Об актерском мастерстве клоуна
Когда хотят подчеркнуть сложность искусства клоуна, раскрыть тайну его успеха у зрителя, чаще всего говорят: он должен многое уметь, овладеть различными жанрами, быть мастером разносторонним и находчивым.
Клоун — универсальный артист цирка, Он дрессировщик и прыгун, акробат и канатоходец, музыкальный эксцентрик и фокусник-иллюзионист. Сопровождая, пародируя, объединяя номера цирковой программы, коверный клоун, если нужно по ходу действия, должен уметь искусно проскакать несколько кругов на лошади, перекинуться мячами с жонглером, сыграть знакомую мелодию на метле, кастрюле или другом забавном инструменте, перекувырнуться на кольцах, а то и совершить комический полет под куполом цирка.
- Клоун — самый активный, вездесущий, всем интересующийся участник зрелища, причем, в отличие от всех других исполнителей, он неоднократно появляется на арене, вновь и вновь приковывая к себе внимание.
Каждое новое появление полюбившегося клоуна весело приветствуют зрители, ожидающие от него новых шуток, фокусов, смешных выходок и трюков. Поэтому клоун старается найти и сохранить какие-то неповторимые, характерные, только ему присущие черты во внешнем облике, в поведении, в голосе, для того чтобы его узнавали и встречали, как старого знакомого, но в то же время, появляясь несколько раз в течение вечера, он должен всегда нести на манеж нечто неожиданное и новое. Клоуну нельзя повторяться. Таковы особенности и трудности этой профессии.
И все же главной особенностью клоуна, сущностью его мастерства, о которой редко говорят и подчас недостаточно заботятся, является дар актера-комика. Именно талант перевоплощения и острая комедийность отличают его от представителей всех других цирковых жанров.
Клоун может в совершенстве выполнить труднейшую техническую задачу, но, кроме того, должен непременно выразить отношение олицетворяемого им персонажа ко всему происходящему, изобразить обуревающие его чувства, раскрыть овладевшую им душевную борьбу, создать эмоциональную насыщенность номера.
Клоун выставляет напоказ нерешительность, страх, неловкость или самонадеянность, хвастовство, хитрость — качества, которые в других номерах должны быть скрыты от зрителя, но выставляет так, чтобы осмеять их, изобличить и тем еще сильнее подчеркнуть красочность, дерзание, праздничность великолепного зрелища.
Клоун всегда действует в образе и владеет талантом преображения. Это прежде всего характерный, комедийный актер, работающий на манеже и создающий тип, образ средствами цирка. Поэтому Чарли Чаплин, с восхищением вспоминая любимого им в детстве клоуна Лапена, который был прекрасным жонглером, наездником, акробатам, рассказывает, как бывало, он вскакивал на лошадь и в течение нз-скольких кругов по арене показывал зрителям целую драму: он любит, ревнует, убивает соперника и, закованный в кандалы, идет в тюрьму». Высокая техника вольтижера здесь стушевывается, отступает на второй план, зрителя волнует и захватывает мимическая игра артиста, талант перевоплощения, мгновенно развертывающаяся перед ним повесть человеческих страстей и характеров. И то, что драму эту с необычайной быстротой разыгрывает артист, выступающий в гротескном, смешном и ярком обличье клоуна, придает ей предельную четкость, доходчивость, броскую красочность.
В последнее время возникли споры о клоунском образе и клоунской маске. Многие находят, что понятие «маска» устарело и утратило прежнее значение. Однако ведь суть не в наименовании, а в приемах и средствах раскрытия образа на арене.
Талантливая, удачно найденная клоунская маска также являет образ и создает выразительный тип. Условные приемы, традиционный облик клоунской маски созданы к выверены веками. Это подлинно народное, площадное искусство. С клоунской маской связаны художественные особенности и принципы цирка, отличающие его от театра и эстрады.
Когда говорят о том, что устарела клоунская маска, обычно имеют в виду определенные, конкретные маски буффонных клоунов — Белого и Рыжего, которые действительно в наше время во многом утратили первоначальный стиль. Произошло так потому, что маски эти в их «классическом», законченном виде, то есть образы элегантного аристократа, изысканного белого клоуна, и униженного, аляповатого, получающего непрерывные оплеухи и затрещины простака Рыжего, были типичны для буржуазного цирка, который исказил, изощрил и приспособил старые народные маски для своих нужд.
