Большое начинание
Вечером 6 апреля 1959 года а Харьковский цирк пришли не совсем обычные посетители. Слушатели Харьковского университета культуры, участники бригад коммунистического труда собрались, чтобы прослушать лекцию «Мастерство советского цирка».
К восьми часам гости заполнили все места и выжидательно смотрели на арену, на которой стояла непривычная для глаз циркового зрителя кафедра с настольной лампой.
Ровно в восемь на кафедру поднимается директор Харьковского цирка Ф. Яшинов.
В своем вступительном слове он говорит о том значении, которое приобретает для развития советского искусства тесная связь деятелей искусства с тружениками города и села, и сердечно приветствует собравшихся.
Между рабочими харьковских предприятий и артистами цирка существует давняя дружба. Только в этом сезоне мастера арены сделали двадцать выездов на предприятия города. Всего десять дней назад артисты выступали на Харьковском электромеханическом заводе, где встречались с участниками бригады коммунистического труда, которую возглавляет новатор производства комсомолка Зинаида Колесникова.
И вот в свой выходной день артисты принимают в цирке друзей — рабочих с ХТЗ, ХЭМЗ, с Турбогенераторного завода, с заводов «Свет шахтера» и транспортного машиностроения.
К этой встрече артисты и технические работники цирка готовились, как к большому празднику. Каждый думал над тем, чтобы лучше встретить гостей. Артисты тщательно репетировали трюки. А главный режиссер цирка Е. Зискинд, запершись в своем крошечном кабинете, спешно готовил доклад. Он страшно волновался: ведь такая лекция-представление в цирке проводится впервые.
Просто и доходчиво начинает он рассказ, подчеркивая тесную связь цирка с народным искусством. Значительный раздел доклада Е. Зискинд посвятил истории советского цирка, его выдающимся мастерам, которые внесли большой вклад в развитие отечественного циркового искусства и принесли ему всемирную признательность и славу.
Затем докладчик переходит к рассказу об основных цирковых жанрах.
— Разговор о жанрах мы начнем с жанра эквилибристики, — говорит он слушателям.
Убирается трибуна. Оркестр под управлением лауреата I Меж дународного фестиваля циркового искусства в Варшаве И. Додюк исполняет марш, и на арену в рейнском колесе выезжают артистки Балакины. По окончании их номера Е. Зискинд объясняет, как строится каждое упражнение и как молодые артистки достигли высокой исполнительской техники.
Тепло были встречены гимнасты на першах лауреаты I Международного фестиваля циркового искусства в Варшаве Половневы.
Далее докладчик начинает рассказывать о жонгляже.
На манеж выходит семнадцатилетний жонглер на моноциклах Ю. Федотов. Его сменяют групповые жонглеры Аберт.
Выступившие за ними со своими репризами коверные — артист М. Генин и молодой комик Ю. Брайм — познакомили гостей с любимым цирковым жанром — клоунадой.
В этой лекции-представлении помимо докладчиков и сами исполнители рассказывали о своих номерах. Причем самыми разговорчивыми оказались артисты неразговорного жанра. Руководитель номера «Акробаты-прыгуны» заслуженный артист РСФСР В. Довейко перед началом лекции сказал Зискинду, что он не оратор и что поэтому сможет говорить самое большее пять минут. Но, выйдя на манеж, он забыл о времени и в течение получаса объяснял и вместе с участниками своего номера раздельно демонстрировал все элементы прыжковой акробатики.
В этот вечер на большой высоте, как исполнитель и как лектор, был заслуженный артист Е. Морус. Стоя на мостике, на высоте второго яруса, перемежая речь шутками, он рассказал о творчестве воздушных гимнастов. Его рассказ сопровождался показом трюков, которые исполняли он сам и участники его номера - Юрий и Эмма Морус и Александр Мордвинов.
Весьма интересным и содержательным было также выступление укротителя тигров — заслуженного артиста РСФСР А. Н. Александрова. Он выступил во втором отделении вечера после демонстрации небольшой документальной кинокартины о цирке.
Увлекательно, с тонким юмором рассказал Александров и показал с помощью своих четвероногих питомцев методы дрессировки хищников, как он учит работать взрослых тигров, отловленных для него в Уссурийской тайге.
Было уже 12 часов ночи, когда закончилась лекция-представление.
Много интересного и нового узнали в этот вечер слушатели университета культуры. Слушатели познакомились не только с историей циркового искусства и его жанрами, но и с самими артистами, с их творческими биографиями и новыми трюками, над которыми работают они в настоящее время.
Из рассказов мастеров, из увиденного рабочие поняли, что в основе жизнерадостного искусства цирка — большой напряженный труд.
Слушатели университета культуры в следующем сезоне прослушают еще не менее трех таких лекций-представлений. Ряд лекций будет прочитан артистами в филиалах университета культуры на крупных предприятиях Харькова. Одна из таких лекций уже состоялась в клубе строителей на следующий день после лекции-представления.
Удачно найденная работниками Харьковского цирка новая форма творческой связи с трудящимися заслуживает внимания и должна быть широко использована в других цирках страны.
На снимке: на лекции-представлении в Харьковском цирке.
Е. ВОКРАМ
г. Харьков
Журнал «Советский цирк» июнь 1959