В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета. Ноябрь 1959 год

 

НА ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ

 

Члены Художественного совета: писатели, композиторы, художники, режиссеры, артисты и работники аппарата Союзгосцирка 28 сентября т. г. на очередном заседании обсудили доклад начальника репертуарно-художественного отдела А. Царицына «План художественно-творческих  мероприятий  на  1960 год».

Основными задачами художественно-творческой деятельности Союзгосцирка являются: повышение идейно-художественного уровня репертуара и приближение его к актуальным темам современности; создание новых оригинальных номеров и аттракционов; повышение исполнительского мастерства артистов цирка: расширение деятельности цирков в постановке массовых представлений на стадионах, в парках, в водных бассейнах и т. п.

Практические мероприятия, направленные на осуществление этих задач, представленные в плане, были, к сожалению, мало конкретизированы. У присутствующих на заседании Художественного совета не сложилось впечатления о принципах и характере новых программ: балетно-циркового ансамбля «Зимняя фантазия», спортивно-циркового ансамбля «На голубой арене», массового представления на стадионе имени В. И. Ленина в Лужниках. Неясное впечатление оставляет и раздел: «Подготовка новых номеров и аттракционов».

Из предусмотренных планом 50 новых номеров более половины не имеют разработанных сценариев и технических расчетов, мало среди них и подлинно оригинальных цирковых произведений. Два из четырех аттракционов: «Электронные помощники» и «Воздушный полет с применением электромагнитов», построенных на использовании достижений современной науки и техники, вызывают большое сомнение и могут рассматриваться только кан экспериментальные работы.

План подвергся всестороннему обсуждению, в результате которого было сделано много критических замечаний, практических советов и конкретных предложений. В частности, было рекомендовано: проведение совещания режиссеров по вопросам цирковой режиссуры, проведение совещания по конному жанру; организация конкурса на лучшие сценарии новых номеров, клоунад и антре; организация смотра новых номеров. Кроме того, репер-туарно-художественному отделу рекомендовано пересмотреть и уточнить  план  художественно-творческих  мероприятий.

В связи с проведением в конце ноября с. г. совещания по разговорному жанру был заслушан и обсужден доклад доктора искусствоведения Ю. А. Дмитриева «Клоунада на арене советского цирка».

Доклад был одобрен. Были решены организационные вопросы, связанные с проведением Первого всесоюзного совещания по разговорному жанру.

 

А. В.

 

АРТИСТЫ  У   СТРОИТЕЛЕЙ

АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА

«ЛЕНИН»

 

12 сентября 1959 года для строителей атомного ледокола «Ленин» во Дворце культуры им. Горького был устроен большой концерт, в котором приняли участие лучшие артистические силы Ленинграда.

Директор судостроительного Адмиралтейского завода тов. Б. Е. Клопотов от имени строителей атомного ледокола «Ленин» вручил Э. Кио и его сыну, выступившим в концерте, памятный подарок — значок в честь создателей атомного ледокола «Ленин».

А. ЛЕВИН

 

 

СОВЕТСКИЕ АРТИСТЫ ЦИРКА В ИТАЛИИ

 

В настоящее время в Италии впервые гастролирует большая группа артистов советского цирка. Советские артисты посетят Рим, Милая и другие города и дадут в общей сложности 60 представлений. В составе этой группы — народные артисты РСФСР В. Г. Дуров и М. Румянцев (Карандаш), заслуженные артисты РСФСР воздушные гимнасты Е. Синьковская и В. Лисин, канатоходцы под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Волжанского, заслуженный артист РСФСР эквилибрист М. Егоров, заслуженная артистка    Армянской ССР жонглер Н. Ширай, туркменские джигиты под руководством заслуженного артиста Туркменской ССР Ходжабаева, гимнасты Сирицкие, акробаты-эксцентрики Аверьяновы, эквилибристы Веньяминовы, группа акробатов-прыгунов под руководством И. Федосова, клоуны В. Мозель и А. Савич и ряд других артистов. В поездке также принимает участие режиссер программы Н. Зиновьев и дирижер Г. Осипов. Программа оформлена художником Большого театра В. К. Клементьевым. Ее ведет один из старейших мастеров советского цирка заслуженный артист РСФСР А. Буше.

