Лопинг на трапеции - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Лопинг на трапеции  

 

 

Никелированная,  сверкающая  в лучах прожекторов, легкая  и прочная  труба, согнутая  в   виде   качелей,   со    стоящей    на ней артисткой, взлетает все выше и выше. Вот она достигает зенита и, перейдя его, совершает круговое дви­жение. Одно, второе, третье... пятое...

Зрители дружно аплодируют исполнительнице этого нелегкого, но эффектного трюка, который называется «лопинг-де-лоп», или, как обычно говорят, «лопинг»*.

В наши дни лопинг вошел в репертуар многих цирковых арти­стов во всех странах мира. У нас в советском цирке этот трюк исполняют заслуженные артистки Р. Немчинская, Е. Синьковская, а также В. Суркова, Г. Петринская, М. Фалеева и другие артисты.

Как-то мы обратились к одной из виднейших исполнительниц это­го трюка заслуженной артистке РСФСР Раисе Максимилиановне Немчинской с вопросом:

Вы длительное время  исполняете лопинг, не знаете ли, когда и кто его показал впервые?

Явно   не   я, — пошутила   Немчинская. — Думается,    что    к     нам лопинг привезен из-за границы, так же как и воздушная рамка. Ве­роятно, из Германии или Италии...

Мы заинтересовались историей создания одного из самых эффектных и  оригинальных  цирковых трюков.

Найденная нами афиша сообщала, что «изобретателем и испол­нителем оригинального «лопинг-де-лопа» на трапеции» является «знаменитый болгарин Иванов».

На литографированном рекламном плакате, относящемся к 900-м годам, по-французски была сделана надпись: «Л. Иванов — настоя­щий творец «лопинг-де-лопа» на трапеции».

«Великий Иванов создатель «лопинг-де-лопа» на трапеции» — на­писано на плакате, выпущенном некогда  в Англии.

Во Франции вышел другой плакат, в котором также было напи­сано: «Иванов — истинный творец лопинг-де-лопа на трапеции». На рисунке две аэроплана несли на растяжках трапецию, на которой работал артист, так быстро вращающийся на лопинге, что получился сплошной круг, около которого было написано: «Без срывов». «Мировой  уникум».

На этих же плакатах, хотя и очень схематично, была изображена трюковая  работа  на лопинге.

Рисунки-схемы показывали, что исполнитель становился на тра­пецию ногами и, держась за боковые стороны, раскачивался до тех пор, пока трапеция не начинала вращаться вокруг штамберта. За­тем Иванов садился на раму лопинга и вращался вокруг штамберта в таком положении. (В наше время единственной исполнительницей этого трудного трюка является заслуженная артистка РСФСР Еле­на Синьковская.)

Л, Иванов исполнял и другие трюки. Сидя на лопинге, он пере­кидывал левую ногу назад и спускал ее вниз, оставаясь на правой подколенке, и продолжал вращаться в таком положении, держась руками за боковины рамы. Больше того — он летал вокруг штам­берта, повиснув на лопинге на руках. Этот трюк был рекордным не только для того времени, но и остался непревзойденным. До сих пор он никем не повторен.

Однако наше представление о трюках Иванова было основано на рекламном материале. А реклама в прежние времена не отличалась точностью.

И вдруг совершенно неожиданно мы познакомились… с творцом лопинга на трапеции.

Это произошло так.

В 1952 году в Ленинград из Болгарской Народной Республики приехала группа цирковых артистов. В ее составе были лауреаты Дмитровской премии Лазарь Добрич, Николо Панов, Димитр Че­ренков, Николо Бойчанов. Тогда-то и выяснилось, что создателем и первым исполнителем лопинга на трапеции был... Лазарь Добрич, выступавший ранее под псевдонимом Иванов.

Его товарищ по делегации, заслуженный артист Николо Панов, рассказал:

— Наш старейший цирковой артист Лазарь Иванович Добрич ро­дился в селе Робертово, Елин-Пелинской околии, в 1881 году. Боль­ше пятидесяти лет он отдал искусству как акробат, гимнаст, дирек­тор цирка и педагог. Нет страны, где бы он не выступал. Он владе­ет восемью языками, награжден четырнадцатью орденами и меда­лями, в числе которых несколько за храбрость на войне. Удивитель­ной работоспособности человек! Седовласый дедо с молодым серд­цем, он с семи часов утра уже в манеже, — учит молодежь, пере­давая ей свой богатый, накопленный за десятилетия опыт. Я — один из его многочисленных учеников.

