но эти споры, эта критика – свидетельство нашего интереса».
О значительном интересе к цирку свидетельствуют два журнала, регулярно выходящие в Париже. Один из них, «Всемирный цирк», — бюллетень циркового клуба, организованного в Париже Анри Тетаром. Как рассказывает в своей статье Я. Делетан-Тардиф, клуб представляет собой союз друзей искусства цирка. Он существует без всякой поддержки государства или капиталистических фирм. Первоначально, в 1949 году, клуб объединял всего двадцать шесть энтузиастов. Сейчас насчитывается более 900 членов клуба, сумевших организовать даже международный съезд друзей цирка в 1956 году. Бюллетень клуба содержателен. По тщательности подбора материала, по тону статей и скромному, но вместе с тем солидному внешнему виду чувствуется, что журнал издается с любовью к делу. Он выходит каждые три месяца на тридцати двух страницах. Приблизительно таков же объем другого ежемесячного журнала цирка и эстрады «Сцена и арена».
Оба журнала хорошо иллюстрированы. Они регулярно рецензируют новые программы парижских стационаров и крупных шапито на периферии, уделяют место жизни и работе полусотни маленьких передвижных цирков, разъезжающих со своими автофургонами по всей Франции. Много статей посвящается истории французского цирка, вопросам мастерства и стиля работы артистов, исполнительской технике клоунов, акробатов, дрессировщиков и иллюзионистов, проблемам экономики и актерской этики. Встречаются статьи и о музыке в цирке. Журналы довольно подробно информируют своих читателей о цирках других стран и о явлениях культурной жизни Франции, тесно связанных с цирковым искусством.
Перелистывая страницы этих журналов за год-полтора, с удовольствием убеждаешься, что во Франции одна за другой печатаются книги, посвященные цирку. Среди них немало капитальных трудов — таких, как книги Тристана Реми «Цирк», «Клоуны», «Московский цирк» или «Чудесная история цирка» Анри Тетара, «На путях больших странствующих цирков» Адриана, «История цирка» Сержа. Вышла в свет целая библиотека артистических мемуаров — Заватта, А. Фрателлини, А. Кура, Ж. Гримальди и других. В журналах упоминаются монографии о деятелях цирка — большая книга Сержа «Амар—король цирка», книга Ивонны Буамон об укротительнице С. Карит. Даже такой теме, как практика врача в цирке, посвящена солидная работа И. Гендерсона, переведенная с английского. Впрочем, переводных изданий по цирку выходит много — назовем хотя бы книги Гагенбека и Проске. Примечательно, что книги о цирке издаются не только в Париже. «Жизнь цирка» А. Кутэ вышла в Гренобле, большая и интересная работа Адриана «Иллюстрированная история парижских цирков» — в Бур ля Рен (департамент Сены) и т. д.
Появляются фильмы с участием артистов цирка, пластинки с грамзаписью клоунских антре и реприз. Выставки, посвященные жизни манежа, устраиваются не только в столице, но и в провинции.
В парижской галерее Норбера состоялась выставка художницы Рене Норман. Содержание ее картин — цирк и его артисты. В галерее Амбруза — выставка картин художника К. Бедикяна, по поводу которой обозреватель «Сцены и арены» замечает: «Со времен Тулуз-Лотрека мир манежа редко находил такое яркое воплощение в живописи».
Под названием «Искусство цирка и его документы» в Орлеане открылась выставка афиш и программ, гравюр и литографий, полотен и акварелей художников. На ней экспонировались многочисленные рисунки, фотографии и макеты, книги, куклы, сувениры, связанные с жизнью и работой прославленных мастеров цирка. Более 250 тысяч зрителей посетили в первые же дни подобную выставку в городе Барле Дюк (департамент Мез).
И наряду с этим — скромная выставочка: полсотни снимков из жизни цирка, сделанных артистом Полем де Кордон, тоже привлекают немало посетителей — недаром им предоставил несколько стендов один из парижских книжных магазинов
Обилие книг, выставок, пластинок и фильмов говорит не только о любви к цирку, об интересе к нему, но и о его высокой культуре. Лучшие французские цирки бережно хранят и развивают традиции циркового искусства на протяжении полутораста лет.
Номера французского цирка интересны и разнообразны. Об этом говорят многочисленные рецензии. Даже взятые наудачу отрывки из них дают известное представление о некоторых номерах.
Оба журнала уделяют особое внимание конному цирку — от совсем юных наездников Алексиса Грюсс и Беллы до зрелого мастера Вилли Мейера, номер которого описывает Жан Тексье («Всемирный цирк», № 29, стр. 25): «Одетый в костюм эпохи Генриха III, Вилли Мейер выезжает на своем жеребце Бретоне, показывая высшую школу верховой езды. Всадник и лошадь движутся под аккомпанемент классических арий. Прекрасная работа делает честь наезднику и его верховой лошади. Затем конюшня Амара под управлением Вилли Мейера дает оригинальное представление. Дрессировщик, все в том же костюме, выводит на манеж дюжину лошадей, декорированных в стиле эпохи: с золотисто-желтыми султанами, с такими же попонами, украшенными лилиями и гербами французских провинций. За этим представлением следует демонстрация двух жеребцов, танцующих на задних ногах. Весь ансамбль имеет заслуженный успех у публики».