В масках Белого и Рыжего в этот период запечатлелись не только социальные контрасты буржуазного общества, но и классовые предрассудки, унижение достоинства простого, бедного человека, высокомерное презрение богачей и знати к народу. Все это давно отвергнуто советским цирком, Однако клоунские маски Рыжего и Белого могут и ныне существовать в их первоначальном, здоровом, истинно народном облике.
Маски шутов и скоморохов издавна пользовались огромной популярностью и стали достоянием мирового искусства. Сколько ума, сочного народного юмора, великолепной иронии и сатиры заключено в образе шута, облаченного в пестрый костюм и «дурацкий» колпак с бубенчиками. Вспомним шутов шекспировских драм и трагедий.
Оригинальное использование приемов клоунской маски — набеленное лицо, высоко на лбу резко очерченные брови, иронически застывший рот, скупые четкие линии и жесты — мы видели недавно, во время гастролей немецкого гамбургского театра в образе Мефистофеля, персонажа трагедии Гёте «Фауст».
Яркая клоунская маска не мешала, а помогала Виталию Лазаренко создать образ шута «его величества — народа». Приближающиеся к типу Рыжего эксцентричный грим и костюм не мешали, а, помогали Карандашу в годы Великой Отечественной войны вместе со своей собакой Пушком показать острую антифашистскую сатиру-антре «Доклад Геббельса»,
Важно, каким содержанием насыщены маски, какие типы высмеивают, какие образы создают. Никакая, самая яркая маска не произведет большого впечатления на зрителя, если она не явится олицетворением актерского замысла клоуна, не будет художественно, искренне сыграна.
Для клоуна, так же как и для артиста театра, важно слияние внешнего и внутреннего образа. Рассказывая историю трудных поисков своей новой маски, Карандаш (Румянцев) вспоминает, как он пытался «оциркачить» образ Чарли Чаштина. Парик рыжий, фрак красный, ботинки желтые, брюки и котелок цвета беж... Казалось бы, куда уж ярче и смешнее, и все же ничего из этого не получилось, потому что не было осмысленного оправдания, органической связи характера с внешними атрибутами костюма, не получилось выразительного образа. Кричащие краски сами по себе быстро приедались и переставали смешить.
Актер-лицедей — говорили в старину: он надевает на себя личину. И святые отцы немало сокрушались об этом, утверждая, будто вместе с чужой личиной актеры постигают и частицу чужой души. Преображение актера, его способность .проникаться физическим и духовным обликом другого лица, создавать социально-психологический характер является основой сценического мастерства.
Клоун, преображаясь, также поражает зрителя разнообразием, остротой и меткостью жизненных наблюдений. Об этом хорошо писал в своих воспоминаниях известный клоун, комик-простак, Л. К. Танти:
«... все рыжие должны быть людьми: это хитрецы, ротозеи, прохвосты, весельчаки, задиры, флегматики, пустозвоны, путаники, но это люди, сколки живой действительности!..»
Следует помнить, что все здесь перечисленные и многие иные забавные человеческие недостатки и слабости приобретают особую остроту и значимость, когда сочетаются с общественной, социальной характеристикой изображаемого персонажа. Если прохвостом оказывается лектор, с трибуны вещающий о морали, нравственности и высоких идеалах, если путаником является схоласт-ученый, а ротозеем — директор предприятия, если задира — притом еще и пьяница, а флегматик — тренер какой-нибудь незадачливой футбольной команды, тогда смешное обретает силу обличительной сатиры.
Для клоунов-артистов арены, так же как и для деятелей театра, чрезвычайно важны и поучительны заветы К. С. Станиславского. Для них, так же как для каждого актера, опасны наигрыш, штамп, стремление нажимать, как говорится, на все педали, лишь бы рассмешить зрителя. Самое ошибочное и даже еще распространенное — это стремление играть чувства вообще: доброту, хитрость, веселье, страх... Все они не могут существовать вне образа и, естественно, рождаются на арене когда клоун создает жизненный тип, изображает характер и действует на арене с полной верой в предлагаемые, подчас самые невероятные обстоятельства.
«Комизм (произведения, сатира, — писал К. С. Станиславский, — сами собой вскрываются, если отнестись ко всему происходящему с большой верой, серьезно».
Очень важно правильно распределить эмоциональные акценты в пополняемом номере. Иногда досадно делается, когда видишь, как клоун старается, «выжимает» темперамент, непрерывно повышает голос до крика и... не достигает желаемого эффекта.
