Тулуз Лотрек
Среди художников XIX века Анри Тулуз-Лотрек (1864— 1901 г.) был самым молодым художником-импрессионистом, последователем школы Моне, Ренуара, Дега.
Тулуз-Лотрек изображал главным образом жизнь парижских театров и цирка, кабаре и кафе. Лотрек первым среди художников наиболее широко обратился к сюжетам цирка, объединив их в ставшую знаменитой серию «В цирке», включающую 22 рисунка. В предисловии к французскому изданию альбома цирковых рисунков (1905) искусствовед Арсен Александр писал, что «самое любопытное и познавательное в рисунках из жизни цирка Лотрека — то, что они исполнены им по памяти без использования каких-либо вспомогательных материалов».
Тулуз-Лотрек был наблюдателен и остро воспринимал жизнь цирка, которую длительное время изучал в Париже и Мадриде.
Точные характеристики цирковых артистов, динамика цирковых номеров, понимание особенностей каждого из них определяют высокую художественную и познавательную ценность работ Дот-река.
В одном из писем к своему другу Тулуз-Лотрек писал: «Я старался писать правду, а не идеал». Напряженно-тревожная линия, игра света и тени, броские и точные контуры, звонкая цветовая гамма передают яркость и романтику циркового зрелища.
Тулуз-Лотрек, пожалуй, был первым среди художников, наиболее широко обратившимся в своем творчестве к искусству цирка. Рисунки замечательной серии почти с документальной достоверностью рассказывают о западно-европейском цирке конца прошлого столетия.



Ал. ЛЕВИН
Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г