Наездники Белла и Алексис Грюсс
![](http://www.ruscircus.ru/files/popl_.jpg)
Клоуны Пополь, Кико и Баба Фрателлини
«В Зимнем цирке Эме Фонтеней и Ив Розек показывают замечательный номер, поданный по-новому, — рассказывает в «Сцене и арене» П. Р. Леви (№ 45, стр. 9). — Обаятельная певица на трапеции и ее ловитор уже известны. Взобравшись под купол, она с пением, в безукоризненном стиле отрывается от Розека, перелетая на трапецию. Огромный зал замирает, ни малейшим шорохом не мешая ей демонстрировать свои вокальные данные и смелость полета».
«Группа Земгано — первый воздушный аттракцион, работающий в темноте, в светящихся костюмах корсаров, выступает с номером «Летучий голландец», создавая впечатление совершенно непринужденного полета на огромной высоте». Заслуженное место занимает в рецензиях и знакомый нам воздушный номер Ализе.
«Анна Арата движется по проволоке как канатная плясунья былых времен, легкая и грациозная. Затем она поднимается с манежа по лестнице, балансируя на голове своего партнера, стоящего на голове. С поразительной уверенностью проходит она по проволоке и спускается на манеж с тем же труднейшим эквилибром» (П. Р. Леви, «Сцена и арена», № 47, стр. 5).
Вера, Дора и Герда Рогге жонглируют на катающихся шарах. Высокий класс работы демонстрирует один из лучших жонглеров — Нино Руббио. «Жонглер-«повар» Тюкс в колпаке и розовой куртке выполняет любопытные упражнения. Сковородки, поварешки, крышки от кастрюль летают в воздухе, подхватываемые с удивительной ловкостью. Жонглер заканчивает свой номер, посылая себе на голову тарелки и соусники. Вся эта груда посуды увенчивается свиной головой на блюде. Отличный номер с оригинальной фактурой» (Жан Тексье, «Всемирный цирк», № 33, стр. 19).
Любимцы французских зрителей — знакомые нам клоуны Фрателлини. Рядом с ними идут Заватта, Пипо, Дарио и Мимиль. Вот, например, отзыв критика о группе Барио: «Трио Барио берет на себя труд смешить публику. Нелли, Альфред и его прелестная жена Энни в оригинальной манере исполняют серию отличных реприз. Хорошие музыканты, замечательные мастера чечетки, они имеют вполне заслуженный успех. Это очень корректные клоуны, никогда не допускающие грубостей. Нужно отметить их забавную и приятную музыкальную шутку, где они изображают каменотесов», — пишет Поль Нугье («Всемирный цирк», № 33, стр. 17).
Много интересных номеров дрессировки. Только в одном цирке братьев Буйонн за сезон были показаны лошади и собаки, хищники, слоны и ластоногие, носороги, гиппопотам, гориллы и другие обезьяны.
Друзья цирка с законной гордостью рассказывают об отличных номерах и программах. Но порой на страницах журналов проскальзывает неподдельная тревога за судьбы любимого искусства. Раздается встревоженный голос Анри Тетара: «Цирк болен. На симптомы болезни мы не раз указывали его плохим врачам — тем, кто торгует спектаклями, как сушеным черносливом, тем, кто угождает пошлости в поисках успеха» («Всемирный цирк», № 32, стр. 1).
Не менее озабочен и редактор «Сцены и арены» г-н Каррингтон: «Я встретил господина Тем-Хуже... Он заявил мне самым серьезным образом: цирк не способен больше привлекать детей... Проблема полупустых цирков, особенно в больших городах, связана с распространением домашних телевизоров, с высокими ценами на билеты, которые не по карману народу» (№ 56, стр. !).
Грустный итог подводит Ж. Тексье: «Французский цирк постепенно, год от года, умирает, уступая место мюзик-холлу...» («Всемирный цирк», № 32, стр. 20).
Более глубоко пытается разобраться в причинах кризиса Ж. Гарнье: «Публика уже давно отравлена системой работы наших цирков. Ее суждения и ее вкус фальсифицированы. После долгих лет злоупотребления преувеличенной, крикливой и лживой рекламой публика привыкла видеть на стенах города минимум два квадратных километра ярко-красных афиш, не имеющих часто ничего общего с предстоящим представлением... И она потеряла доверие» («Всемирный цирк», № 34, стр. 26).
Таково положение во многих крупных цирках, особенно в передвижных. Их владельцы оглушают жителей города невероятной рекламой, обещающей всяческие чудеса, а затем, сделав внушительный сбор, в ту же ночь, «после единственного (и, заметим, далеко не всегда хорошего) представления исчезают из города, как воры» (Ж. Гарнье). Образец вопиющей халтуры одного из таких «воровских» передвижных цирков, владелец которого «сорвал» за один вечер 74 тысячи франков, красочно описывает Пьер Парэ («Всемирный цирк», № 34, стр. 29—30).
Само собой понятно, что такой вечно «странствующий по городам цирк-однодневка совершенно не дает возможности репетировать и обучать артистов»,— замечает Земгамо («Всемирный цирк», № 33, стр. 10). В том же журнале приведены путевые впечатления Альфреда Кура: «В часы, свободные от представлений, молодые артисты слоняются без дела или играют в карты вместо того, чтобы репетировать изо всех сил, улучшая свои номера... На недоуменный вопрос они отвечают: «Но если я буду работать лучше, мне не заплатят ни гроша лишнего». К тому же владелец... по крайней мере из числа тех, кого мне приходилось встречать, вовсе не обладает качествами педагога. Как он может научить чему-нибудь других, если сам понимает так мало в технике и практике искусства?»
Характерна сценка, приводимая далее А. Куром: «В повозке, которую, вероятно, никогда не мыли, вертелась в углу... старая, совсем сморщенная львица, замученная насекомыми. В другом отделении той же повозки — две пантеры: одна трехногая (это был не феномен природы, а калека), другая бесхвостая. И с этими животными работали на манеже!.. Я сказал их укротителю, сыну владельца:
— Никогда вы ничего не добьетесь с такими животными. Сохраните ваших гиен, а от остальных избавьтесь. Купите для начала двух или трех хороших зверей, молодых и здоровых, — тогда вы сможете попытаться сделать что-нибудь стоящее.
Он вздохнул и пробормотал:
— Да, я понимаю, но деньги-то у отца, а он не хочет выпускать их
из рук...» (Всемирный цирк», № 32, стр. 16).
Оба журнала воздерживаются от политической оценки положения. Они вообще далеки от политики. «Сцена и арена» даже подчеркивает в каждом номере жирным шрифтом: «За мнения, выражаемые в журнале, отвечают только авторы статей».
![](http://www.ruscircus.ru/files/final321.jpg)
Финал представления артистов французского цирка (гастроли в Москве, январь 1959 г.)
Ленинградский цирк в дни гастролей французских артистов (1958 г.)
Тем не менее вывод напрашивается сам собой: система капиталистического предпринимательства губит французский цирк.
И в атмосфере беззастенчивой погони за наживой благородно и трогательно выглядят усилия кружка бескорыстных друзей искусства, пытающихся остановить или хотя бы задержать процесс разложения цирка антрепренерами. Порой их взгляды попросту наивны: ради искусства «директор должен пожертвовать своей прибылью», призывает Ж. Гарнье. Глас вопиющего в пустыне!
Но любовь к своему искусству, гордость за свое мастерство, отличающая подлинных артистов французского цирка, вызывает глубокое уважение. Это чувство с большой искренностью выражает укротитель Альфред Кур, рассказывая в статье «Блеск и нищета гигантского цирка» о своих гастролях в нью-йоркском цирке Ринглинга, вмещающем 14 тысяч зрителей.
«Несмотря на успех, несмотря на высокую оплату, я не испытывал, по правде говоря, никакого удовлетворения от работы здесь. Артист не может работать только ради денег. В моих отношениях с Ринглингом и его окружением я отлично чувствовал, что уважение этих людей ко мне оценивается в долларах. Для них цена, которую мне платили, стоила приносимого мной успеха (разумеется, финансового успеха, художественный успех их мало интересовал). Мой номер притягивал публику толпами. Это все, что их интересовало...» («Всемирный цирк», № 29).
Совсем в другом тоне вспоминают артисты французского цирка о своих выступлениях в Советском Союзе.
«Успех был такой, что наше пребывание легко могло быть продолжено еще на месяц. Публика оценила по достоинству все номера. Веселость и быстрый ритм спектакля, казалось, изумили и покорили ее. Мадам Раной и ее муж Дамни Ренц многократно подчеркивали в ходе нашей беседы горячий прием и исключительную предупредительность руководителей русского цирка. Они нам сообщили, что благодаря государственной организации цирка в СССР артисты пользуются рядом преимуществ — таких, как сохранение зарплаты в периоды простоя и обеспеченная пенсия после двадцати пяти лет работы» (Последнее не вполне точно: акробаты и артисты других специальностей, связанных с тяжелой физической нагрузкой, получают право на пенсию после 20, а не 25 лет работы. (Прим. ред.).
Так пишет журнал «Всемирный цирк» в № 32 (стр. 19).
Советскому цирку журналы посвятили ряд статей в девяти номерах. «Роскошные аксессуары и наилучший художественный вкус, костюмы, переливающиеся всеми цветами радуги в умелом освещении, прекрасные атлеты, великолепные животные... феерический вечер! И главное — безукоризненная техника актеров», — пишет Анри Тетар, подробно и строго анализируя все представление («Всемирный цирк», № 29, стр. 13).
Французские и советские деятели искусства оценивают по достоинству достижения цирка в обеих странах. Подлинная любовь к артистическому мастерству на манеже и уважение друг к другу — лучшая основа для дружбы цирков Франции и Советского Союза.
![](http://www.ruscircus.ru/files/andrezhan.jpg)
Воздушные гимнасты Ализе Воздушная гимнастка Андре Жан над Парижем
МАРК ТРИВАС
Журнал "Советский цирк" Март.1960 г