В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О венгерском цирке

 

 

Жизнь венгерских артистов цирка до 1945 года ничем не отличалась от жизни артистов цирка в других капиталистических странах. Безнадеж­ность, отсутствие веры в завтрашний день, бесконечные бесцельные скитания по пере­движным провинциальным циркам, бродяж­ничество губили талантливых венгерских ар­тистов. В таких условиях, естественно, не могло быть и речи об осуществлении твор­ческих планов.

В буржуазной Венгрии самым крупным цирком был столичный Большой цирк. Кро­ме него существовало 3—4 передвижных цирка. И столичный и провинциальные пе­редвижные цирки были капиталистическими предприятиями. Превыше всего предприни­матели ставили коммерческие интересы. Артисты не могли вырваться из искусно сплетенной сети пауков-импрессарио.

Существовали еще 8—10 маленьких пе­редвижных цирков, основанных на «семей­ном принципе». В них большая часть номе­ров программы была представлена родст­венниками владельца, не всегда хорошего профессионального уровня артистами.

Артисты цирка нередко выступали в 5 — 6 номерах, но материального вознагражде­ния за это им не полагалось. Были часты случаи, когда артисту выплачивалась лишь половина заработной платы. Хозяин обыч­но ссылался при этом на плохое состояние дел. Случалось, что владельцы цирков во­обще отказывались выплачивать заработ­ную плату артистам и обслуживающему персоналу.

В столичном Большом цирке многие мастера арены занимались артистической деятельностью только вечером. Рано утром многих из них можно было видеть в толпе рабочих, идущих на завод. Такой была судьба и некоторых артистов, ныне заслу­живших мировую известность. Некоторые из них вынуждены были продавать на улице мелкие вещи, таскать ящики на рынке, ра­ботать грузчиками в порту. А если кому-ни­будь и удавалось получить хорошую работу в цирке, то ради сохранения места приходи­лось переживать многочисленные унижения. В конце концов такие люди утрачивали связь с артистической массой, из которой вышли, так как, достигнув некоторой обес­печенности, старались отдалить себя от ни­щенствующего большинства.

Артисты цирка времен Хорти жили не на «солнечной стороне улицы». Такая обста­новка сковывала развитие циркового искус­ства.

Насквозь фальшиво утверждение, буд­то свободная конкуренция стимулирует создание новых цирковых номеров. Артист, даже если он и хотел этого, не мог создать новый номер: летом самой большой за­ботой его было желание застраховать себя от бед зимнего «мертвого» сезона, безра­ботицы, голода.

Не случайно, что в прошлом, кроме сто­личного Большого цирка, во всех провинци­альных цирках программы находились на необычайно низком уровне. Цирк в то вре­мя был далек от того, чтобы воспитывать зрителя. Большинство номеров было опас­но для жизни. Цирк был бизнесом, который обогащал антрепренеров.

 

*    *    *

 

В 1945 году начался процесс оздоровле­ния цирка. Хотя в цирковом деле еще некоторое время господствовали капиталисти­ческие отношения, цирковое искусство все же, как и другие области искусства, уже тронул ветер социалистической революции. В 1947 году был создан свободный профсо­юз венгерских цирковых артистов. Это было важное событие в жизни артистов цирка. Профсоюз, который возглавили коммуни­сты, повел борьбу за национализацию цир­ков, за интересы артистов. Он вмешивался в программную политику цирков, остававших­ся в частных руках, играл решающую роль в разработке условий контрактов. Проф­союз организовал первую государственную артистическую школу. Это был удар по мелким «школам», которые находились в руках частных педагогов, ставивших «на до­му» цирковые номера за огромные деньги. Школа, созданная профсоюзом, была за­чатком основанной в 1950 году школы для подготовки артистов циркового искусства. Это первая после СССР школа, готовящая специалистов для цирка.

Осень 1949 года принесла с собой осу­ществление давнего желания цирковых ар­тистов — национализацию цирка и варьете. Национализированные цирки и варьете воз­главили люди, преданные идеям социализ­ма. С этого времени венгерское цирковое искусство пошло по пути подъема.

Решалась главная задача — повышение художественного уровня цирковых про­грамм. Началась борьба с космополитизмом, проявление которого особенно сказалось в музыке. Среди клоунов развернулось дви­жение за чистоту венгерского языка. Велась борьба за национальный характер костюма, против копирования кричащих западных мод.

Большие изменения происходили не только в столице, но и в провинции. Посте­пенно стиралась разница между програм­мами будапештских и провинциальных цир­ков. Известные венгерские и заграничные артисты стали появляться на манеже про­винциальных цирков.

Национализация, однако, не разрешила всей проблемы. Лишь в 1954 году, когда Совет Министров Венгерской Народной Республики включил артистов цирка в штат государственных работников, артисты вен­герского циркового искусства приобрели возможность совершенствования своего профессионального мастерства и создания новых цирковых номеров.

Было создано специальное учреждение по делам цирке.

Прогресс наблюдается и в варьете. В 1949 году в руки государства перешло и ка­мерное варьете (ранее оно называлось те­атром варьете). Государственное учрежде­ние по делам цирка стало включать в про­грамму Будапештского варьете, открытого в 1954 году, цирковые, номера, которые могли быть показаны  на эстраде.

В варьете наряду с артистами циркового искусства выступали артисты театров, паро­дисты, певцы.

Что же касается наших заграничных свя­зей, то о них мы можем говорить только с 1951 года. Мы обменивались цирковыми программами со странами народной демо­кратии — Чехословакией, Польшей и други­ми соседними странами.

вершиной этих дружеских связей было выступление в 1956 году советского госу­дарственного цирка в Будапеште и венгер­ского государственного цирка в Ленин­граде.

 

В 1937 году

 

Семья комедиантов              Репетиция

  

Труппа артистов Сабо

   

Обложка программы ревю

 

Венгерские зрители впервые в 1956 году ознакомились с советским цирковым искус­ством и высоко оценили мастерство совет­ских артистов.

Гастроли советского цирка имели для нас большое значение. Профессиональная помощь, которую советские артисты оказа­ли артистам венгерского цирка, неоцени­ма. Результаты обмена артистическим опы­том сказались на росте профессионального мастерства   наших   артистов.

В 1958 году венгерские артисты цирка гастролировали в Москве.

В последние годы расширились культур­ные связи и с западными государствами. Так, в 1956 году артисты венгерского цирка гастролировали в Париже, В программу выступлений столичного Большого цирка включаются номера французских, бельгий­ских артистов цирка.

В рамках этой краткой статьи не было возможности рассказать о всех изменениях, которые произошли в венгерском цирке за последнее время. Поэтому я ограничился самыми важными. Венгерские артисты це­нят свою профессию и понимают, что толь­ко социалистическое общество может обес­печить успешное развитие циркового искус­ства.

 

Гимнасты  на шестах — 2 Шнейдер

 

Журнал «Советский цирк» июль 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

осб талион