Варвара Карбовская. Это просто необходимо
Можно прожить половину или даже три четверти своей жизни (точность — сами понимаете! — в данном случае нежелательна) и вдруг за один вечер почувствовать — не то! С точки зрения родных, близких, товарищей по работе все как будто бы хорошо и даже превосходно. Человек спокоен, доволен — это в своей семейной жизни, и беспокоен, вечно неудовлетворен и одновременно счастлив — в жизни творческой. Чего, кажется, еще можно желать?! И вдруг...
Нет, не происходит ничего из ряда вон выходящего. Просто выдается свободный вечер, и человек, желая приятно провести время, идет с женой и знакомыми в цирк. Идет в полной уверенности, что получит удовольствие, посмеется. А вместо этого...
Впрочем, не хочу забегать вперед, тем более что это совсем не длинная история.
В цирк мы пошли вчетвером: мои друзья — муж и жена — и я с мужем. Рассказывать о том, что мы видели, нет надобности, потому что, наверное, нет такого человека, который бы не знал, что такое наш советский цирк. Очень хорошо, чудесно! — вот обычное мнение зрителей. Такое же мнение было и у нас, но рассказ-то ведь не об этом.
Когда мы с мужем возвращались домой, я вздохнула:
— Ах, как жаль, что родители в свое время не отдали меня в цирк!
Мои родные обычно посмеиваются, считая эти слова несерьезными. Их вполне устраивает моя профессия. Но я продолжаю настаивать:
— Безусловно, из меня получился бы толк. В детстве я была такая гибкая, ловкая! (Кто не вспоминает с умилением о своем детстве!) Ведь я и теперь во время утренней гимнастики делаю довольно трудные упражнения...
— Вот и продолжай в том же духе, — поощрительно говорит муж.
— Да, но это совершенно другое дело! Гимнастика — это только для себя, а там, в цирке, как бы всенародная, наглядная пропаганда изящества, ловкости, силы и красоты! Когда я представляю себе, что я могла бы летать под куполом в каком-нибудь розовом трико с блестками или скакать на белой лошади по манежу, то мне кажется, что я прошла мимо своего счастья. А животные? Ты же знаешь, как я люблю животных. Из меня получилась бы отличная дрессировщица. Да еще с моей фантазией! Представляешь себе, мы над ареной в обнимку качаемся на качелях...
— В обнимку с кем? — суховато спрашивает муж.
— Как с кем, разве я не сказала? С огромным уссурийским тигром. Вверх — вниз, вверх — вниз над трепещущей публикой.
Я не позволяю ему рычать, он у меня послушен, как овечка, и ходит, что называется, по одной половичке.
— Теперь для меня кое-что проясняется в нашей семейной жизни, — задумчиво говорит муж. — А когда тигр в один прекрасный день намекнул бы, что у него плохо выглажен воротничок, ты бы ему ответила: «Возьми и погладь сам! Да?»
Я, конечно, понимаю, что это шутка. А ведь я серьезно говорю о дрессировке (в цирке это почему-то называется дрессурой, вопреки энциклопедическому словарю). Например, мои четвероногие друзья изобразили бы такую сценку: сидит лев, над ним на дверях клетки надпись: «Без доклада не входить». Секретарша-кенгуру то и дело вынимает из набрюшного мешочка то телефонную трубку, то зеркальце. Медведи-посетители дремлют, дожидаясь приема, изредка взглядывают на часы, надетые на одну из четырех лап. Мимо шныряют кролики с портфельчиками. И вот дрессировщица прорывается в кабинет ко льву! Он сначала рычит и стучит лапой по столу. Но она не из трусливых, вытаскивает из сумки трехметровую рукопись и начинает читать. Лев сначала отмахивается, потом жалобно скулит и, наконец, замертво валится под стол. Каково?
— Ничего себе, — вежливо говорит муж. — А какое учреждение это должно изображать?
— Ну, почем я знаю, может быть Союз писателей... Или, скажем, сценка в магазине: у прилавка писк, визг; собачки, кошечки давятся в очереди за туфлями. Приходит выдра. В ушах и в носу серьги, на голове соломенная шляпка, одета в прозрачное нейлоновое платье. Продавщица-лиса достает ей из укромного местечка пару роскошных туфель. Выдра сует ей в лапу...
