В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В. А. Гиляровский и цирк

 

 

 

Биография писателя В. А. Гиляровского — увлекательный роман  с  эпиграфом:  «Жадно любите жизнь».

В. А. Гиляровский был человеком широких жизненных ин­тересов,  и  среди  них немалое  место занимал  цирк.

Первое знакомство В. А. Гиляровского с цирком произошло на  его родине,  в  Вологде.

 

Совершенно неожиданно для жителей в центре городской пло­щади выросло высокое круглое деревянное здание. На самой вид­ной части его появилось заманчивое и красочное объявление: «Цирк араба-кабила Гуссейн-бен-гамо».

В этом цирке В. А. Гиляровский скоро стал своим человеком. У Гуссейн-бен-гамо был сын Оська, с которым Гиляровский подру­жился. Гуссейн-бен-гамо обучал цирковому мастерству своего сы­на, а заодно стал учить и его нового товарища. Сын Гуссейн-бен-гамо уже выступал в цирке отца, и Гиляровский, от природы очень сильный и ловкий, скоро с радостью для себя отметил, что у него работа на трапеции и прыжки «на скаку на лошадь и с лошади» получаются даже лучше, чем у малолетнего Османа.

Эти уроки циркового искусства впоследствии очень пригоди­лись Гиляровскому в его скитальческой, полной приключений жизни.

Вологда в 60-е и 70-е годы XIX века была полна политически­ми ссыльными. У них В. А. Гиляровский получал книги, из ко­торых самое большое впечатление на него произвели стихи Н. А. Некрасова о Волге, о бурлаках, о народе и служении ему. Прочитал он и роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», заста­вивший его принять решение об уходе из дома. Образ Рахметова не давал ему покоя, и в 1871 году, без денег и паспорта, Гиляровский пешком ушел из Вологды в Ярославль.

На Волге в это время свирепствовала холера. Это трагическое обстоятельство помогло Гиляровскому осуществить его мечту: он сразу попадает в бурлацкую ватагу, взамен умершего от холеры бурлака.

Все лето 1871 года проходил В. А. Гиляровский в лямках по Волге, от Ярославля до Рыбинска.

С осени начались скитания в поисках работы и куска хлеба. Кем только не был Гиляровский — и рабочим на свинцово-белилъном заводе, и крючником, и сторожем в школе, и табунщиком, и объездчиком степных неуков и, наконец, встретившись с товарищами по вологодскому цирку, стал наездником.

Началась служба в цирке В. И. Вольфа. «Алексис на неосед­ланной лошади» — так объявлялись выступления В. А. Гиляров­ского в цирке. Уроки Гуссейн-бен-гамо, развитые в работе объезд­чика лошадей, необычайная сила и ловкость позволили Гиляров­скому работать в цирке не только с лошадью, но и на трапеции. Об этом периоде своей жизни Гиляровский пишет: «Русские циркачи были тогда не в моде, и я, коверкая русскую речь, пе­ресыпая ее французскими и немецкими словами, старался выда­вать себя за иностранца. Наш цирк требовал безумной удали, лов­кости и смелости. Мы работали под куполом на трапециях, де­лали полеты без всяких предохранительных сеток, о которых еще и не мечтали»1.

Вообще цирк тогда находился в довольно плачевном состоя­нии. Артисты проявляли чудеса мужества, самоотверженности и любви к своему делу, а должного внимания к этому искусству не было. Уже став поэтом, Гиляровский в одном из своих стихо­творений  писал:

 

...Я осмотрел

Тот цирк подробно, он имел

Один лишь выход... Для тепла

Меж тонких стен его была

Солома вложена. Одно

В замену крыши полотно

Темнело сверху, а на нем.

Для теплоты, опять пластом

Лежало сено...2.

 

Но в цирке Гиляровский задержался недолго. Им владело страстное желание повидать мир, испытать все самому. Это же­лание гнало его с одного места на другое.

Из цирка он перешел в театр Г. И. Григорьева, затем пошел добровольцем на русско-турецкую войну 1877 года, где за храб­рость получил солдатского Георгия, потом опять театр, а с 1881 года окончательно посвятил себя литературе.

К цирку Гиляровский сохранил интерес на всю жизнь, а к его работникам — любовь и уважение.

В 1899 году В. А. Гиляровский, уже известный литератор, был в гостях у А. М. Горького в Нижнем. Там в это время гастроли­ровал цирк Акима Александровича Никитина. С братьями Пет­ром и Акимом Никитиными Гиляровский «дружил лет 25, еще со времен, когда он (Петр Никитин. — Е. К.) первый исполнил свой невиданный дотоле головоломный номер воздушного полета с трапеции на трапецию... Риск был отчаянный, и Петр не раз сры­вался с огромной высоты, расшибался, отлеживался и снова летал»3.

Гуляя с А. М. Горьким по набережной Волги, Гиляровский предложил Горькому зайти в цирк Акима Никитина, где в это время шла репетиция.

Он познакомил Горького с Никитиным, который показал им весь цирк и его черновую работу, водил их в конюшни, знакомил весь цирк и его черновую работу, водил их в конюшни, знакомил с артистами, а на прощание преподнес Горькому «почетный би­лет» на постоянное посещение всех цирковых представлений и, кроме того, приглашал его на репетиции.

Очевидно, А. М. Горький воспользовался этим приглашением и не раз бывал в цирке Никитина, потому что Гиляровский, вер­нувшись в Москву, вскоре получил письмо, в котором А, М. Горь­кий, между прочим, писал: «Бенефис Акима 24-го, двиньте ему на этот день еще стихиру, право, он заслуживает внимания»"4.

Уже позднее, прочтя рассказ А. М. Горького «Клоун» с описа­нием Нижнего, Гиляровский заключил, что рассказ создан под впечатлением посещений Горьким цирка Никитина.

Большие дружеские отношения связывали Гиляровского с А. Л. Дуровым.

Их познакомил Аким Никитин. А. Л. Дуров любил бывать у В. А. Гиляровского в его квартире в Столешниковом переулке, захватывая кого-нибудь из своих питомцев. Особенно часто брал он свинку, она даже изображена А. Л. Дуровым в альбоме Гиля­ровского «Дума за думой».

Гиляровский писал иногда А. Л. Дурову стихи для выступле­ний, а тот, между прочим, рассказывал о том, что всю жизнь мечтал стать трагическим актером, и это признание неизменно за­ключал просьбой к Гиляровскому:

Гиляюшка, напиши мне трагедию, ну что тебе стоит?

Нет, Анатолий Леонидович, трагедий я сочинять не могу, не по  мне  это.

Пожалуй, что так, — согласился А. Л. Дуров и однажды на­писал в альбом  В.  А.   Гиляровскому рядом  с уже нарисованной свинкой:   «Смех нужен счастливым народам, а нам вдвое. Анато­лий Дуров, 1913 год 19 янв.» 5.

 

 

                        Е. КИСЕЛЕВА

Журнал «Советский цирк» май 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100