ПОВЫШАТЬ МАСТЕРСТВО КЛОУНОВ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ПОВЫШАТЬ МАСТЕРСТВО КЛОУНОВ

 

Благодаря заботе Коммунистической партии и нашего правительства мы смогли отметить значительными творческими достижениями сорока­летие со дня подписания В. И. Лениным дек­рета о национализации цирков. Советское цирковое искусство горячо любимо нашим народом и прославилось за рубежами Ро­дины.

Успехи вызваны не только мастерством наших артистов, режиссеров и художников, но в первую очередь идейностью совет­ского циркового искусства, тем, что оно в своеобразной художественной форме отражает великие достижения страны со­циализма, рост материального и духовного уровня людей, борьбу за мир и дружбу на­родов. Наши спектакли воплощают лучшие черты советского человека — смелость и си­лу воли, здоровье и жизнерадостность, со­ветский патриотизм и чувство товарищества, высокую культуру и любовь к труду.

Поэтому, в отличие от буржуазного цир­ка, в основе каждого нашего циркового представления лежит оптимистическое на­чало, человечность, веселье. И самый весе­лый человек на манеже — клоун. Недаром в Англии писали о выступлениях Олега По­пова: «Он показал обобщенный образ счастливого советского человека». Вернее не скажешь.

Плавная задача нашего совещания — со­вместно обсудить те организационные меры и художественные приемы, присущие клоу­наде, с помощью которых наши артисты смогли бы еще лучше донести до зрителя темы современности.

Всего десять лет назад первое совещание творческих работников цирка отмечало низ­кий культурный уровень клоунов и сатири­ков, слабость их исполнительского мастер­ства. Их репертуар был засорен безыдейны­ми, антихудожественными, пошлыми буф­фонадами и шутками. Клоуны выходили на манеж в длиннополых сюртуках, старомод­ных шляпах и котелках. Они разговаривали на невообразимом жаргоне, нарочно ковер­кая русские слова.

На помощь цирку пришли видные совет­ские писатели. Образовалось сильное ядро литераторов, полюбивших цирк и отдавших ему свой талант. Писатели принесли с собой современную тему. Традицией советского цирка стали прологи к представлениям и монологи, в которых зазвучали мысли о на­шей современности. Пантомимы, феерии и сюжетные представления для взрослых и юных зрителей затрагивали в свойственной им художественной форме существенные вопросы нашей советской жизни и между­народной политики. Сложился новый стиль острой сатирической клоунады на совре­менные темы. Злободневные репризы ко­верных оперативно откликаются на важней­шие события. Клоуны и сатирики получают теперь каждый год около пятисот новых ли­тературных произведений.

Курсы усовершенствования клоунов за четыре года повысили уровень исполните­лей. И, вероятно, ни в какой другой стране мира не могла бы состояться творческая дискуссия клоунов, подобная нашему сове­щанию. Передовые советские артисты раз­говорного жанра показали себя не только мастерами комического, они стали ясно со­знавать стоящие перед ними политические задачи.

И творческий коллектив советского цирка уже не удовлетворяется своими успехами. Мы не можем мириться с тем, что еще да­леко не все наши клоуны достигли передо­вого уровня культуры, что среди них есть не только люди, которые не учатся, но и не желающие учиться и работать над собой, ничего не читающие.

Мы требуем более частого обновления репертуара, отказа от серых, скучно-нази­дательных произведений. Нужна большая выразительность, яркость, действенность и лаконичность клоунских сценок. Художе­ственная форма прологов к представлениям требует большего разнообразия и све­жести.

Нас не удовлетворяют выступления сати­риков, состоящие из случайного набора куплетов, интермедий и частушек. Такие выступления поверхностны, они затраги­вают лишь мелкие темы. Сатирик должен выступать на манеже с цельным, закончен­ным номером, связанным общей идеей. Инспектору манежа, ведущему цирковое представление, нужно знать не только тех­нику безопасности, но и владеть основами актерской   техники.

Большая художественная форма — пан­томимы, цельные сюжетные представле­ния— дает артисту цирка новые вырази­тельные средства и одновременно предъ­являет к нему повышенные требования. Представления на стадионах, охватывающие до пятидесяти тысяч зрителей каждое, ста­вят перед клоуном новые творческие зада­чи, заставляют искать новые приемы.

Не меньшее значение приобретают по­иски   индивидуального   образа     клоуна     и художественной взаимосвязи между репри­зами в паузах и буффонадными сценками. Сейчас по-новому оценивается роль режис­сера в создании клоунады — эта роль пер­востепенна.

Директора и художественные руководи­тели цирков должны повысить требователь­ность к номерам разговорного жанра, взы­скательно оценивая их идейное и художе­ственное  воздействие на зрителей.

Но главное — самим артистам необходи­мо повысить чувство ответственности за со­держание и художественное качество своей работы. Решающую роль здесь сыграло бы создание передвижных творческих коллек­тивов  с  устойчивым составом.

Особое значение имеет забота о разви­тии теории циркового искусства. Мы пере­водим в Москву Музей истории цирка и по­лагаем, что он должен стать центром на­копления и передачи творческого опыта.

Советской клоунаде есть, чем гордиться. Много новых талантливых мастеров появи­лось у нас за последнее время. Надеемся, что творческое совещание клоунов обобщит накопившийся опыт и поможет советскому цирковому искусству сделать новый шаг вперед.

 

Ф. Г. БАРДИАН, управляющий Союзгосцирком

 

Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г.

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования