О художественном отделе
О работе Художественного отдела говорили, кажется, все деятели цирка, с которыми мне приходилось беседовать. Многие отмечают, что ответы на письма Художественный отдел присылает быстро — два раза один и тот же запрос посылать не приходится.
Но вот в Воронеже артист Фоменко сформулировал то, что говорили и другие артисты. Высказывания Фоменко так важны, что я их записал и считаю необходимым привести: Художественный отдел должен стать подлинно творческим центром, пока же это хорошо налаженная канцелярия. Не много есть артистов, которые заходят к А. П. Бабкину, Б. Я. Калмановскому, И. И. Надеевой или Л. А. Харченко побеседовать о своем номере, о планах на будущее, творческих сомнениях, о неудачах и о поисках новых трюков. В отдел обычно ходят, когда порвались костюмы. Иногда в отделе помогут, иногда не в силах этого сделать. Но подлинно творческой художественной инициативы в отделе мало.
Мне кажется, что во многом Фоменко прав: отдел слишком занят мелочами цирковой жизни и слишком мало — основными вопросами развития циркового искусства.
Попытаемся доказать эту мысль. Известно, что цирки испытывают большую нужду в крупных номерах, так называемых аттракционах, тем более что многие из имеющихся аттракционов давно амортизированы. Казалось бы, кому, как не Художественному отделу, здесь проявить инициативу?! Однако нельзя назвать ни одного крупного номера, который за последние три года был бы предложен Художественным отделом. Наоборот, здесь далеко не всегда сразу поддерживается интересная инициатива артистов. В том, что предлагают артисты, часто видят не рациональное зерно, а те сорняки, которые мешают ему расцвести...
Директор Харьковского и Днепропетровского цирков Ф. Яшинов рассказывал мне, сколько он и главный режиссер Е. Зискинд приложили усилий, прежде чем Художественный отдел утвердил к постановке интересный новый иллюзионный аттракцион, руководимый Фурмановым.
Старый цирковой артист Д. Лонго и молодой артист И. Горемыкин также предложили интересный иллюзионный номер — делать его не разрешили.
Классическая борьба в цирке переживает период упадка. Есть предложения, направленные на то, чтобы она расцвела вновь. Конечно, для этого нужно приложить большие усилия, но так как их никто не прикладывает, то этот интересный жанр цирка вянет.
Артист В. Тихонов создал оригинальный номер с дрессированными быками. У номера есть все основания вырасти до уровня аттракциона, но для этого надо добавить животных, а в иных случаях заменить имеющихся. Нужна также помощь режиссера и, пожалуй, более эффективное оформление. Но о Тихонове забыли, а он один не может решить всех задач.
Но дело не только в аттракционах; известно, как нуждаются цирки в оригинальных номерах. И вот артист Басенко, используя опыт своих китайских коллег, но по-своему его интерпретируя, решил создать номер баланса с вазами. Здесь не нужны ни большие затраты, ни введение новых партнеров, ни специального репетиционного периода. И все-таки номер создавать не разрешили. Почему? Неизвестно. Вероятно, какой-то резон в этом был, но я его, честно говоря, не понял, как не понял его и артист, готовящий этот номер на свой страх и риск.
Мне удалось видеть номер на репетиции, я констатирую: это интересно.
Есть и совсем удивительные случаи: артисты Семеновы исполняют упражнения на батуде. Летом они выступают в передвижных цирках, а зимой их переводят в бригады, дающие представления на сценических площадках. Семеновы просили: дайте нам возможность сделать номер на столе-батуде, он будет очень удобен в условиях клубных выступлений. Не разрешили!
Примеры, подобные названным, можно приводить еще и еще. Но дело не в количестве примеров, может быть, даже в каком-то из них я и неправ. Дело в другом, гораздо более существенном. Художественный отдел пока не стал подлинно боевым штабом цирка, творческая инициатива его явно недостаточна. И работникам Художественного отдела следует меньше протирать локти, сидя за письменными столами Союзгосцирка. Гораздо чаще надо быть в цирках: и во время репетиций и на представлениях. Они не только обязаны отвечать на письма, но и вести с артистами живые, творческие беседы, советовать артистам, когда это необходимо, спорить с ними, но обязательно делать все от него зависящее для улучшения номеров. Художественный отдел обязан совместно с артистами создавать все новые ценности. А журнал «Советский цирк» должен помогать работникам Художественного отдела в такого рода деятельности. Пока он это делает слабо.
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959