В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Большое начинание

 

 

Вечером 6 апреля 1959 года а Харьковский цирк пришли не совсем обычные посетители. Слу­шатели Харьковского университе­та культуры, участники бригад коммунистического труда собра­лись, чтобы прослушать лекцию «Мастерство советского цирка».

К восьми часам гости заполнили все места и выжидательно смотрели на арену, на которой стояла непривычная для глаз цир­кового зрителя кафедра с настольной лампой.

Ровно в восемь на кафедру поднимается директор Харьковского цирка Ф. Яшинов.

В своем вступительном слове он говорит о том значении, ко­торое приобретает для развития советского искусства тесная связь деятелей искусства с тружениками города и села, и сердечно при­ветствует собравшихся.

Между рабочими харьковских предприятий и артистами цирка существует давняя дружба. Только в этом сезоне мастера арены сделали двадцать выездов на предприятия города. Всего десять дней назад артисты выступали на Харьковском электромехани­ческом заводе, где встречались с участниками бригады коммуни­стического труда, которую возглавляет новатор производства ком­сомолка Зинаида Колесникова.

И вот в свой выходной день артисты принимают в цирке дру­зей — рабочих с ХТЗ, ХЭМЗ, с Турбогенераторного завода, с заво­дов «Свет шахтера» и транспортного машиностроения.

К этой встрече артисты и технические работники цирка гото­вились, как к большому празднику. Каждый думал над тем, чтобы лучше встретить гостей. Артисты тщательно репетировали трюки. А главный режиссер цирка Е. Зискинд, запершись в своем кро­шечном кабинете, спешно готовил доклад. Он страшно волновал­ся: ведь такая лекция-представление в цирке проводится впервые.

Просто и доходчиво начинает он рассказ, подчеркивая тесную связь цирка с народным искусством. Значительный раздел докла­да Е. Зискинд посвятил истории советского цирка, его выдающим­ся мастерам, которые внесли большой вклад в развитие отечест­венного циркового искусства и принесли ему всемирную призна­тельность и славу.

Затем докладчик переходит к рассказу об основных цирковых жанрах.

— Разговор о жанрах мы начнем с жанра эквилибристики, — говорит он слушателям.

Убирается трибуна. Оркестр под управлением лауреата I Меж дународного фестиваля циркового искусства в Варшаве И. Додюк исполняет марш, и на арену в рейнском колесе выезжают артистки Балакины. По окончании их номера Е. Зискинд объясняет, как строится каждое упражнение и как молодые артистки достигли высокой исполнительской техники.

Тепло были встречены гимнасты на першах лауреаты I Между­народного фестиваля циркового искусства в Варшаве Половневы.

Далее докладчик начинает рассказывать о жонгляже.

На манеж выходит семнадцатилетний жонглер на моноциклах Ю. Федотов. Его сменяют групповые жонглеры Аберт.

Выступившие за ними со своими репризами коверные — ар­тист М. Генин и молодой комик Ю. Брайм — познакомили гостей с любимым цирковым жанром — клоунадой.

В этой лекции-представлении помимо докладчиков и сами ис­полнители рассказывали о своих номерах. Причем самыми разго­ворчивыми оказались артисты неразговорного жанра. Руководи­тель номера «Акробаты-прыгуны» заслуженный артист РСФСР В. Довейко перед началом лекции сказал Зискинду, что он не ора­тор и что поэтому сможет говорить самое большее пять минут. Но, выйдя на манеж, он забыл о времени и в течение получаса объяснял и вместе с участниками своего номера раздельно демон­стрировал все элементы прыжковой акробатики.

В этот вечер на большой высоте, как исполнитель и как лек­тор, был заслуженный артист Е. Морус. Стоя на мостике, на высо­те второго яруса, перемежая речь шутками, он рассказал о твор­честве воздушных гимнастов. Его рассказ сопровождался показом трюков,  которые  исполняли  он  сам  и  участники  его  номера   - Юрий и Эмма Морус и Александр Мордвинов.

Весьма интересным и содержательным было также выступле­ние укротителя тигров — заслуженного артиста РСФСР А. Н. Александрова. Он выступил во втором отделении вечера по­сле демонстрации небольшой документальной кинокартины о цирке.

Увлекательно, с тонким юмором рассказал Александров и по­казал с помощью своих четвероногих питомцев методы дрессиров­ки хищников, как он учит работать взрослых тигров, отловленных для него в Уссурийской тайге.

Было уже 12 часов ночи, когда закончилась лекция-представ­ление.

Много интересного и нового узнали в этот вечер слушатели университета культуры. Слушатели познакомились не только с историей циркового искусства и его жанрами, но и с самими ар­тистами, с их творческими биографиями и новыми трюками, над которыми работают они в настоящее время.

Из рассказов мастеров, из увиденного рабочие поняли, что в основе жизнерадостного искусства цирка — большой напряжен­ный труд.

Слушатели университета культуры в следующем сезоне про­слушают еще не менее трех таких лекций-представлений. Ряд лек­ций будет прочитан артистами в филиалах университета культу­ры на крупных предприятиях Харькова. Одна из таких лекций уже состоялась в клубе строителей на следующий день после лек­ции-представления.

Удачно найденная работниками Харьковского цирка новая форма творческой связи с трудящимися заслуживает внимания и должна быть широко использована в других цирках страны.

На снимке: на лекции-представлении в Харьковском цирке.

Е. ВОКРАМ

г. Харьков

Журнал «Советский цирк» июнь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100