В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Первая программа в Минском цирке  

 

Каждым днем все краше становится Минск — столица Бе­лорусской республики. Из руин и пожарищ Отечественной войны поднимается новый город с огромными площадями и широкими проспектами, с красивыми архитектурными ан­самблями.

Героический город по праву гордится новым изумительным по красоте зданием зимнего цирка.

Широко раскинувшееся монументальное белое здание с ко­лоннадой, увенчанное серебристым куполом, органически вписы­вается  в архитектуру центральной магистрали города.

Гигантский купол, раскинувшийся над головами зрителей необъ­ятным небосводом, не поддерживается ни одной колонной. Цирко­вая арена одинаково хорошо просматривается с любого кресла (а их в зале до 1700). Свыше двухсот разноцветных прожекторов позволяют установить яркий и сильный, почти естественный свет не только на манеже и под куполом цирка, но и во всем огромном

зале. Чудесная акустика. Богатое и весьма разнообразное оборудо­вание  цирка механизировано  и  автоматизировано.

Здесь артистам легко и удобно работать и хорошо отдыхать в специальных уютных комнатах.

Цирковое искусство популярно в белорусском народе с далеких времен. История белорусского театра богата разнообразным ис­кусством скоморохов, дрессировщиков. Самый популярный в на­роде жанр кукольного театра, «батлейки», составляет целую эпо­ху в истории белорусского театрального искусства. «Батлейка» бы­ла доступна и горожанам и жителям любого, даже самого отдален­ного и глухого полесского села. Высмеивая феодалов, ксендзов, по­мещиков и чиновников, «батлейка» носила ярко выраженный на­родный   характер,   имела   остросатирическую   направленность.

Развивая эту традицию, режиссура коллектива белорусского цир­ка пробует ввести в свое первое представление элемент нацио­нального   белорусского   искусства.   Такую   творческую   задачу   следует всячески поддержать, ибо она может стать источником инте­ресных и разнообразных цирковых программ, которые будут ори­гинальными белорусскими программами. Задача сама по себе слож­ная.

 

Естественны поэтому на первых порах отдельные неудачи. Но, чем больше артисты и режиссура белорусского коллектива будут дерзать, тем больше будут сопутствовать им удачи.

Начало первого выступления артистов белорусского циркового коллектива дает хорошую заявку на интересную программу, на на­циональное своеобразие ее.

Вспыхивает несколько десятков разноцветных прожекторов, зву­чит бравурный марш, и на залитую солнечным светом арену, на ее красочный аппликационный ковер с белорусским орнаментом выходят артисты. Они одеты в яркие национальные костюмы. По­коряет зрителя почти мгновенная трансформация, и вот уже все исполнители на манеже в богатых и красочных театральных ко­стюмах,

В прологе все ново, свежо, празднично.

В центре, в чаше большого алого цветка, расположился краси­вый звездный шар, на который поднимается девушка. Ее пышные, светлые, как лен белорусских полей, волосы стянуты в две толстые косы. Ока олицетворяет Белоруссию с ее полями и озерами. От имени Белоруссии она шлет полные горячей любви слова привет­ствия республикам нашей страны, своей старшей сестре России, всей  нашей  многонациональной   Родине.

Зрители горячо аплодируют девушке — студентке Минского теа­трально-художественного института Людмиле Былинской, всем ар­тистам циркового белорусского коллектива, выстроившегося на манеже.

Торжественный пролог создает у всех присутствующих припод­нятое настроение — ведь это большой праздник в жизни белорус­ской национальной культуры: рождается новый, первый в респуб­лике, профессиональный цирковой коллектив.

Едва успели покинуть арену участники пролога, как на синем звездном шаре двое артистов плавно поднялись  под самый  купол. В быстром темпе работают воздушные гимнасты Ржецкие.

На манеже — В. Мозель и А. Савич.

С ними происходит много веселых и забавных историй. Они смешно пародируют номера самых разнообразных жанров, вызы­вая в зрительном зале дружный веселый смех.

Веселые шутки и забавные трюки цирковых клоунов Маслов­ского и Романова внезапно перекрываются горячими аплодисмен­тами зрителей, приветствующих неожиданное появление на арене веселого героя белорусского фольклора Нестерки, роль которого исполняет  артист В. Коваленко.

Как удачно обращение режиссеров именно к образу Нестер­ки — простого белорусского крестьянина, веселого и неунывающе­го, смелого и находчивого, умного и расторопного. Сколько чудес­ных острот в адрес панов и угнетателей слышал народ из уст своего Нестерки! Сколько добра делал простым белорусам этот бедный по состоянию, но богатый фантазией и озорной человек! Шутки и остроты Нестерки питались жизнью народной: мудрые по смыслу и необычайно веселые по форме, они помогали белорус­ским  крестьянам  переносить  невзгоды  жизни.

Современному зрителю образ Нестерки так же мил и понятен, как и сотни лет назад. Его шутки и остроты в современном цирке уместны, они принимаются и сейчас с большим интересом. И тем досаднее, что столь удачно найденный новый цирковой персонаж не получил в первой программе белорусского цирка более широ­кого и яркого раскрытия. Он лишен действенной роли и мало чем обогащает программу.

