Лопинг на трапеции
Никелированная, сверкающая в лучах прожекторов, легкая и прочная труба, согнутая в виде качелей, со стоящей на ней артисткой, взлетает все выше и выше. Вот она достигает зенита и, перейдя его, совершает круговое движение. Одно, второе, третье... пятое...
Зрители дружно аплодируют исполнительнице этого нелегкого, но эффектного трюка, который называется «лопинг-де-лоп», или, как обычно говорят, «лопинг»*.
В наши дни лопинг вошел в репертуар многих цирковых артистов во всех странах мира. У нас в советском цирке этот трюк исполняют заслуженные артистки Р. Немчинская, Е. Синьковская, а также В. Суркова, Г. Петринская, М. Фалеева и другие артисты.
Как-то мы обратились к одной из виднейших исполнительниц этого трюка заслуженной артистке РСФСР Раисе Максимилиановне Немчинской с вопросом:
—Вы длительное время исполняете лопинг, не знаете ли, когда и кто его показал впервые?
—Явно не я, — пошутила Немчинская. — Думается, что к нам лопинг привезен из-за границы, так же как и воздушная рамка. Вероятно, из Германии или Италии...
Мы заинтересовались историей создания одного из самых эффектных и оригинальных цирковых трюков.
Найденная нами афиша сообщала, что «изобретателем и исполнителем оригинального «лопинг-де-лопа» на трапеции» является «знаменитый болгарин Иванов».
На литографированном рекламном плакате, относящемся к 900-м годам, по-французски была сделана надпись: «Л. Иванов — настоящий творец «лопинг-де-лопа» на трапеции».
«Великий Иванов создатель «лопинг-де-лопа» на трапеции» — написано на плакате, выпущенном некогда в Англии.
Во Франции вышел другой плакат, в котором также было написано: «Иванов — истинный творец лопинг-де-лопа на трапеции». На рисунке две аэроплана несли на растяжках трапецию, на которой работал артист, так быстро вращающийся на лопинге, что получился сплошной круг, около которого было написано: «Без срывов». «Мировой уникум».
На этих же плакатах, хотя и очень схематично, была изображена трюковая работа на лопинге.
Рисунки-схемы показывали, что исполнитель становился на трапецию ногами и, держась за боковые стороны, раскачивался до тех пор, пока трапеция не начинала вращаться вокруг штамберта. Затем Иванов садился на раму лопинга и вращался вокруг штамберта в таком положении. (В наше время единственной исполнительницей этого трудного трюка является заслуженная артистка РСФСР Елена Синьковская.)
Л, Иванов исполнял и другие трюки. Сидя на лопинге, он перекидывал левую ногу назад и спускал ее вниз, оставаясь на правой подколенке, и продолжал вращаться в таком положении, держась руками за боковины рамы. Больше того — он летал вокруг штамберта, повиснув на лопинге на руках. Этот трюк был рекордным не только для того времени, но и остался непревзойденным. До сих пор он никем не повторен.
Однако наше представление о трюках Иванова было основано на рекламном материале. А реклама в прежние времена не отличалась точностью.
И вдруг совершенно неожиданно мы познакомились… с творцом лопинга на трапеции.
Это произошло так.
В 1952 году в Ленинград из Болгарской Народной Республики приехала группа цирковых артистов. В ее составе были лауреаты Дмитровской премии Лазарь Добрич, Николо Панов, Димитр Черенков, Николо Бойчанов. Тогда-то и выяснилось, что создателем и первым исполнителем лопинга на трапеции был... Лазарь Добрич, выступавший ранее под псевдонимом Иванов.
Его товарищ по делегации, заслуженный артист Николо Панов, рассказал:
— Наш старейший цирковой артист Лазарь Иванович Добрич родился в селе Робертово, Елин-Пелинской околии, в 1881 году. Больше пятидесяти лет он отдал искусству как акробат, гимнаст, директор цирка и педагог. Нет страны, где бы он не выступал. Он владеет восемью языками, награжден четырнадцатью орденами и медалями, в числе которых несколько за храбрость на войне. Удивительной работоспособности человек! Седовласый дедо с молодым сердцем, он с семи часов утра уже в манеже, — учит молодежь, передавая ей свой богатый, накопленный за десятилетия опыт. Я — один из его многочисленных учеников.