— Это нехорошо, — говорит муж. — Не надо развращать наших четвероногих друзей. Такие поступки им несвойственны.
Дня два после цирка у меня в голове бродили фантазии и меня мучили сожаления, что я не стала цирковой артисткой. Потом я примирялась со своей жизнью, и все пошло по заведенному порядку: рано утром гимнастика, душ, потом работа.
На третий день утром мне позвонила приятельница, с которой мы были в цирке, и попросила срочно приехать: с ее мужем — неблагополучно. Я представила себе Ивана Семеновича — немолодого, тучного человека, вообразила самое плохое, что может случиться, и поехала немедленно.
— Здравствуй, дорогая! Что с ним? Заболел? Сердце?!
— Нет, не заболел, но с ним творится что-то страшное. По-моему, он от меня что-то скрывает...
Она приложила платок к покрасневшим глазам.
— Представь себе, приоткрываю я вчера дверь в его кабинет, чтобы, как обычно, сказать перед сном: «Ванечка, твой кефир на столе», — и вижу, что он стоит возле письменного стола на четвереньках. Ну, думаю, что-нибудь уронил. Как вдруг замечаю, что он надсаживается, кряхтит, изо всей силы упирается руками в пол и, совершенно как лягушка, подкидывает задние ноги! (Она так и сказала — «задние ноги», по-видимому, солидный Иван Семенович в этот момент действительно был похож на лягушку огромных размеров...) При этом видно, что он старается взглянуть как можно выше! Наверно, у негр было стремление встать на руки... С его-то комплекцией! Почему? Зачем? И, главное, ни слова не говоря мне, тайком, уединившись в своей комнате! Я тихонько
закрыла дверь и ушла. Не знаю, встал он вверх ногами или не встал. Думаю, что нет, потому что, когда он вышел есть свой кефир, лицо у него было усталое, красное и разочарованное.
Рассказав все это, она скорбно посмотрела на меня и спросила: — А вам не кажется, что здесь замешана женщина? Цирковая артистка или, может быть, сослуживица, которой он хочет понравиться? Иначе, зачем бы ему взлягивать втихомолку? Вдруг у него любовь?
— Вы думаете, что если человек влюбился в сослуживицу, то у себя дома он взлягивает? Пожалуйста, не сочиняйте глупостей, не уподобляйтесь тем женам, да и некоторым мужьям тоже, которые в каждом жесте, в интонации готовы видеть измену, крушение очага и прочие бытовые катастрофы.
— Но вы все-таки поговорите с ним. Я сама ничего не понимаю. Она не понимает, а я догадываюсь. Кажется, с Иваном Семеновичем происходит то же самое, что со мной.
Ах, как мы поняли друг друга с первых же слов нашего разговора! Иван Семенович сказал:
— По телевизору я сто раз видел всякие гимнастические упражнения, но до сердца это как-то не доходило. А тут рядом, прямо перед тобой, с какой-то легкостью необыкновенной не только акробаты, но буквально каждый — и жонглер и наездница — катится колесом по манежу, а уж перевернуться вверх ногами — это, кажется, для них проще, чем для меня обычным человеческим способом пройти сотню шагов...
— Да, это необыкновенно увлекательно и как будто бы очень просто! — говорю я и думаю: «А ведь ему действительно даже ходить трудно».
Утром Иван Семенович садится в машину и едет на работу. Там он не ходит — к нему ходят. Затем его везут куда-нибудь на совещание, потом везут домой.
Правда, на это он может заметить, что он экономит дорогое время. А я могу сказать, что это не экономия времени, а неумение распределить свой день.
Но Иван Семенович думает совсем о другом:
— Ведь вот работаешь с утра до вечера, а разве получишь такое моральное удовлетворение, как они! — говорит он с огорчением и даже с завистью.
— Кто — они?
— Цирковые артисты, конечно! Им и аплодисменты, и цветы, и так каждый вечер.
— Так вы, что же, хотите, чтоб в главке вам ежедневно аплодировали, а заведующие отделами и курьерши осыпали вас астрами и георгинами?
Он безнадежно махнул рукой:
— Я бы хотел невозможного: сбросить с плеч сорок лет жизни. Тогда мне было бы восемь лет и я поступил бы в цирковое училище.
