Лиго
О создании новой программы национального коллектива у нас принято писать уже после премьеры. Однако мне кажется, что в профессиональном журнале уместно говорить не только о том, что сделано, но и том, что делается. Во-первых, читатель, войдя в курс предварительной работы над спектаклем, сможет потом сопоставить задуманное с воплощенным, а во-вторых, поиски, планы, оригинальные приемы смогут принести пользу при создании других национальных программ и коллективов. Поэтому я хочу поделиться сегодняшним положением дел в латышском цирковом коллективе, постановку новой программы в котором осуществляет режиссер Союзгосцирка В. Миронов, а литературную часть — автор этих строк.
Не секрет, что некоторые национальные коллективы отличаются от обычных только костюмами, музыкой да фамилиями исполнителей. Переоденьте артистов, смените музыку — и ничего национального в программе не останется! Естественно, что одной внешней характерности для национальной программы недостаточно, и режиссер В. Миронов пошел совершенно иным путем... Ведь легче всего было бы выпустить стандартный пролог, в котором одетые в латышские костюмы артисты, передав зрителям привет от родной Латвии, тут же предоставили бы манеж разнородным номерам, которые, в лучшем случае, объявлялись бы на двух языках...
По режиссерскому сценарию Миронова зритель с самого начала встретит совсем другую картину... Прежде всего атмосфера циркового праздника передается с манежа через праздник национальный, через древний и любимый праздник «Лиго».
Он празднуется в ночь на 24 июня, когда день становится самым длинным, а ночь самой короткой, когда все посевные работы уже закончены, а урожай еще не поспел, когда можно славно повеселиться и отдохнуть перед уборкой урожая. «Лиго» дает возможность создать целостность представления, показав широкую картину жизни народа, продемонстрировав его силу, красоту, молодость, своеобразие географической среды, быт, нравы, обычаи, фольклор, а главное — передать стремительный пульс жизни Латвии наших дней. В соответствии с этим замыслом разработано и оформление манежа. Парадный ковер передает (в условно цирковой манере, конечно) красочный ландшафт республики. В центре манежа — холмик, под которым скрыт костер, по барьеру на четырех шестах подняты смоляные бочки, без которых никогда не обходится «Лито»... Занавес образует морские волны, на уровне боковых проходов — мигающие маяки... Начало праздника предоставляется молодой Женщине-Матери, с которой в латышском фольклоре связывается образ созидательницы всего живущего на земле, носительницы народной мудрости и охранительницы трудового человека.
После красочной увертюры, построенной на латышских народных мелодиях, Женщина-Мать, выйдя как бы из коревой пены, поднимется на холмик и, открывая праздник, скажет:
Когда веселый праздник «Лиго»
Справляет мой родной народ,
Вся наша Латвия, вся Рига
В ту ночь танцует и поет.
О жизни светлой и свободной
Несется песнь во все края,
И вот на праздник наш народный
Мы приглашаем вас, друзья...
После этих слов выбегут с горящими факелами национальные комики Вренцис, Жвингулис, Бфиньш и Слиместс. Внося страшную суматоху, они начнут зажигать смоляные бочки и костер. Манеж заполнится всеми участниками представления, и начнется национальный танец у костра. Затем последуют традиционные праздничные угощения, игры, прыжки через костер, причем сюда органично вплетутся чисто цирковые элементы, такие, как жонгляж, эксцентрическая акробатика и т. д.