Лондон, Уэмбли
Недавно из Англия в Москву возвратилась после гастролей группа артистов советского цирка. Выступая в течение семи недель в г. Лондоне, группа дала 71 представление, показав свое искусство более чем 300 тысячам жителей Лондона и других городов.
Сейчас, когда мы, участники гастрольной группы, вспоминаем замечательную поездку, нам хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями и, конечно, прежде всего ответить на их главный вопрос: «С успехом ли прошли наши гастроли?» Перед нами множество английских газет. Здесь газеты разных партий и направлений, газеты друзей и недругов. Но со всех страниц, посвященных цирку, на нас смотрят яркие заголовки: «Московский цирк — лучший из лучших», «Искусство мастеров Московского цирка», «Спектакль, который нельзя пропустить», «Искусство цирка на высшем уровне», «Сюда приехал волшебник»...
Но довольно! Отвлечемся от заголовков и расскажем несколько подробнее о том, что таится за ними.
Лондон. Крупнейший город мира. Город замечательных артистических традиций. С большим волнением съезжались сюда артисты. Часть прибыла пароходом, часть самолетом. Лондон встретил нас не традиционным туманом и дождем, а ярким солнцем. Итак, мы в стране, где три года назад побывала группа наших сильнейших цирковых артистов, где были по достоинству оценены такие крупные артисты цирка, как Филатов, Попов... Мы не должны быть слабее их! Не уронить, а поднять еще выше престиж советского цирка — это было нашей почетной задачей.
Известная театральная фирма «Том Арнольд лимитед», пригласившая советских артистов на гастроли в Англию, проявила исключительную оперативность и к моменту приезда артистов провела все необходимые для спектаклей работы. Помещение зимнего стадиона Уэмбли было переоборудовано под традиционный 13-метровый московский цирковой манеж. Английские художники украсили форганг большим красочным панно, которое увенчивалось изображением древних стен Московского кремля.
Лондон — огромный город, раскинувшийся на десятки миль, казалось не замечал нас, затерянных на его туманных улицах. Но это было не так. Лондон заметил нас. Более того, он с нетерпением ждал нас в переполненном здании зимнего стадиона Уэмбли. Среди 8 тысяч зрителей, присутствовавших на премьере, были представители политических партий, прессы, театра, кино, члены королевской семьи и дипломатического корпуса, Присутствовал на представлении и весь состав советского посольства в Англии. Единодушным восхищением встретил наш первый лондонский зритель цирковую программу. Бурные аплодисменты сопровождали выступления наших артистов. «Ух! Что за цирк! — писала газета «Дейли Миррор» после премьеры.— «Мужество, вкус, быстрота, никогда мы не видели подобного цирка».
Газета «Ньюс ов зе Уорльд», восхищаясь прекрасным иллюзионным аттракционом Э. Кио, блестящим номером сестер Кох, заканчивала статью о цирке так: «Не удивительно, что Уэмбли разрывается от аплодисментов. Замечательное представление».
Редко упадет пенс в шапку художника
С радостным большим чувством возвращались артисты поздно ночью в небольшой отель «Авока Хаус» на одной из наиболее тихих и уютных улиц Лондона после первого волнующего дня гастролей. А вскоре мы начали расширять наши знакомства и контакты. С большим интересом мы осмотрели английский парламент, где нас любезно встретил видный политический деятель, член парламента Заллиакус. Свободно владея русским языком, Заллиакус очень интересно в короткой беседе рассказал о работе парламента, осветил наиболее яркие моменты истории возникновения первого политического учреждения Англии.
Прекрасна старина Лондона! Темза, с ее извилистыми берегами, Трафальгар-сквер, с изумительным фонтаном и великолепным памятником адмиралу Нельсону предстали перед нашими глазами. В один из дней коллектив наших артистов возложил венок на могилу гения человечества Карла Маркса. Огромное впечатление на нас произвели богатства Британского музея и бесценные полотна и скульптуры великих мастеров в Лондонской национальной галерее. Очень интересным было посещение народным артистом РСФСР Э. Кио клуба общества иллюзионистов, где его коллеги, приехавшие из других городов Англии, а также из Франции и Америки, показали свое иллюзионное мастерство.
В один из воскресных дней вся труппа была приглашена в лондонский «Луна-парк», где молодежь с удовольствием повеселилась, испробовав все аттракционы, а наши джигиты быстро сменили своих коней на «почти настоящих» карусельных.
Проходил день за днем и каждый вечер тысячи зрителей бурно приветствовали Э. Кио, сестер Кох, джигитов М. Туганова, жонглеров Н. Ольховикова, X. Абдулаева, В. Херца, турнистов Николаевых, танцовщицу на проволоке Н. Логачеву, воздушных гимнастов Левандовских, клоунов В. Мозеля и А. Савича. После каждого спектакля, несмотря на позднее время, нас ожидали у выхода лондонские жители. Они задавали нам многочисленные вопросы о жизни в Советском Союзе. Мы удовлетворяли как могли их любопытство, и они понимали нас, несмотря на наш плохой английский язык. Очэнь приятна для всех нас была встреча с Полем Робсоном и его семьей. Просмотрев наш спектакль, Робсон пришел за кулисы и сфотографировался с группой артистов. «Я снова как будто в Советском Союзе» — сказал он. И это было лучшей похвалой артистам советского цирка.
Пожалуй, нигде в Англии так не ярки социальные контрасты, как в Лондоне. Бедные, грязные портовые районы, районы городской бедноты здесь противопоставлены парадным улицам и паркам центральной части города. Но чем ярче блеск реклам и наряднее витрины дорогих магазинов, тем заметнее черты, просачивающейся и сюда нищеты. Вот прямо на тротуаре, согнувшись, трудится пожилой человек. Это художник. Он рисует мелом какой-то пейзаж, а рядом лежит его шапка, куда редко, редко падает пенс. А вот у ограды богатого особняка сидит женщина. Можно было бы решить, что она отдыхает, если бы не собачка, стоявшая у ее ног на задних лапках и держащая в зубах маленькую шапочку. Это — нищая, нищая в стране, где человеку просить милостыню запрещено. За нее просит собачка. Как-то на одной изцентральных улиц мы увидели пожилого мужчину с девочкой-подростком. Сделав небольшой цирковой манеж из скатанного ковра, он дал настоящее цирковое представление на мостовой. Сначала различные акробатические упражнения, затем бродячий артист в маске клоуна показал небольшое антре с собачкой, потом последовал музыкальный номер... И все это вполне профессионально, так, что многочисленные зрители смотрели на его номера не отрываясь. Но когда артист закончил свое представление и девочка двинулась к зрителям со шляпой, редкая монета упала в нее. Большинство предпочло поскорее уйти. Горько было нам, артистам страны, где цирковое искусство поднято на высокий уровень, видеть такую сцену, происходившую рядом. Мы еще долго думали о ней, идя в свою гостиницу по аллеям прекрасного лондонского Хайд-парка, и много раз лотом мы вспоминали бедного бродячего артиста цирка.
Быстро пролетели шесть недель, и вот уже близок конец наших гастролей. За эти дни советские артисты получили много писем и благодарностей от зрителей. Много людей приходило к нам, чтобы поговорить с артистами, пожать им руку, оставить памятную записку. Вот одна из таких записок: «Дорогой мистер, Вам пишет старый лондонский рабочий. Я всегда любил людей цирка, В субботу я был на Вашем спектакле. Я ушел с представления восхищенным. Все Ваши артисты удивительны, м-р Кио просто волшебник. Одним словом, всем артистам Вашего цирка от моего имени горячее «браво» и «да здравствует Московский цирк и его мастерство». Примите мои самые искренние поздравления и аплодисменты. Майкл Бойл».
Очень теплое письмо артистам советского цирка написали обслуживающие нас члены технического персонала: конюхи, униформисты, осветители. В письме они говорили, что время, проведенное ими в обществе советских людей, лучшее время их жизни. Подошел час нашего отъезда. Впереди была Москва. Кончая этот очерк, остается только ответить на главный вопрос: «С успехом ли прошли наши гастроли?» Да! Был успех, хороший, настоящий успех.
В. Ангарский
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1959