В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Лондон, Уэмбли 
 
 
парад в манеже УэмблиНедавно из Англия в Москву возвратилась после гастролей группа артистов советского цирка. Выступая в течение семи недель в г. Лондоне, группа дала 71 представление, пока­зав свое искусство более чем 300 тысячам жителей Лондона и других городов.
Сейчас,    когда   мы,   участники   гастрольной   группы,   вспоминаем замечательную поездку,   нам хочется   поделиться своими   впечатлениями с друзьями и, конечно, прежде всего ответить на их главный вопрос: «С успехом ли прошли наши гастроли?» Перед нами мно­жество английских газет. Здесь газеты разных партий и направле­ний, газеты друзей и недругов. Но со всех страниц, посвященных цирку, на нас смотрят яркие заголовки: «Московский цирк — луч­ший из лучших», «Искусство мастеров Московского цирка», «Спек­такль, который нельзя пропустить», «Искусство цирка на высшем уровне», «Сюда приехал волшебник»...
Но довольно! Отвлечемся от заголовков и расскажем несколько подробнее о том, что таится за ними.
Лондон. Крупнейший город мира. Город замечательных артисти­ческих традиций. С большим волнением съезжались сюда артисты. Часть прибыла пароходом, часть самолетом. Лондон встретил нас не традиционным туманом и дождем, а ярким солнцем. Итак, мы в стране, где три года назад побывала группа наших сильнейших цирковых артистов, где были по достоинству оценены такие круп­ные артисты цирка, как Филатов, Попов... Мы не должны быть сла­бее их! Не уронить, а поднять еще выше престиж советского цир­ка — это было нашей почетной   задачей.
Известная театральная фирма «Том Арнольд лимитед», пригла­сившая советских артистов на гастроли в Англию, проявила исклю­чительную оперативность и к моменту приезда артистов провела все необходимые для спектаклей работы. Помещение зимнего ста­диона Уэмбли было переоборудовано под традиционный 13-метро­вый московский цирковой манеж. Английские художники украсили форганг большим красочным панно, которое увенчивалось изобра­жением древних   стен Московского   кремля.
Лондон — огромный город, раскинувшийся на десятки миль, ка­залось не замечал нас, затерянных на его туманных улицах. Но это было не так. Лондон заметил нас. Более того, он с нетерпением ждал нас в переполненном здании зимнего стадиона Уэмбли. Сре­ди 8 тысяч зрителей, присутствовавших на премьере, были предста­вители политических партий, прессы, театра, кино, члены королевской семьи и дипломатического корпуса, Присутствовал на пред­ставлении и весь состав советского посольства в Англии. Едино­душным восхищением встретил наш первый лондонский зритель цирковую программу. Бурные аплодисменты сопровождали выступ­ления наших артистов. «Ух! Что за цирк! — писала газета «Дейли Миррор» после премьеры.— «Мужество, вкус, быстрота, никогда мы не видели подобного цирка».
Газета «Ньюс ов зе Уорльд», восхищаясь прекрасным иллюзион­ным аттракционом Э. Кио, блестящим номером сестер Кох, закан­чивала статью о цирке так: «Не удивительно, что Уэмбли разры­вается от аплодисментов. Замечательное представление».
 
Редко упадет пенс в шапку художника
 
С радостным большим чувством возвращались артисты поздно ночью в небольшой отель «Авока Хаус» на одной из наиболее ти­хих и уютных улиц Лондона после первого волнующего дня гаст­ролей. А вскоре мы начали расширять наши знакомства и контакты. С большим интересом мы осмотрели английский парламент, где нас любезно встретил видный политический деятель, член парла­мента Заллиакус. Свободно владея русским языком, Заллиакус очень интересно в короткой беседе рассказал о работе парламента, осве­тил наиболее яркие моменты истории возникновения первого поли­тического учреждения Англии.
Прекрасна старина Лондона! Темза, с ее извилистыми берегами, Трафальгар-сквер, с изумительным фонтаном и великолепным па­мятником адмиралу Нельсону предстали перед нашими глазами. В один из дней коллектив наших артистов возложил венок на мо­гилу гения человечества Карла Маркса. Огромное впечатление на нас произвели богатства Британского музея и бесценные полотна и скульптуры великих мастеров в Лондонской национальной га­лерее. Очень интересным было посещение народным артистом РСФСР Э. Кио клуба общества иллюзионистов, где его коллеги, приехавшие из других городов Англии, а также из Франции и Аме­рики, показали свое иллюзионное мастерство.
В один из воскресных дней вся труппа была приглашена в лон­донский «Луна-парк», где молодежь с удовольствием повеселилась, испробовав все аттракционы, а наши джигиты быстро сменили своих коней   на «почти настоящих» карусельных.
Проходил день за днем и каждый вечер тысячи зрителей бур­но приветствовали Э. Кио, сестер Кох, джигитов М. Туганова, жонг­леров Н. Ольховикова, X. Абдулаева, В. Херца, турнистов Николае­вых, танцовщицу на проволоке Н. Логачеву, воздушных гимнастов Левандовских, клоунов В. Мозеля и А. Савича. После каждого спек­такля, несмотря на позднее время, нас ожидали у выхода лондон­ские жители. Они задавали нам многочисленные вопросы о жизни в Советском Союзе. Мы удовлетворяли как могли их любопытство, и они понимали нас, несмотря на наш плохой английский язык. Очэнь приятна для всех нас была встреча с Полем Робсоном и его семьей. Просмотрев наш спектакль, Робсон пришел за кулисы и сфотогра­фировался с группой артистов. «Я снова как будто в Советском Союзе» — сказал он. И это было лучшей похвалой артистам совет­ского цирка.
Пожалуй, нигде в Англии так не ярки социальные контрасты, как в Лондоне. Бедные, грязные портовые районы, районы город­ской бедноты здесь противопоставлены парадным улицам и паркам центральной части города. Но чем ярче блеск реклам и наряднее витрины дорогих магазинов, тем заметнее черты, просачивающей­ся и сюда нищеты. Вот прямо на тротуаре, согнувшись, трудится пожилой человек. Это художник. Он рисует мелом какой-то пейзаж, а рядом лежит его шапка, куда редко, редко падает пенс. А вот у ограды богатого особняка сидит женщина. Можно было бы решить, что она отдыхает, если бы не собачка, стоявшая у ее ног на задних лапках и держащая в зубах маленькую шапочку. Это — нищая, ни­щая в стране, где человеку просить милостыню запрещено. За нее просит собачка. Как-то на одной изцентральных улиц мы увидели пожилого мужчину с девочкой-подростком. Сделав небольшой цир­ковой манеж из скатанного ковра, он дал настоящее цирковое пред­ставление на мостовой. Сначала различные акробатические упраж­нения, затем бродячий артист в маске клоуна показал небольшое антре с собачкой, потом последовал музыкальный номер... И все это вполне профессионально, так, что многочисленные зрители смотре­ли на его номера не отрываясь. Но когда артист закончил свое представление и девочка двинулась к зрителям со шляпой, редкая монета упала в нее. Большинство предпочло поскорее уйти. Горь­ко было нам, артистам страны, где цирковое искусство поднято на высокий уровень, видеть такую сцену, происходившую рядом. Мы еще долго думали о ней, идя в свою гостиницу по аллеям прекрас­ного лондонского Хайд-парка, и много раз лотом мы вспоминали бедного бродячего артиста   цирка.
Быстро пролетели шесть недель, и вот уже близок конец на­ших гастролей. За эти дни советские артисты получили много писем и благодарностей от зрителей. Много людей приходило к нам, чтобы поговорить с артистами, пожать им руку, оставить памятную за­писку. Вот одна из таких записок: «Дорогой мистер, Вам пишет ста­рый лондонский рабочий. Я всегда любил людей цирка, В субботу я был на Вашем спектакле. Я ушел с представления восхищенным. Все Ваши артисты удивительны, м-р Кио просто волшебник. Одним словом, всем артистам Вашего цирка от моего имени горячее «бра­во» и «да здравствует Московский цирк и его мастерство». Прими­те мои самые искренние поздравления и аплодисменты. Майкл Бойл».
Очень теплое письмо артистам советского цирка   написали   об­служивающие нас члены технического персонала:   конюхи, унифор­мисты, осветители. В письме они говорили, что время, проведенное ими в обществе советских людей, лучшее время их жизни. Подошел час нашего отъезда. Впереди была Москва. Кончая этот очерк, остается только ответить на главный вопрос: «С успехом ли прошли наши гастроли?» Да! Был успех, хороший, на­стоящий успех.
 
В. Ангарский
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1959
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100