________________________________________________________________
Лопинг («петля смерти» — Англ.) — 1) гимнастический аппарат, представляющий собой жесткую трапецию, вращающуюся вокруг неподвижно закрепленного вала — штамберта, к которому она подвешена на манер качелей; 2) трюк, исполняемый на этом аппарате.
В тридцатых годах мы работали как гимнасты на турниках под именем «Трое Ивановых». С 1948 года Лазарь Добрич — директор цирка «Родина» в Софии, где выступает с дрессированными лошадьми.
Добрич рассказал нам, что идея мертвой петли на трапеции возникла у него в очень смутной форме летом 1905 года.
Добрич, сделав подвеску трапеции жесткой, задумал так раскачаться на ней, чтобы трапеция перелетела через штамберт. Вначале ничего не выходило.
— Под коленками у меня образовались раны. Руки были сбиты и ободраны. Кровь текла из сорванных мозолей. Но духом я не падал: репетировал, репетировал и репетировал...
И вот однажды трапеция описала круг. Добрич перебросил ее через штамберт! Значит его идея осуществима! Творческий замысел достижим!
— Нет, неверно говорили мне, что, если бы возможно было перебросить трапецию с артистом вокруг штамберта, это давно осуществили бы тысячи других до меня, — рассказывал Добрич. — Трапеция вращалась! Правда тут начались новые трудности. Не знаю, испытывал ли Эдиссон, когда изобретал электрическую лампочку, граммофон или кинематограф, такой прилив энтузиазма, которым я был охвачен в этот момент!..
Убедившись в возможности осуществить свой замысел, Добрич начал придумывать трюки, которые составили бы новый оригинальный номер, были трудными и сложными. Придумав, добивался выполнения.
В частности, Добрич кроме уже названных исполнял на лопинге и такой трюк: вися на подколенках, он перекидывал трапецию через штамберт сначала несколько раз вперед, а потом меньшее число раз назад.
Стала понятной деталь на схема! номера, крайне нелепая на первый взгляд, где гимнаст был изображен ни за что не держащимся в воздухе около штвмберта. Оказывается, стоя на трапеции двумя ногами и держась руками за жесткое крепление, он, когда был уже вверху, бросался вниз и приходил точно на штамберт руками.
"Увидев на репетиции мой новый номер, всемирно известный импрессарио Маринелли был поражен и тут же заключил со мной контракт на месяц за три тысячи марок — очень высокий по тому времени гонорар — и пригласил в Берлин в цирк Шумана», — пишет Добрич в своих воспоминаниях.
Шуман, посмотрев номер, предложил Добричу продлить контракт еще на три месяца. Тут же артист получил приглашение в другой берлинский цирк — Буша. Имя его стало известным, и Добрич был принят в Артистическую ложу.
В Лондоне, а потом в Париже в театрах «Прентан» и «Порт Майо» новый номер, названный «Трапеция смерти», прошел блестяще.
Затем Добриц получил ангажемент в Нью-Йорк, где должен был работать восемь недель в здании ипподрома. К его приезду была установлена огромная светящаяся реклама: «Иванов».
Когда, спросив инженера о высоте здания, он услышал, что она составляет 38 метров, артист схватился за голову. Его аппарат был рассчитан на 20-метровую высоту. Пришлось приспосабливаться к новым условиям. После продолжительных хлопот штамберт был надежно укреплен тросами на высоте 30 метров.
Никогда еще Добрич не работал на такой высоте.
Дебют в Нью-Йорке в новых необычайных условиях, когда Добрич поднялся на высоту почти вдвое большую, чем раньше, состоялся 5 февраля 1906 года. Это был один на выдающихся дней его артистической карьеры.
В Америке вместо восьми недель он пробыл около четырех месяцев...
Так в историю воздушной гимнастики была вписана еще одна замечательная страница, обогатившая этот жанр циркового искусства.
А. ЛЕВИН
Л. ПРОКОПЕНКО
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1959