О венгерском цирке
Жизнь венгерских артистов цирка до 1945 года ничем не отличалась от жизни артистов цирка в других капиталистических странах. Безнадежность, отсутствие веры в завтрашний день, бесконечные бесцельные скитания по передвижным провинциальным циркам, бродяжничество губили талантливых венгерских артистов. В таких условиях, естественно, не могло быть и речи об осуществлении творческих планов.
В буржуазной Венгрии самым крупным цирком был столичный Большой цирк. Кроме него существовало 3—4 передвижных цирка. И столичный и провинциальные передвижные цирки были капиталистическими предприятиями. Превыше всего предприниматели ставили коммерческие интересы. Артисты не могли вырваться из искусно сплетенной сети пауков-импрессарио.
Существовали еще 8—10 маленьких передвижных цирков, основанных на «семейном принципе». В них большая часть номеров программы была представлена родственниками владельца, не всегда хорошего профессионального уровня артистами.
Артисты цирка нередко выступали в 5 — 6 номерах, но материального вознаграждения за это им не полагалось. Были часты случаи, когда артисту выплачивалась лишь половина заработной платы. Хозяин обычно ссылался при этом на плохое состояние дел. Случалось, что владельцы цирков вообще отказывались выплачивать заработную плату артистам и обслуживающему персоналу.
В столичном Большом цирке многие мастера арены занимались артистической деятельностью только вечером. Рано утром многих из них можно было видеть в толпе рабочих, идущих на завод. Такой была судьба и некоторых артистов, ныне заслуживших мировую известность. Некоторые из них вынуждены были продавать на улице мелкие вещи, таскать ящики на рынке, работать грузчиками в порту. А если кому-нибудь и удавалось получить хорошую работу в цирке, то ради сохранения места приходилось переживать многочисленные унижения. В конце концов такие люди утрачивали связь с артистической массой, из которой вышли, так как, достигнув некоторой обеспеченности, старались отдалить себя от нищенствующего большинства.
Артисты цирка времен Хорти жили не на «солнечной стороне улицы». Такая обстановка сковывала развитие циркового искусства.
Насквозь фальшиво утверждение, будто свободная конкуренция стимулирует создание новых цирковых номеров. Артист, даже если он и хотел этого, не мог создать новый номер: летом самой большой заботой его было желание застраховать себя от бед зимнего «мертвого» сезона, безработицы, голода.
Не случайно, что в прошлом, кроме столичного Большого цирка, во всех провинциальных цирках программы находились на необычайно низком уровне. Цирк в то время был далек от того, чтобы воспитывать зрителя. Большинство номеров было опасно для жизни. Цирк был бизнесом, который обогащал антрепренеров.
* * *
В 1945 году начался процесс оздоровления цирка. Хотя в цирковом деле еще некоторое время господствовали капиталистические отношения, цирковое искусство все же, как и другие области искусства, уже тронул ветер социалистической революции. В 1947 году был создан свободный профсоюз венгерских цирковых артистов. Это было важное событие в жизни артистов цирка. Профсоюз, который возглавили коммунисты, повел борьбу за национализацию цирков, за интересы артистов. Он вмешивался в программную политику цирков, остававшихся в частных руках, играл решающую роль в разработке условий контрактов. Профсоюз организовал первую государственную артистическую школу. Это был удар по мелким «школам», которые находились в руках частных педагогов, ставивших «на дому» цирковые номера за огромные деньги. Школа, созданная профсоюзом, была зачатком основанной в 1950 году школы для подготовки артистов циркового искусства. Это первая после СССР школа, готовящая специалистов для цирка.
Осень 1949 года принесла с собой осуществление давнего желания цирковых артистов — национализацию цирка и варьете. Национализированные цирки и варьете возглавили люди, преданные идеям социализма. С этого времени венгерское цирковое искусство пошло по пути подъема.
Решалась главная задача — повышение художественного уровня цирковых программ. Началась борьба с космополитизмом, проявление которого особенно сказалось в музыке. Среди клоунов развернулось движение за чистоту венгерского языка. Велась борьба за национальный характер костюма, против копирования кричащих западных мод.
Большие изменения происходили не только в столице, но и в провинции. Постепенно стиралась разница между программами будапештских и провинциальных цирков. Известные венгерские и заграничные артисты стали появляться на манеже провинциальных цирков.
Национализация, однако, не разрешила всей проблемы. Лишь в 1954 году, когда Совет Министров Венгерской Народной Республики включил артистов цирка в штат государственных работников, артисты венгерского циркового искусства приобрели возможность совершенствования своего профессионального мастерства и создания новых цирковых номеров.
Было создано специальное учреждение по делам цирке.
Прогресс наблюдается и в варьете. В 1949 году в руки государства перешло и камерное варьете (ранее оно называлось театром варьете). Государственное учреждение по делам цирка стало включать в программу Будапештского варьете, открытого в 1954 году, цирковые, номера, которые могли быть показаны на эстраде.
В варьете наряду с артистами циркового искусства выступали артисты театров, пародисты, певцы.
Что же касается наших заграничных связей, то о них мы можем говорить только с 1951 года. Мы обменивались цирковыми программами со странами народной демократии — Чехословакией, Польшей и другими соседними странами.
вершиной этих дружеских связей было выступление в 1956 году советского государственного цирка в Будапеште и венгерского государственного цирка в Ленинграде.

В 1937 году
Семья комедиантов Репетиция
Труппа артистов Сабо

Обложка программы ревю
Венгерские зрители впервые в 1956 году ознакомились с советским цирковым искусством и высоко оценили мастерство советских артистов.
Гастроли советского цирка имели для нас большое значение. Профессиональная помощь, которую советские артисты оказали артистам венгерского цирка, неоценима. Результаты обмена артистическим опытом сказались на росте профессионального мастерства наших артистов.
В 1958 году венгерские артисты цирка гастролировали в Москве.
В последние годы расширились культурные связи и с западными государствами. Так, в 1956 году артисты венгерского цирка гастролировали в Париже, В программу выступлений столичного Большого цирка включаются номера французских, бельгийских артистов цирка.
В рамках этой краткой статьи не было возможности рассказать о всех изменениях, которые произошли в венгерском цирке за последнее время. Поэтому я ограничился самыми важными. Венгерские артисты ценят свою профессию и понимают, что только социалистическое общество может обеспечить успешное развитие циркового искусства.

Гимнасты на шестах — 2 Шнейдер
Журнал «Советский цирк» июль 1959