В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О художественном отделе

 

Движущаяся переходная лестница. Артисты ШидловскиеО работе Художественного отдела го­ворили, кажется, все деятели цирка, с ко­торыми мне приходилось беседовать. Мно­гие отмечают, что ответы на письма Худо­жественный отдел присылает быстро — два раза один и тот же запрос посылать не при­ходится.

Но вот в Воронеже артист Фоменко сформулировал то, что говорили и другие артисты. Высказывания Фоменко так важ­ны, что я их записал и считаю необходимым привести: Художественный отдел должен стать подлинно творческим центром, пока же это хорошо налаженная канцелярия. Не много есть артистов, которые заходят к А. П. Бабкину, Б. Я. Калмановскому, И. И. Надеевой или Л. А. Харченко побеседовать о своем номере, о планах на будущее, твор­ческих сомнениях, о неудачах и о поисках новых трюков. В отдел обычно ходят, ког­да порвались костюмы. Иногда в отделе по­могут, иногда не в силах этого сделать. Но подлинно творческой художественной ини­циативы в отделе мало.

Мне кажется, что во многом Фоменко прав: отдел слишком занят мелочами цир­ковой жизни и слишком мало — основными вопросами   развития   циркового  искусства.

Попытаемся доказать эту мысль. Извест­но, что цирки испытывают большую нужду в крупных номерах, так называемых аттрак­ционах, тем более что многие из имеющих­ся аттракционов давно амортизированы. Казалось бы, кому, как не Художественно­му отделу, здесь проявить инициативу?! Од­нако нельзя назвать ни одного крупного номера, который за последние три года был бы предложен Художественным отде­лом. Наоборот, здесь далеко не всегда сразу поддерживается интересная инициа­тива артистов. В том, что предлагают ар­тисты,   часто   видят   не   рациональное   зерно, а те сорняки, которые мешают ему расцвести...

Эквилибристы на шестах КосоребриковыДиректор Харьковского и Днепропетров­ского цирков Ф. Яшинов рассказывал мне, сколько он и главный режиссер Е. Зискинд приложили усилий, прежде чем Художе­ственный отдел утвердил к постановке инте­ресный новый иллюзионный аттракцион, ру­ководимый Фурмановым.

Старый цирковой артист Д. Лонго и мо­лодой артист И. Горемыкин также предло­жили интересный иллюзионный номер — делать его не разрешили.

Классическая борьба в цирке пережи­вает период упадка. Есть предложения, направленные на то, чтобы она расцвела вновь. Конечно, для этого нужно прило­жить большие усилия, но так как их никто не прикладывает, то этот интересный жанр цирка вянет.

Артист В. Тихонов создал оригинальный номер с дрессированными быками. У но­мера есть все основания вырасти до уров­ня аттракциона, но для этого надо добавить животных, а в иных случаях заменить имею­щихся. Нужна также помощь режиссера и, пожалуй, более эффективное оформление. Но о Тихонове забыли, а он один не мо­жет решить всех задач.

Но дело не только в аттракционах; изве­стно, как нуждаются цирки в оригинальных номерах. И вот артист Басенко, используя опыт своих китайских коллег, но по-своему его интерпретируя, решил создать номер баланса с вазами. Здесь не нужны ни боль­шие затраты, ни введение новых партне­ров, ни специального репетиционного пе­риода. И все-таки номер создавать не раз­решили. Почему? Неизвестно. Вероятно, ка­кой-то резон в этом был, но я его, честно говоря, не понял, как не понял его и артист, готовящий этот номер на свой страх и риск.

Мне удалось видеть номер на репетиции, я констатирую: это интересно.

Есть и совсем удивительные случаи: ар­тисты Семеновы исполняют упражнения на батуде. Летом они выступают в передвиж­ных цирках, а зимой их переводят в бри­гады, дающие представления на сцениче­ских площадках. Семеновы просили: дайте нам возможность сделать номер на столе-батуде, он будет очень удобен в условиях клубных  выступлений.  Не  разрешили!

Примеры, подобные названным, мож­но приводить еще и еще. Но дело не в ко­личестве примеров, может быть, даже в каком-то из них я и неправ. Дело в дру­гом, гораздо более существенном. Художе­ственный отдел пока не стал подлинно бое­вым штабом цирка, творческая инициатива его явно недостаточна. И работникам Худо­жественного отдела следует меньше про­тирать локти, сидя за письменными столами Союзгосцирка. Гораздо чаще надо быть в цирках: и во время репетиций и на пред­ставлениях. Они не только обязаны отвечать на письма, но и вести с артистами живые, творческие беседы, советовать артистам, когда это необходимо, спорить с ними, но обязательно делать все от него зависящее для улучшения номеров. Художественный отдел обязан совместно с артистами созда­вать все новые ценности. А журнал «Совет­ский цирк» должен помогать работникам Художественного отдела в такого рода дея­тельности.  Пока  он это делает слабо.

                                                                                                                 Журнал «Советский цирк» октябрь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100