 

ОБ ЭТОМ  СТОИТ ПОДУМАТЬ

 

Каждый раз, когда в цирк приезжают участники новой программы, можно видеть такую картину: артисты усиленно репетируют перед премьерой, а их жены без дела сидят на местах и часами ведут между собой праздные разговоры. Без дела слоняются они также и в последующие дни — во время репетиций и представлений.

Все это происходит потому, что из поля зрения общественных организаций цирков за последнее время выпал такой важный участок работы, как идейно-воспитательная работа среди женщин.

Между тем при правильной организации этой работы жены артистов могли бы многое сделать для цирка. Они могли бы возглавить работу с детьми, следить за тем, чтобы ребята организованно готовили уроки и аккуратно посещали школу. Женщины могли бы также следить за культурно-санитарным состоянием цирковых помещений и проверять, в каких квартирных условиях приходится жить приехавшим в город артистам и их семьям.

Есть еще много других важных участков работы в цирке, руководство которыми можно будет смело возложить на женщин.

Настало время наконец вплотную подумать о том, чтобы по-настоящему привлечь к общественной работе в цирке жен   артистов.

 

А.  СОСИНА

 

В Московском, Ленинградском, Харьковском, Минском, Ташкентском, Тбилисском, Ростовском, Новосибирском и других цирках страны с большим подъемом обсуждаются итоги поездки Никить Сергеевича Хрущева в США. Работники советского цирка единодушно одобряют миссию мира.

На фото: участники программы Ленинградского государственного цирка слушают сообщение о пребывании Н. С. Хрущева в США.

 

НА ПРАКТИКЕ

 

В прошлые годы студенты ГУЦИ проходили практику, как правило, в стационарных цир­ках. В этом году во время лет­них каникул мы поехали рабо­тать в передвижные цирки. Бла­годаря этому практика принес­ла студентам большую пользу. Находясь постоянно с коллекти­вом артистов и переезжая с ним из одного города в другой, студенты вплотную познакомились   с жизнью   передвижного 4цирка, с конструкцией шапито, с техникой его сборки и раз­борки, увидели, как упорно ра­ботают над собой, над создани­ем новых номеров артисты — наши старшие товарищи.

В нашем номере «Акробаты-прыгуны» — 9 исполнителей. Из них три девушки. Работать в та­ком составе было довольно трудно. Однажды заболели двое верхних. В другой раз вы­шла временно из строя девуш­ка. Но благодаря взаимной вы­ручке студентов не было ни од­ного представления, в програм­му которого не был бы вклю­чен наш номер.

Во время практики многим студентам приходилось репети­ровать и выступать в двух но­мерах. Кроме того, по просьбе дирекции цирка некоторые на­ши студенты спешно пригото­вили новые номера, чтобы вос­полнить отсутствующие в цир­ковой  программе.

Наша практика проходила под руководством режиссера-педа­гога ГУЦИ Н. Л. Степанова. Большую помощь в ее успеш­ном проведении оказали мно­гие старые артисты. Так, благо­даря внимательному отноше­нию В. Асмуса студенты Ю. Во­ронин  и  Т.   Морозова  быстро вошли в руководимый им номер «Велофигуристы». Вскоре им было поручено исполнять сложные трюки. Много ценных советов студен­там дали также директор цир­ка Б. Н. Барашкин, инспектор манежа О. Б. Зайцев и дирижер оркестра Ю. М. Галеницкий,

 

Студент - выпускник ГУЦИ

В. СОЛОХИН

 

  

В СТАНИЦАХ И НА ХУТОРАХ

 

Труженики полей Багаевского района Ростовской области в эти дни отдают свои силы ве­ликому делу борьбы за осуще­ствление планов первого года семилетки. Самоотверженно и напряженно работая, люди хо­тят культурно и весело отдох­нуть.

Приятную возможность куль­турного отдыха трудящимся станиц и хуторов района недав­но предоставил коллектив № 3 ростовской группы «Цирк на сцене», давшим концерты в ста­ницах Багаевской и Манычской, в хуторах Красном, Елкине и Карповке.