В глубине души я совершенно с ним согласна, я сделала бы то же самое. Но стоит ли вздыхать о там, что не может сбыться?
— Знаете, милый Иван Семенович, отчего у вас огорчение и зависть?
— Знаю. Оттого что я не эквилибрист, не канатоходец, оттого что я не могу гарцевать перед восхищенной публикой на белом жеребце.
— Голубая «Волга» вас уже не устраивает?
— Ах, оставьте, это совсем другое дело. Вы думаете, зачем я корячился у себя дома на ковре? Ведь я же знаю, жена вам все рассказала.
— Рассказала. И я прекрасно вас поняла. Налюбовавшись ловкостью и красотой, вы взглянули на самого себя и с ужасом убедились — ничего общего! А ведь и вы были когда-то стройны и легки. Куда же все это делось?..
Иван Семенович кивает головой в такт моим словам и спрашивает с надеждой:
— Значит, это не у меня одного, у вас то же самое?
— Ну, знаете, батюшка мой, вы все-таки меня с собой не равняйте! Конечно, я не сделаю сальто в воздухе и не пройдусь колесом, но я не расплылась так, как вы. Я каждое утро делаю гимнастику и пока что не похожа на пень, вросший в землю!
— Спасибо.
— Нечего обижаться. Вы сами себя обидели. Устроили себе такую жизнь, при которой ходить — и то в тягость. Вот вы встали на четвереньки и поняли, что это единственное, чего вы можете достичь в этой области. Вам горько и жаль самого себя. А если бы вы каждый день хоть немножко разминались, плавали, ходили пешком, играли в теннис...
— Еще чего.
— Еще чего? В городки, например. Тогда вы не почувствовали бы зависти при виде ловких, сильных, изящных! Не обязательно всем быть цирковыми артистами, но все должны стараться быть здоровыми, стройными и даже по возможности красивыми!
— Не агитируйте вы меня, пожалуйста, — с отвращением сказал Иван Семенович.— Подумайте сами, вдруг я ни с того ни с сего кинусь играть в теннис! Жена и та бог знает что заподозрит...
Когда мы остались вдвоем с его женой, она опасливо спросила:
— Ну, что он вам сказал?
— Он хочет, чтобы вы по утрам делали гимнастику. Ежедневно. Вместе с ним.
— Неужели правда?!
С тех пор как мы вчетвером побывали в цирке, прошло полгода. И хотите верьте, хотите нет, но уважаемого Ивана Семеновича будто подменили. Он ходят в свой главк пешком (как-никак почти два километра!), ходит подобрав живот, распрямив плечи. В теннис пока не играет, но зарядку по утрам делает, не пропуская ни одного дня. И, как каждый, кто делает гимнастику, он доволен и горд своими маленькими успехами: он уже может, наклонившись, коснуться ладонями пола, не сгибая при этом ног! Он делает шестьдесят прыжков! Глубоко вдыхает и медленно, со знанием дела, выдыхает. И уже агитирует у себя на работе: занимайтесь гимнастикой, что за охота расплываться, стареть раньше времени!
Я спросила у моих друзей, не будут ли они возражать, если я попробую написать маленький рассказ о том, как мы ходили в цирк и что из этого получилось. Они сказали: «Непременно напишите!»
Вот я и написала. И даже предложила редакции фотографию, как я делаю гимнастику. Конечно, не для того, чтобы похвалиться. Цирковые артисты, демонстрирующие чудеса ловкости и изящества, могут на это фото не смотреть. Но обыкновенных читателей, обычных цирковых зрителей, таких, как мы с Иваном Семеновичем, я, может быть, и сумею убедить. Посмотрят и скажут: вот, мол, человек прожил полжизни (если исходить из крупного счета), а занимается гимнастикой и другим советует. Не попробовать ли?
Обязательно попробуйте, дорогие товарищи читатели! Втянитесь, полюбите это приятное и полезное занятие. Под куполом цирка нам с вами, разумеется, не летать, но ходить легкой походкой, сидеть прямо, а не мешком и с удовольствием видеть в зеркале, как ловко новое платье облегает вашу подтянутую тренированную фигуру,— это хоть кому приятно!
Вы давно не были в цирке? Пойдите завтра или, не откладывая, сегодня же! Это не только интересно, увлекательно, весело, это просто необходимо. Ходить в цирк — значит молодеть душой.
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959