На арене должен звучать звонкий, заразительный смех клоуна, но искусственный, непрестанный хохот, не оправданный действием, развитием сюжета, характером, не доходит до зрителя, ослабляет впечатление, рождает штамп. Искусство смеха — сложное, глубокое и большое искусство. Комический эффект номера более всего зависит от актерского мастерства клоуна, от его умения обыграть трюк, показать свое отношение к происходящим на арене события! Особенно важно это умение для коверного клоуна, сопровождающего и цементирующего всю программу.
Клоун должен создать убедительные и притом психологически правильные контрасты поведения. Великий комик Чарли Чаплин говорил: «Для меня огромное наслаждение представлять себе, чего ждет от меня публика, и поступать как раз вопреки этому ожиданию». Прием этот очень близок техническим принципам системы Станиславского. Работая над ролью, представить себе: как действовал бы в данных обстоятельствах тот или иной герой?.. Здесь требуется наблюдательность, знание жизни и психологии. Артист цирка должен отчетливо знать, как действовал бы обычный, здравомыслящий человек, один из зрителей, на его. месте и, поступая вопреки ожидаемому, действовать не случайно, а логично. Подобно тому, как это получается в известных народных детских «перевертышах»:
«Рано утром вечерком.
Поздно на рассвете,
Баба ехала верхом
В раскидной карете.
А за нею во всю прыть,
Тихими шагами
Волк пытался переплыть
Миску с Пирогами…»
Здесь невероятное и необычное еще более подчеркивает реальное и правильное. Приемы контраста могут быть очень различны. Нельзя действовать в одном ритме и настроении.
Опытные мастера арены смело вводили в свои номера контрастные краски, разнообразные интонации, и это помогало донести до зрителя яркость и полноту комического — от бичующей сатиры, иронии, сарказма до меткого юмора или искрящегося весельем смеха. Смех перемежался слезами. Виталий Лазаренко не боялся читать с арены лирические стихотворения. Грусть еще ярче оттеняла и подчеркивала радостную стихию смешного. Ведь и образ Чарли Чаплина зачастую не только смешон, но и трагикомичен.
Сергей Образцов создает очень впечатляющие, яркие номера, показывая гротескно-острые маски кукол, их комичные, эксцентрические движения и жесты в сопровождении лирических, грустных романсов. Его номер «Налей бокал...» с великолепной, как будто целиком состоящей из то вытягивающихся, то вновь слепляющихся морщин и складок физиономией героя, с несоразмерно большой (по сравнению с куклой) бутылкой водки и пародийно-драматическим исполнением «надрывного» романса, является более «цирковым» по остроте и сочности приемов, нежели многие исполняющиеся на арене репризы на ту же тему, но лишенные буффонады, сочных красок, эксцентрики и трюков.
Во многом плодотворные поиски новых современных сюжетов и характеров, мягкий артистизм исполнения, отказ от традиционной клоунской маски, от шаблонных фокусов и реприз привели (думается, временно) к утрате былой яркости, изобретательности в трюках и неожиданных выходках, в шутках, свойственных мастерам смеха на манеже. Например, очень хорош и выразителен номер «Ремонтники». Исполнители {П. Тарахно и С. Мочалов), удачно дополняя друг друга, показывают, как нерадивые работники флегматично и невозмутимо, то и дело устраивая «перекур», возятся с одной несчастной табуреткой, глядя на нее, как на диковину, не поддающуюся их «усилиям»,
В этом номере хороши и мимика, и скупой жест, и взаимодействие партнеров. И все же под конец хочется, чтобы произошло еще что-нибудь неожиданное... чтобы табуретка сама собой распалась на части, взорвалась от «возмущения», чтобы нахлобученные шапки слетели с их голов, чтобы хорошая комедийная игра заблистала еще и шуткой, фокусом, красками, присущими цирку.
Хорошо сыгран и подан номер В. Орлова и И. Тряпицына, изображающих бесконечное, до полного изнеможения хождение за медицинскими справками для ВТЭК. Взрывы смеха встречают клоуна, заплетающимся шагом с трудом шествующего от одного конца арены к другой в очередной кабинет измерять давление. Хороший номер. Однако многие новые клоунские антре, сделанные в этом же плане, могут с равным успехом исполняться на эстраде.
Зритель начинает скучать по блистательному, сочному, интересному трюку, буффонаде, фантасмагории, изобретательному приему. Поэтому большим успехом пользуется картинка Никулина и Шуйдина «В старом цирке». И не только потому, что номер этот талантливо исполнен, не только лотосу, что в цирке всегда охотно смотрят удачную пародию, но также и оттого, что зритель радостно встречает даже те наивные трюки и фокусы, которые показывали « старом цирке, когда веревка превращалась в змею, ловили муху или бабочку на кончике шамбарьера, глотали зажженную паклю или зажигалась цветная лампочка в носу у клоуна.