Выступления    артистов    всюду проходили с неизменным ус­пехом.

На наш взгляд, этому способ­ствовал удачный выбор про­граммы. В ней были представ­лены немногочисленные, но ха­рактерные жанры циркового искусства, в которых демон­стрируются сила и ловкость, упорство и воля, народный юмор — то, что находит отклик у зрителей всех возрастов.

В программе этих концертов участвовали: артистка Е. Язы­кова (пластический этюд и му­зыкальная эксцентрика), экви­либристка Т. Воробьева, арти­стка оригинального жанра К. Шумилова, сатирик Г. Данилецкий, солист и аккомпаниа­тор на баяне Покутнев и акро­баты-эксцентрики Г. Григорас и В. Дубовой.

Возможно, что тонкие знато­ки циркового искусства нашли бы в выступлении артистов ше­роховатости и недоработки. Но справедливости ради нельзя все же не отметить их огромно­го творческого подъема, их же­лания поближе познакомить колхозников  с   цирком. Большое, полезное дело вы­полняют скромные труженики цирка, неся свое увлекательное и жизнерадостное искусство сельским зрителям.

 

г. Ростов        Н. КОРОБИЦЫН

 

ЦИРКОВАЯ КАВАЛЬКАДА В КРАСНОЯРСКЕ

 

В Красноярске в День совет­ской молодежи была проведе­на цирковая кавалькада (ре­жиссер А. Пономарев).

Более 50 тысяч красноярцев горячо приветствовали арти­стов цирка, проехавших по го­роду на красочно оформлен­ных машинах. Во время кавалькады машины останавли­вались на улицах и площадях города, и артисты давали представления.

Особенно ярким и красочным выглядело выступление арти­стов узбекского циркового кол­лектива, находившегося на га­стролях в Красноярском цир­ке.

Много смеха и радости доста­вили красноярцам клоуны во главе с заслуженным артистом Узбекской ССР А. Юсуповым. Большой интерес у жителей города вызвали также тигры укротителя А. Капитанова.

За участие в праздновании Дня советской молодежи и организации цирковой каваль­кады Октябрьский райиспол­ком г. Красноярска выразил благодарность руководству Красноярского цирка и Уз­бекскому цирковому коллек­тиву. Октябрьский РК ВЛКСМ наградил Узбекский цирковой коллектив и десять арти­стов-комсомольцев «Похваль­ным листом».

 

И. ТАШКЕНБАЕВ

г. Красноярск

  

 

УВЕКОВЕЧИТЬ ДОСТОЙНЫЕ ИМЕНА

 

Среди выдающихся деятелей русского и советского цирка до­стойное место занимали Анато­лий Леонидович Дуров и Ви­талий Ефимович Лазаренко.

Имена А. Л. Дурова и В. Е. Ла­заренко достойны увековечения.

Об этих замечательных арти­стах написано мало. Необходи­мо создать книгу об их деятель­ности и жизненном  пути.

Думается также, что присвое­ние имени А. Л. Дурова Мо­сковскому государственному цирку, а имени В. Е. Лазарен­ко — Государственному учили­щу циркового искусства, было бы с большим удовлетворением воспринято нашей обществен­ностью.

 

3.  ГУРЕВИЧ

 

СТРАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ

 

Сейчас в цирке ведется борь­ба с простоями, с различного рода непроизводительными за­тратами. Однако подчас эта борьба затрудняется из-за не­продуманной системы оплаты.

Спрашивается, как можно бо­роться с простоями, когда ар­тисты, имеющие персональные ставки, во время простоя полу­чают 88 рублей в день, а накануне премьеры, во время репе­тиционного периода, требующе­го от них большого напряже­ния, — всего 50 руб.

Необходимо пересмотреть си­стему оплаты, чтобы у нас в цирке было как можно меньше простоев.

М. Р.

В обновленном здании

 

Все лето Рижский цирк был в строительных лесах. Зимний се­зон начался а обновленном зда­нии. Гранитной крошкой по­крыт фасад. В правом крыле оборудовано дополнительное фойе площадью около 120 кв. метров. К услугам зрителей так­же новая большая курительная комната. Переоборудованы ду­шевые для артистов. Капиталь­но отремонтирован зритель­ный зал. Для работников бух­галтерии создано удобное поме­щение со своим отдельным ходом. Значительно усилено освещение зала, улучшена си­стема центрального отопления. В зверинце и конюшне сдела­на вытяжная вентиляция. По­мещение цирка блещет чисто­той»   порядком.

