На манеже артисты цирка Монастырские
Объявление этого номера было лишено той торжественно-приподнятой интонации, которая обещает рекордный трюк или знаменитый аттракцион. Да и фамилия, набранная в афише очень скромным шрифтом, ничего не говорила любителям циркового искусства. Но вот номер начался...
Артист, откинув голову назад, установил на лбу полый металлический шест — перш. По этой гибкой, блестящей мачте легко скользнули вверх две девушки в белых спортивных костюмах. Они одновременно взялись руками за незамысловатые крепления и плавно разогнулись в воздухе, застыв в привычно-трудной акробатической стойке.
В программе номер был назван не совсем вразумительно — «переходными лестницами с шаром». На манеже стояли две переходные лестницы, соединенные рейками, вроде узкой пятиметровой колеи. На рейках покоился большой шар. И именно потому, что конструкция не таила в себе никаких загадок и с элементарной наглядностью раскрывала замысел номера, было особенно трудно представить, что артист поднимется со своей живой ношей наверх и, балансируя на катящемся по рейкам шаре, проделает такой нелегкий путь.
Сотни глаз взволнованно следили за каждым движением артиста: осторожно ступив на шар, он несколько томительных мгновений балансировал на одном месте, широко раскинув сильные, натруженные руки, словно нащупывая какую-то невидимую точку опоры. Ни одна из его молодых партнерш не шевельнулась на своей зыбкой высоте, и эта мужественная неподвижность девушек, похожих сейчас на два изваяния, стала особенно заметной, когда артист, часто и мелко переступая ногами, подаваясь всем своим напряженным телом то вбок, то вперед, то назад, покатил шар по рейкам — к заветному концу необычной колеи.
Шажок, еще шажок, еще... И за каждым — дни, недели, месяцы упорного чернового труда.
Владимир Монастырский пришел на манеж из кружка самодеятельности — еще в довоенные годы. Кульбиты, всевозможные сальто-мортале, серии каскадов были первыми его шагами на пути к мастерству. Потом в арсенале молодого артиста появились разнообразные стойки и броски — он овладел мастерством акробата-вольтижера. И наконец зрители увидели его на свободной проволоке — он постиг сложное искусство эквилибра. Так закладывался фундамент будущих достижений.
В 1952 году Владимир Монастырский задумал номер, напоминающий тот, с которым сейчас знакомятся зрители,— «переходную лестницу с шестами».
Он репетировал со своими юными дочерьми — Леной и Женей. Сначала поднимался с ними по лестнице без шеста. Девочки быстро привыкли к высоте. Потом на репетициях появился перш. Казалось, в нем живет какая-то упрямая, инертная сила. Он все время кренился куда-то вбок, и Монастырский первые дни метался по всему манежу, стараясь не уронить его.
Когда, наконец, перш был надежно утвержден на своем месте, артист стал привязывать к нему небольшой мешок с песком. Вес снаряда увеличился на десять килограммов. Репетировать с этой тяжестью было трудно: уже через минуту начинали деревенеть мускулы шеи, откинутое назад лицо густо наливалось кровью. Но Монастырский был настойчив, как настоящий цирковой артист. Каждый день, два месяца подряд, он выходил на манеж с неподатливой тяжестью, и она уступила ему — превратилась в ту привычную нагрузку, на которую можно почти не обращать внимания.
Однако самый трудный рубеж еще только поджидал его. Надо было приучать к шесту девочек, чтобы они, не шевелясь, «мертво» держались на своей колеблющейся опоре. Только тогда он мог подняться с ними по лестнице. И Монастырский с возрастающим упорством продолжал кропотливую, требующую большой затраты физической и духовной энергии работу, репетируя по три-четыре часа в день, по три-четыре часа — не меньше, как бы ни была порою велика его усталость...
Только несколько месяцев спустя зрители увидели новый номер. В их аплодисментах, в теплых строчках газетных рецензий было признание мастерства артиста, похвала его настойчивости, трижды помноженной на труд. Но Монастырский не испытывал успокоения человека, решившего, что он достиг предела. Переходная лестница с шестами не была новостью в цирке. А ему хотелось создать что-нибудь оригинальное, свое, еще незнакомое зрителям. И вот однажды на манеже появились параллельные брусья и шар,
...Шажок, еще шажок, еще... Сколько таких шажков уложится в эту коротенькую колею? Не так уж много. Но почти два года отдал Владимир Монастырский, чтобы научиться проходить, балансируя на шаре, всего лишь пятиминутный путь. Почти два года скрытого от посторонних глаз труда, как бы сконцентрировавшегося сейчас на манеже, под взглядом сотен людей, наполняющих амфитеатр.
Подросли девочки, превратились в девушек. Старшая — Евгения вышла замуж. Ее место заняла Света Тищенко — воспитанница одной из детских московских спортивных школ. Но на афише ничего не изменилось — эта семнадцатилетняя светловолосая стройная девушка стала членом хорошей цирковой семьи.
Жизнь цирковых артистов — в постоянных разъездах. Тбилиси, Рига, Казань, Одесса, Ростов... И всюду встречи с доброжелательными, любящими цирковое искусство людьми, и всюду радость заслуженного успеха.
Что можно еще сделать для улучшения номера?
Кто-то из товарищей заметил, что исполнителям не хватает пластичности, умения красиво подать трудный номер,— и девушки в свободное сремя брали в Саратове уроки пластики, балетного искусства. Номер перегружен трюками,— и Владимир Монастырский решает (ох, как нелегко это!) отказаться во имя целого от части того, что было достигнуто с таким трудом.
...Шажок, еще шажок, еще... Вот и конец пути. Но нет конца творческим исканиям, нет предела совершенствованию мастерства — это хорошо понимает Владимир Монастырский.
В. КРЕСЛОВ
Журнал «Советский цирк» июнь 1959