________________________________________________________________

Лопинг («петля смерти» — Англ.) — 1) гимнастический аппарат, представляющий собой жесткую трапецию, вращающуюся вокруг не­подвижно закрепленного вала — штамберта, к которому она подвеше­на на манер качелей; 2) трюк, исполняемый на этом аппарате.

 Цирк Чинизелли  

В тридцатых годах мы работали как гимнасты на турниках под именем «Трое Ивановых». С 1948 го­да Лазарь Добрич — директор цирка «Родина» в Софии, где высту­пает с дрессированными  лошадьми.

Добрич рассказал нам, что идея мертвой петли на трапеции воз­никла у него в очень смутной форме летом 1905 года.

Добрич, сделав подвеску трапеции жесткой, задумал так раска­чаться на ней, чтобы трапеция перелетела через штамберт. Внача­ле ничего не выходило.

        Под коленками у меня образовались  раны. Руки были сбиты и  ободраны.   Кровь  текла  из  сорванных  мозолей.  Но  духом   я  не падал: репетировал, репетировал и репетировал...

И вот однажды трапеция описала круг. Добрич перебросил ее через штамберт! Значит его идея осуществима! Творческий замы­сел достижим!

        Нет, неверно говорили мне, что, если бы возможно было пе­ребросить трапецию с артистом вокруг штамберта, это давно осуще­ствили  бы  тысячи   других до меня, — рассказывал Добрич. — Трапе­ция    вращалась!    Правда  тут  начались   новые  трудности.   Не   знаю, испытывал   ли   Эдиссон,   когда   изобретал   электрическую лампочку, граммофон   или   кинематограф,  такой   прилив   энтузиазма,   которым я был охвачен в этот момент!..

Убедившись в возможности осуществить свой замысел, Добрич начал придумывать трюки, которые составили бы новый оригиналь­ный номер, были трудными и сложными. Придумав, добивался вы­полнения.

 Иванов трапеция лопинг 

 

 

Лазарь Добрич — директор цирка «Родина» в СофииВ частности, Добрич кроме уже на­званных исполнял на лопинге и такой трюк: вися на подколенках, он пере­кидывал трапецию через штамберт сначала несколько раз вперед, а по­том меньшее число раз назад.

Стала понятной деталь на схема! номера, крайне нелепая на первый взгляд, где гимнаст был изображен ни за что не держащимся в воздухе около штвмберта. Оказывается, стоя на трапеции двумя ногами и держась руками за жесткое крепление, он, когда был уже вверху, бросался вниз и приходил точно на штамберт ру­ками.

"Увидев на репетиции мой новый номер, всемирно известный импрессарио Маринелли был поражен и тут же заключил со мной контракт на месяц за три тысячи марок — очень высокий по тому времени гонорар — и пригласил в Берлин в цирк Шумана», — пишет Добрич   в   своих   воспоминаниях.

Шуман, посмотрев номер, предложил Добричу продлить контракт еще  на  три  месяца.  Тут же  артист  получил  приглашение   в   другой берлинский  цирк — Буша. Имя  его стало известным,  и  Добрич  был принят в Артистическую ложу.

В Лондоне, а потом в Париже в театрах «Прентан» и «Порт Майо» новый номер, названный «Трапеция смерти», прошел  блестяще.

Затем Добриц получил ангажемент в Нью-Йорк, где должен был работать восемь недель в здании ипподрома. К его приезду была установлена огромная светящаяся реклама: «Иванов».

Когда, спросив инженера о высоте здания, он услышал, что она составляет 38 метров, артист схватился за голову. Его аппарат был рассчитан на 20-метровую высоту. Пришлось приспосабливать­ся к новым условиям. После продолжительных хлопот штамберт был надежно укреплен тросами на высоте 30 метров.

Никогда   еще  Добрич  не работал на  такой   высоте.

Дебют в Нью-Йорке в новых необычайных условиях, когда Добрич поднялся на высоту почти вдвое большую, чем раньше, состоял­ся 5 февраля 1906 года. Это был один на выдающихся дней его артистической  карьеры.

В Америке вместо восьми недель он пробыл около четырех месяцев...

Так в историю воздушной гимнастики была вписана еще одна за­мечательная страница, обогатившая этот жанр циркового искусства.

 

А. ЛЕВИН

Л. ПРОКОПЕНКО

Журнал «Советский цирк» сентябрь 1959

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования