Инспектор манежа - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Инспектор манежа

 

 

За последнее времяв журнале «Советский цирк» был  помещен ряд статей, посвященных состоянию разговорного  жанра в цирке. В них подробно анализировались недостатки современной клоунады, сатиры и музыкальной эксцентри­ады, но почему-то совершенно не говорили об инспекторах манежа, работа которых тесно связана с артистами-разговорниками. Между тем деятельность инспектора манежа, с точки зрения культуры слова и актерского мастерства, в настоящее время оставляет желать лучшего.

Чтобы ответить на вопрос, почему это так, необходимо внимательно посмотреть, откуда берутся в нашем цирке инспекторы ма­нежа.

В инспекторы манежа в основном идут бывшие акробаты, гимнасты, жонглеры, борцы — люди, утратившие по тем или иным при­чинам свое профессиональное мастерство.

Все они отлично знают техническую сторону цирка, знают, как сделать подвеску аппаратуры, закрепить и держать лонжу, верно заграблить манеж. Но когда дело доходит до объявления номера или разговора на манеже с коверным, мы невольно сталкиваемся с отсутствием у инспекторов манежа необходимых навыков.

Кажется, что может быть проще — выйти на манеж и громко объявить следующий номер или спросить и ответить в репризе коверно­го. Но большинство инспекторов манежа не могут по-настоящему оправиться с этой задачей. Между тем роль инспектора в цирке значительно возросла: в последнее время в цирке стали очень много разговаривать. Разговаривают клоуны, сатирики, музыкальные экс­центрики, дрессировщики, иллюзионисты. Особенно много разгова­ривают коверные, даже те, которые раньше никогда не разговари­вали. Все они, как правило, в разговоре общаются с инспектором манежа. Таким образом, инспектор манежа во время спектакля является основным представителем разговорного жанра. Поэтому он должен профессионально владеть техникой речи и актерским мас­терством. Часто приходится поражаться, как серо, безграмотно, нетемпераментно ведут программу некоторые инспекторы манежа. Сплошь и рядом сталкиваешься с неверным произношением слова, с косноязычием, с тихой речью, с неумением держаться на манеже и даже с не всегда опрятным внешним видом. Многие ошибочно считают, что фрак (кстати оказать, не всегда вяжущийся с убогостью убранства некоторых цирков) сам по себе является признаком боль­шой культуры и может прикрыть  недостатки того,  кто его носит.

Таких инспекторов нельзя обвинять в недобросовестности исполнения возложенных на них обязанностей. Отнюдь нет. У них прос­то по самой природе нет к этому никаких данных, необходимого культурного уровня. Правда, Союзгосцирк пытался заниматься уст­ранением этих недостатков. Были созданы временные курсы повы­шения квалификации инспекторов манежа. Там занимались и техни­кой речи и актерским мастерством. Но что можно сделать с теми, у кого к этому нет ни призвания, ни способностей?

На инспектора манежа в нашем цирке возложено слишком мно­го обязанностей. Он находится в цирке с утр» до позднего вече­ре. Днем он занят проведением репетиций, а вечером инспектор манежа руководит художественной и технической стороной пред­ставления.

Выполнять то и другое бывает порой весьма трудно и не для каждого возможно.

Часто во время паузы между номерами инспектор манежа ве­дет диалог с коверным, заполняющим паузу и одновременно держит лонжу, руководит униформистами, занятыми уборкой и установкой аппаратуры артистов. При этом он вынужден бывает разговаривать с коверным, часто находясь далеко от него и в силу необходимости смотря в противоположную сторону. Ясно, что при этом отсутствуют и взаимодействие и минимальное общение. Реприза получается скомканной,  несыгранной.

Чтобы устранить все эти недостатки, необходимо, чтобы в цирке наряду с инспектором манежа, отвечающим за всю техническую часть представления, был человек, ведущий программу, человек, на которого возложено руководство художественной частью представления. Ведущий программу должен иметь актерское образование, знать законы сценического мастерства. Он может быть использован для чтения текстов парад-прологов и эпилогов. Сейчас же для чтения в параде привлекаются артисты любого жанра, лишь бы они умели быстро выучить и бойко произнести текст. От этого часто страдает художественное качество парадов.

Присутствие в цирке человека, владеющего актерским мастерст­вом и техникой сценической речи, окажет несомненно влияние на все представление и на отдельные номера артистов.

Грамотно провести программу — дело весьма сложное. Ведущий своим актерским чутьем сможет дать представлению нужное направ­ление, нужный ритм. Все это позволит намного повысить качество представления.

Кроме того, ведущий должен совместно с режиссером и артиста­ми составлять и готовить будущую программу и репетировать с коверным новые репризы.

В настоящее время нередки случаи, когда коверный договари­вается с инспектором манежа о ходе репризы у занавеса, перед самым выходом на манеж.

Настало время, когда культура слова, речи должны нестись не только с театральных подмостков, как это многие, к сожалению, еще думают, но и с арены цирка. Для этого и нужен в нашем цирке ве­дущий программу.

 

Вл. УСПЕНСКИЙ

  Журнал «Советский цирк» октябрь 1959

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Рейтинг.ru