Сенсационный номер - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Сенсационный номер 

 

 

Трудновато подчас приходилось директорам провинциальных  цирков в дореволюционную пору. Часто сборы были мизерными, как бы ни изворачивался антрепренер. И приходилось,  поэтому приноравливаться к вкусам и требованиям зрителя, нередко неожиданным.

«Подай им хорошего акробата, прекрасного наездника — зевать будут. Составь безукоризненную программу, дай лучшие номера — и будешь сидеть без сборов, выехать средств не наберешь. А стоило объявить «феноменального силача», «смертельный прыжок», «лю­дей-крокодилов», чтобы на сногсшибательной афише был сенсацион­ный заголовок «В первый раз в России» — и сборы быстро подни­маются, аншлаги обеспечены»,— писал в журнале «Артист и сцена» за 1910 год директор одного провинциального цирка.

В городе Н-ске цирк «прогорал». Что бы ни придумывали дирек­тор и артисты — публика в цирк не ходила. По совету рыжего ре­шили пойти на рискованный трюк — обмануть зрителя необычным «номером». К вечеру по городу были расклеены афиши:

«Небывалый еще в мире номер! Сенсация! Фурор! Танцующие индюки! Сегодня вечером в цирке индюки будут танцевать «Кама­ринского».

В то время в цирках не было предварительной продажи биле­тов. Афиша выпускалась в день представления. И если «клюнет», к началу представления цирк набит битком. Так и произошло на этот раз. В 8 часов вечера аншлаг. В 9 часов началось представление, а в цирке не хватало места даже для приставных стульев.

Артисты, предвкушая давно обещанную получку, радостно поти­рали руки. Рыжий гордо ходил по коридору и загадочно улыбался, ведь это его «трюк». Тайну предстоящего «боевика», «мирового но­мера» знали только клоун-рыжий, дирижер, оркестр и, естественно, директор.

В публике до начала представления — пересуды. Некоторые утверждали, что видели собственными глазами, как накануне везли с вокзала индюков в какой-то особенной клетке. Другие говорили, что эти птицы были необыкновенной величины. В общем интерес по­догрет, сенсация полная — появления индюков зрители ждут с боль­шим   интересом.

И вот на арену выкатывается деревянная клетка с несколькими очень худыми индюками. Сегодня утром эти «уникальные артисты» были куплены на базаре.

Зрители несколько разочарованы. Они ожидали увидеть необык­новенных, совершенно белых индюков, в какой-нибудь удивительной формы клетке.

Оркестр в очень медленном темпе заиграл «Камаринского». В такт музыке индюки действительно стали поднимать поочередно то одну, то другую ногу. «Чудо дрессировки» сказалось мгновенно. В публике заметное движение. Оркестр стал ускорять темп музы­ки, а птицы начали топтаться все быстрее и быстрее, ни на один такт не расходясь с мелодией. Темп музыки становится буквально беше­ным, а «дрессированные» индюки хлопают крыльями и так же беше­но мечутся по клетке. Впечатление танцующих птиц полное. В публи­ке уже не смех, а вой. Под гром аплодисментов клетка быстро уно­сится за кулисы. Овация длилась долго, «знаменитого дрессировщи­ка», то бишь директора цирка, вызывали много раз. А на другой день в местной газете появилась статья. В ней отмечался «гениаль­ный дрессировщик», сумевший «привить птицам чувство... ритма» и т. д. и т. д.

Успех длился целую неделю, но дольше оставаться в этом го­роде с таким «номером» становилось рискованно. Прошла неделя, и антрепренер распрощался с Н-ском, увозя туго набитый бумаж­ник. Зрители так и не узнали, в чем был секрет «танцующих индю­ков», и, вероятно, на много лет уверовали в «гений» дрессировщика.

По совету рыжего, автора трюка, в обыкновенной клетке для птиц было устроено двойное дно. Верхнее было сделано из листа желе­за, а на нижнем, под железом, были поставлены спиртовые лампочки.

И вот, по мере того как верхнее дно нагревалось, птицы все ча­ще и чаще подменяли ноги, перепрыгивая с одной на другую, пока дно не раскалилось до того, что стоять на нем было уже невозмож­но. А дирижер сообразно движению индюков ускорял темп музыки. Вот и вся «дрессировка», или, вернее, «сенсационный, небывалый в мире номер» — а по существу, обман зрителя.

 

Г. ГОРИЧ

Журнал «Советский цирк» сентябрь 1960 г.

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования