Главное действующее лицо – мысль. Н. Лабковский
Персонажи современной клоунады — не белый и рыжий, а два разных человеческих характера. Если нам, авторам, удается найти конфликт между двумя характерами, — возникает клоунада или реприза, построенная по законам драматургии. Это значит, что на манеже будет интересно и смешно.
Может ли конфликт выражаться такими средствами, как обливание водой или обсыпание пудрой? Думаю, что может. Но искусство требует мыслей. Обсыпать человека пудрой просто так, для забавы, глупо и ничуть не смешно. Если же найти комедийное положение — такие взаимоотношения партнеров и такую тему,— которое бы непременно требовало обсыпания друг друга пудрой,— тогда трюк заиграет. Идея, выраженная средствами цирка, сделает клоунаду интересной.
Без такого осмысленного трюка цирк существовать не может. Фельетон и куплеты жизнеспособны на манеже только в том случае, если они построены на цирковых трюках. Искусство цирка требует мыслей, выраженных в неожиданной, трюковой форме.
Нельзя забывать, что мы все очень выросли за последние десять лет. И, быть может, путь к успеху клоунады в том, чтобы поднять ее интеллектуальный уровень, заставить зрителя ощутить биение живой мысли.
Н. Лабковский, писатель
Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г