Хочется от души поблагода­рить рабочих и инженепов Строительного управления Ми­нистерства культуры Латвий­ской ССР за хорошее качество работ, говорит директор цирка М. Шват. Зрители и артисты довольны.

 

А. БАСМАНОВ

г. Рига

 

КРУЖОК ЦИРКОВОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Что теперь делать, после 35 лет работы на манеже? Получать пенсию, перебирать в памя­ти все, что прожито, и показывать знакомым старые фотографии, афиши и вырезки из га­зет? — думал, уходя на пенсию, артист цирка В. М. Клодо. — Нет, только не это!

Клодо знал, что певцы, балерины и драмати­ческие актеры, покинув сцену, продолжают работать в качестве преподавателей в школах и кружках художественной самодеятельности. Поэтому он решил также передать свои знания молодежи. В. М. Клодо задумал организовать кружок цирковой художественной самодеятель­ности на одном из промышленных предприятий Ростова-на-Дону. На крупнейшем заводе горо­да — Ростсельмаше — охотно приняли его пред­ложение.

В марте возле Дворца культуры Ростсельмаша появилось объявление о наборе в кружок цирковой самодеятельности,

В первые же дни было подано 42 заявления о приеме. Вместе с молодыми ростсельмашевцами в кружок записались также школьники — дети рабочих и служащих завода.

Сначала занятия шли в помещении. Но как только начало пригревать яркое весеннее сол­нышко, участники кружка стали заниматься на открытом воздухе.

За эстрадой летнего кинотеатра, в завод­ском парке, они сделали своими силами импро­визированный манеж. Укрепили над ним метал­лическую перекладину с «ловиторкой», трапе­цией и кольцами.

Чтобы лучше передать свой опыт молоде­жи, В. М. Клодо начал занятия с общефизиче­ской подготовки каждого участника кружка. И только после этого он помог своим ученикам избрать тот цирковой жанр, в котором они могли бы лучше проявить себя.

В настоящее время в кружке подготавли­вается     12  номеров — жонглеры  на  свободной проволоке, партерные акробаты, буффонадная клоунада, пластический этюд, эквилибр на сто­ле и другие номера.

Нарезчица кузнечного цеха Тоня Стрельцова и контролер цеха «Копнитель» Инна Пискля на­стойчиво репетируют воздушный номер. Уче­ник 10-го класса средней школы Джафар Гасанов показал себя неутомимым энтузиастом иллюзионного жанра. Он умеет уже показывать больше десятка фокусов.

Десятилетние Таня Русанова и Ира Келькешьян успешно освоили многие упражнения партерной акробатики. Сейчас они занимаются на туго натянутой проволоке.

Многие участники кружка уже выступают на концертах заводской самодеятельности. Их выступления тепло встречаются рабочими и служащими завода.

К сожалению, развитие цирковой художест­венной самодеятельности в таком большом го­роде, как Ростов-на-Дону, ограничивается пока рамками ростсельмашевского коллектива. В городе имеется немало юношей и девушек, меч­тающих овладеть любимым цирковым искус­ством. Многие из них самостоятельно, как го­ворится, на свой риск и страх готовят цирко­вые номера. Настало время оказать им профес­сиональную помощь.

Жаль, что многие цирковые артисты, уходя на пенсию, не думают о том, что их знания, их силы еще очень нужны, и не передают их мо­лодежи, как В. М. Клодо.

В Ростове при Дворце культуры «Энергетик» уже создан народный театр, объединяющий любителей оперы, оперетты, драматического искусства. Думается, что было бы полезно ор­ганизовать также народный цирк, который мог бы объединить  всех ростовчан — любителей циркового искусства.

 

О.  ДАВЫДОВА

г. Ростов

Журнал «Советский цирк» октябрь 1959
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Мужское пальто 2011 пальто кожаное женское зимнее Купить