Фред де Цириль
В г. Приозерске, Ленинградской области, живет старый любитель цирка, бывший сотрудник И. В. Лебедева по журналу «Геркулес» — Я. С. Хейсин. За многие годы он накопил немало интересных впечатлений, связанных с жизнью старого, дореволюционного цирка. Ниже публикуется один из очерков И. С. Хейсина, написанных для нашего журнала.
Как известно, среди многих опасных для жизни и здоровья цирковых номеров были особо опасные, в дореволюционное время называвшиеся «смертными номерами».
«Смертные номера» не культивируются в советских цирках, да и зритель наш не станет их смотреть, не те времена. Но в дореволюционное время такие номера не являлись редкостью. К числу таких действительно «смертных номеров» относился и трюк, исполнившийся артистом Фредом де Цириль.
Любопытно отметить, что несколько поколений цирковой семьи Цириль проделывали этот исключительно опасный номер и не один из ее членов расстался с жизнью при выполнении его.
Фред де Цириль был совсем молод.
Его номером обычно заканчивалась цирковая программа.
В опилках в центре манежа вырывали яму в метр глубины и такой же ширины и длины. Затем яма наполнялась водой. Под самым куполом цирка находилась маленькая площадка, предназначенная для отважного артиста.
Фред де Цириль под звуки выходного марша выходил в сопровождении своего престарелого отца. На плечи был небрежно накинут длинный роскошный черный плащ, весь изрисованный черепами. Это должно было подчеркивать смертельную опасность исполняемого номера, что отнюдь не являлось преувеличением.
Артист в глубоком молчании снимал с плеч свой траурный плащ и передавал его ближайшему униформисту. Затем происходил обряд прощания с отцом. Прощание носило весьма правдоподобный и вполне искренний характер. Чувствовалось, что отец очень беспокоится за судьбу сына. Покончив с прощальными поцелуями, Фред де Цириль по веревке взбирался наверх. Публика следила за ним с затаенным вниманием. Полный заботы и опасения взор отца провожал сына до самой площадки.
Но вот подъем окончен. Под самым куполом цирка Фред де Цириль медленно взбирался на площадку и красивым жестом руки приветствовал зрителей.
Все замирали. Тишина приобретала какой-то поистине зловещий характер. Люди боялись вздохнуть. Многие отворачивали свои лица от площадки, на которой стоял молодой Фред де Цириль...
В этот момент к яме, наполненной водой, подходил один из униформистов и выливал в воду керосин. После этого свет в цирке гас — только луч прожектора падал откуда-то сбоку на стоявшего, на площадке артиста, готового к прыжку. Отец Фреда де Цириль поджигал смесь горючего, вылитую на воду. Мгновенно вспыхивало синеватое пламя.
В оркестре возникал барабанный стук, переходящий в непрерывную дробь. В напряженной тишине сверху раздавался короткий возглас артиста, глухим голосом отзывался отец, и Фред де Цириль бросался в пространство, чтобы попасть в небольшие габариты неглубокой ямы.
Не долетая 4—5 метров до ямы, артист каким-то непостижимо быстрым и точным движением делал сальто и спиной падал в яму. Каскад огненных брызг разлетался вокруг.
Одновременно возникал свет, оркестр разражался бравурной мелодией, а Фред де Цириль уже стоял возле ямы и посылал направо и налево поклоны публика. Рядом стоял отец, и видно было, как беспокойство и тревога за сына постепенно сходили с его лица. Публика неистовствовала.
Таков был этот смертельно опасный номер.
Публике было известно, что многие члены семьи Цириль погибли, исполняя этот номер, и что его исполнители, безусловно, были людьми обреченными, наконец, было известно, что Фред де Цириль — последний представитель этой семьи — жертва бессердечия. И все же мер никаких не принималось, никто не занимался судьбой семейства Цириль, никто не удержал несчастного Фреда, идущего к своей неминуемой гибели. Смерти артиста, смерти неизбежной ждали в Томске и были искренне удивлены, когда он закончил короткие гастроли в городе, оставшись в живых.
Из Томска путь его лежал вместе с цирком в Омск. Вскоре в Томск пришло известие о гибели артиста.
Фред де Цириль бросился в яму, ставшую его могилой, сделал, как полагалось, сальто, но упал спиной не в воду, а на край ямы. Смерть последовала мгновенно.
Судьба его никого не интересовала: хочешь живи, хочешь умирай — твое дело. Во всяком случае, запрещения производить смертный номер не имелось, напротив, ему разрешалось производить свой опыт каждый вечер — до самой смерти.
Фред де Цириль погиб «с дозволения начальства».
И. ХЕЙСИН
Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г