В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О чем звенят клинки

 

 

В знаменательные февральские дни мне вспоминается постановка пантомимы «О чем звенят клинки», осуществленная Саратов­ским госцирком в 1949 году, в дни праздно­вания 31-й  годовщины  Советской  Армии.

Автор пантомимы лауреат Сталинской премии драматург Ю. Чепурин положил в основу сценария тему участия донских, ку­банских и терских казаков в Великой Отече­ственной войне.

 

Участники пантомимы – генерал (арт. А. Иванов), казак (арт. М. Туганов)

 

Удачно решенное тематическое пред­ставление объединило разные формы цир­кового искусства. Большая роль в нем была отведена конно-спортивному аттракциону заслуженного артиста РСФСР М. Н. Туганова — «Казаки».

Пантомима шла в одном большом отде­лении и состояла из 14 эпизодов, рисующих патриотический героизм наших солдат и офицеров в дни Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, трудовые подвиги рабочих, крестьян и интеллигенции, ковав­ших  победу над врагом.

Постановщики пантомимы М. Туганов и А. Вольный приложили немало творческих усилий для создания динамического спек­такля, развертывающегося на основных че­тырех площадках.

Первая площадка была над артистиче­ским выходом, вторая и третья — над боко­выми входами для зрителей и четвертая — на ареце цирка.

Быстрой сменой картин постановщики и исполнители держали зрителя от начала и до конца в состоянии напряжения, переклю­чая его внимание то на драматические, то на комедийные эпизоды пантомимы.

Вспоминаются наиболее интересные, впечатляющие картины.

Участник Отечественной войны казак (артист М. Н. Туганов) получает боевое за­дание от генерала, командующего дивизией (артист А. А. Иванов). При выполнении за­дания казак и его лошадь ранены фашист­ским снайпером. Ему грозит плен. Казак не может дотянуться до стремени раненной в ногу лошади.

Умное животное само подходит к сво­ему хозяину, и он, делая последние усилия, взбирается на хромающую лошадь, которая спасает его.

Остро, буффонадными приемами реше­на была сценка грабежа фашистским отря­дом колхозного села. Этот эпизод вызывал несмолкающий смех. В нем звучала издевка над врагом, попадающим в нелепые поло­жения, над алчностью и тупостью фашист­ских вояк.

Эта сцена была превосходно сыграна ар­тистами Б. Вяткиным, И. Антоновым, В. Бар­теневым,  И.  Южиным.

Многие артисты конно-спортивного ат­тракциона «Казаки», пережившие трудную войну, защищавшие независимость Родины на полях сражений, внесли в спектакль глу­бокую искренность исполнения, наполнили его атмосферой подлинной героики.

Зрители тепло встречали отдельные но­мера, органично включенные по ходу дей­ствия в пантомиму: джигитовку, высшую школу верховой езды, прыжки на лошадях через   охваченные   огнем   барьеры.

Артисты Туганов и Дельвари поражали зрителя четким рисунком конной работы. Стойка на руках на галопирующей лошади, берущей препятствия, сложная вольтижи­ровка — сольная и групповая — и другие трюки вызывали бурное одобрение.

Пантомима «О чем звенят клинки» была близка и понятна народу, не забывшему от­раженных в ней событий, — и в этом была убедительная политическая сила.

Моя небольшая заметка — не только воспоминание о постановке интересной конно-спортивной пантомимы: хочется еще раз выразить сожаление, что мало панто­мим создается нашими талантливыми ре­жиссерами   и   артистами   цирков.

 

А. ИВАНОВ

Журнал «Советский цирк» февраль.1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100