Во многих клоунских номерах старое изгнали, а навое не придумали. А ведь, казалось бы, современная техника, открытия физики и химии позволяют воистину чудеса делать.
Однако речь идет не только о технических трюках, о волшебстве цирка, но и об эксцентрике, буффонаде, острой, изобретательной форме подачи актерского мастерства. Многим кажется, если мы рекомендуем клоунам, так же как и всем актерам, следовать советам К. С. Станиславского в своей работе над образом, то тем самым ищем скромных, камерных красок. Ошибочно полагают, что система Станиславского, его метод физических действий и приемы работы над ролью предназначены только для углубленно-психологического, интимного театра переживаний и противоречат яркой театральности.
Станиславский был неистощимым на выдумку, изобретательным, темпераментным режиссером в сказке, водевиле, яркой комедии. Все зависит от содержания и стиля представления. Стоит вспомнить импровизации, буффонаду, бурлескные шутки, которые разыгрывались на платных, устраиваемых для зрителя капустниках Художественного театра.
На страницах книги «Моя жизнь в искусстве» мы находим колоритные описания того, как артисты показывали балаган, в котором И. М. Москвин изображал слугу, старательного дурака, вроде Рыжего в цирке, и, прислуживая фокусникам, подавал им не те предметы, которые были нужны, наивно выдавал секрет трюка и ставил в дурацкое положение самого фокусника.
Или худой, изящный французик, изображаемый В. И. Качаловым в трико и дамских панталонах, состязался в борьбе со здоровым русским кучером, в рубахе, с засученными штанами, которого играл В. Ф. Грибунин. Нестоящей борьбы, разумеется, не было, а только комический шарж, пародия, сатира на подкупленное жюри и самих борцов. Их плутни выдавал тот же «наивный» слуга — Москвин.
Или на арену выкатывали огромную пушку, из которой маленький ростом Сулержицкий собирался лететь на Марс. Для этого он забирается в длинное жерло пушки. Из нее должны выстрелить. Публика, затыкая уши, ожидает оглушительного взрыва, но, раздается только слабый треск игрушечной хлопушки...
В том же балагане Бурджалов в костюме цирковой наездницы танцевал и прыгал через обручи на спине деревянной лошади. Сам Станиславский, щелкая бичом и хлыстом, изображал директора цирка, а дрессированного жеребца изображал А. Л. Вишневский.
Все это было не только забавой. Из этих капустников сформировался в свое время известный театр миниатюры, пародии, гротеска Н, Ф. Балиева. В процессе работы над «цирковой» программой тренировались актеры. Эта работа возбуждала фантазию, подстегивала воображение, воспитывала ловкость и дар импровизации.
Следует заметить, что искусство импровизации было издавна присуще клоунам, которые так же должны были объединять программу, поддерживать темп представления, как и конферансье на эстраде. Ныне это искусство в большой мере утрачено.
Коверные клоуны все больше выступают только со своими репризами и антре, не связанными со всей программой, не участвуя в других номерах даже в той мере, в какой слуга Москвин «помогал» фокуснику.
Жанр пародии также недостаточно развивается в цирке. Удачная пантомима — пародия на детективные романы и фильмы — «Операция Г», сыгранная группой клоунов, пожалуй, исчерпывает номера этого типа. Почти совсем нет интересной музыкальной пародии.
Все это говорится к тому, что дар импровизации, мастерство пародии, выдумка, эксцентрике, шуша, каскад остроумных выдумок и трюков появляются и воспитываются в процессе тренировок, упражнений, все они связаны с работой актера над собой и над образом.
Клоунада имеет множество жанров, это очень разнообразное искусство. В пределах одной статьи невозможно осветить особенности актерской работы клоунов различных стилей — музыкальных эксцентриков, коверных, акробатов, «рыжих» и др.
Бесспорно, однако, что мастерство комедийного, характерного актера присуще им всем и для воспитания такого мастерства сделано еще очень мало. 8 этом отношении клоуны стоят слишком в стороне от классического театрального наследия и недостаточно изучают даже опыт циркового искусства. Необходимо более продуманно, организованно работать над актерским мастерством клоунов. Это обогатит и расширит возможности советского цирка.
А. ДУБИНСКАЯ,
кандидат филологических наук
Журнал "Советский цирк" Апрель.1960 г