Следует сказать, что молодой артист В. Коваленко не сумел создать столь любимый образ Нестерки, широко популярного в белорусском народе. В продолжение трехчасового представления Нестерка появляется на манеже еще раз, как один из участников клоунского номера «Ударим по предрассудкам» — сценки, доволь­но примитивной по содержанию. После этого зритель тщетно ждет появления Нестерки и, наконец, за головокружительными номерами акробатов, гимнастов и жонглеров вовсе забывает о нем. А жаль. Нестерка может быть активным действующим лицом всей програм­мы, чтобы придать ей ярко выраженный национальный колорит.

После ухода с манежа Нестерки столь же искусно продолжа­ют работать на арене гимнасты и акробаты, дрессировщики и жон­глеры, столь же забавно выглядят в паузах коверные комики. Но зритель уже не слышит острот и шуток белорусского националь­ного юмора. Постепенно он начинает забывать, что находится на представлении «артистов белорусского циркового коллектива», как извещает об этом программа.

 

В цирке во время представления

 

После выступления группы акробатов-прыгунов под руководст­вом М. Разумовского зритель весело и живо воспринимает выступ­ление дрессированных собачек и обезьянки, подмечает спокойную, полную достоинства манеру держаться на манеже у артистки В. По­повой, умело повелевающей своими четвероногими друзьями.

Участники VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов Газа-рян демонстрируют акробатические трюки на шарах. Стоя на них, ар­тисты с удивительной легкостью совершают замысловатые прыжки, сальто, пирамиды. Артистам присуще чувство тончайшего расчета в балансировке.

Трудно представить себе цирковую программу без хорошего конного номера. Есть такой номер и в первой программе белорус­ского цирка. Он представлен интересным и эффектным номером Б. Манжелли.

Большой успех у зрителя заслужила группа жонглеров под ру­ководством заслуженного артиста РСФСР И. Хромова, работающая с булавами, кольцами, горящими факелами, саблями, мячами.

Рекордсмены-балансеры под руководством заслуженного арти­ста Белорусской ССР и РСФСР Е. Милаева на лестнице демонстри­руют не только силу и смелость артистов, но и их зрелое мастерство, высокий профессионализм.

Красотой рисунка отличается номер артиста Н. Столярова, впе­чатляет его игра со светящимися арканами.

Аттракцион «Морские львы и купальщицы», подготовленный И. Сидоркиной и занимающий половину второго отделения, ориги­нален по замыслу. Он разнообразен и занимателен.

Отвагой и ловкостью отличаются выступления гимнастов на вер­тикальных канатах А. Даниловой и П. Марьянкова, акробатов Гнилова и Кутцера.

К сожалению, в номере музыкальных эксцентриков Г. Занько и Л. Бурдова нет ничего нового: он чересчур традиционен. Его испол­нители схематично изображают то пожарного (на этот раз не в мед­ной, а в серебряной каске), то простого парня с гармошкой в руках, давно сошедшего со всех эстрадных площадок, то тирольского па­ренька... Вслед за тирольской песенкой звучит незатейливая мелодия «Нет дыма без огня...» из эстрадного представления А. Райкина.

Следует отметить, что оформление всей программы сделано художниками П. В. Масленниковым и А. А. Судакевич с большим вкусом, продуманно, тщательно, интересно. Если в ярких и пышных национальных одеждах пролога и эпилога, в многокрасочности фла­гов заметна особая праздничность, переходящая в излишнюю пом­пезность, то оформлению самих номеров присущи строгость и ла­коничность.

Где, как не в таком выступлении, можно успешно использовать богатую, содержательную музыку белорусского народа! Как бы украсило и обогатило программу белорусского цирка звучание, скажем, темпераментной «Лявонихи», жизнерадостного, озорного «Юрочки», стремительной «Метелицы», лирической «Перепелон-ки», грустной «Зязюленьки»! Какой сочный национальный колорит придала бы такая музыка всему представлению!

А ведь не слышно белорусских мелодий и в оркестре, сопро­вождающем представление. Оркестр (дирижер Б. Райский) играет хорошо. Музыка к большинству номеров подобрана удачно. Особо запоминается и содействует общему впечатлению и настроению зри­теля музыка, сопровождающая выступление балансеров под руко­водством Е. Милаева. Но лишь в конце представления, в эпилоге, мы слышим несколько тактов из популярной белорусской песни «Бывай­те здоровы».

Режиссер-постановщик программы Г. Перкун в содружестве с главным режиссером цирка заслуженным артистом БССР В. Потехиным и режиссером Ю. Решимовым немало потрудились над тем, чтобы первая программа Минского цирка воспринималась интерес­но, живо и празднично. Взятый в прологе стремительный темп вы­ступления не снижается на протяжении всей программы.

Хочется пожелать и режиссерам и артистам белорусского цир­ка творческих дерзаний, открытия новых путей и форм, отражаю­щих национальные черты белорусского народа.

 

А. БУТАКОВ,

кандидат искусствоведения

Журнал «Советский цирк» апрель 1959

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

линзы для покера