Здравствуй Москва - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Здравствуй Москва

 

 

Жизнерадостное искусство советской Украины, проникнутое героическим пафосом нашей великой эпохи, всегда отлича­лось богатством красок и разнообразием жанров. Каждая декада украинской литературы и искусства в Москве выли­валась в подлинный праздник песни, танца, музыки, театра и кино, а на нынешней, третьей декаде, как равный среди равных, выступил и национальный украинский цирк. Мастера украинского цирка соз­дали программу, в которой высокая героика сочетается с бытовой сочностью, а веселый, заразительный юмор — с [мужеством и сме­лостью.

Для мастеров украинского цирка национальное своеобразие не столько костюм, украшенный украинским орнаментом, сколько сама природа номера: стиль исполнения, композиция, музыкальное оформление, внутренний подтекст. Именно таким путем стремилась идти семья старейших украинских жонглеров Филиппенко, воспро­изводящая на арене сценку по повести Н, В. Гоголя «Сорочинская ярмарка» {автор сценария и режиссер народный артист УзССР А. Г.  Ивашутич).

Тянется на ярмарку воз, запряженный волом, и ведет вола гоголевский Солопий Черевик (артист Б. Филиппенко). А на возу, за­валенном арбузами, тыквами, кринками и глечиками, горделиво вос­седает Хивря (артистка И. Филиппенко), рядом с ней красавица Параска (артистка Майя Филиппенко). Тут и Грицко (артист С. Филип­пенко), очарованный красотой Параски, весело выкрикивающий: «Славная дивчина! Я бы отдал все, чтобы  поцеловать ее!»

Так начинается этот веселый номер, согретый теплым народ­ным юмором.

А вот и ярмарка. На площади появляется русский коробейник (артист Д. Филиппенко), «Торгуя» разнообразными товарами, он легко ими жонглирует. Солопий в свою очередь показывает свои товары: высоко взлетают арбузы, дыни, початки кукурузы, огром­ная тыква. И вот уже Солопий играет на подаренной коробейником гармошке, а тот на балалайке. Номер заканчивается общей комби­нацией, в которой участвуют все партнеры.

Сюжет в цирковом номере не просто повод для демонстрации трюков, а средство, гармонически объединяющее все элементы композиции. Колоритный сюжет, подмеченный в современной жиз­ни народа, может стать  интересной  основой  номера.

Артисты и художественный руководитель коллектива заслужен­ный артист РСФСР П. Маяцкий черпают в украинском народном творчестве новые краски, обогащающие цирковое искусство, раз­нообразящие традиционные формы построения номера. Умение найти в национальном фольклоре то, что в какой-то мере созвучно специфике цирка, дает возможность постановщикам и исполните­лям настроить струны представления на подлинно национальный лад. И когда самобытность сочетается с техническим мастерством, номер вызывает восхищение. Именно это чувство испытываешь, наблюдая работу антиподистов Ганны и Франко Микитюк. Будто под порыва­ми свежего ветра быстро вращаются крылья мельницы — невольно удивляешься,   как   удается   артисту  добиться  совершенства.   Радует   и выступление совсем еще юной Светы Микитюк. Детская непосред­ственность сочетается у дебютантки с крепнущим уже профессио­нальным умением  (режиссер Е,  Зискинд).

Лихая казачья удаль, героизм украинского народа, воспетый ве­ликим Тарасом Шевченко, нашли отражение в конно-спортивной сцене «Запорожские казаки», поставленной П. Маяцким.

Есть в программе и массовая сцена, рассказывающая о жизни современной украинской молодежи. Герои ее — наши современни­ки. Это — «Гуцульские акробаты». Номер построен на основе народ­ной игры — красочного танца лесорубов (балетмейстер И. Курилов). Оптимизм и веселье, мужество и чувство дружбы — эти черты совет­ской   молодежи   удачно  раскрыты   в   номере.  Элементы   гуцульского танца   гармонически   сочетаются   с   элементами   акробатики, давая цельное по сюжету и композиции зрелище, которое за­канчивается массовым финалом.

Современная тема, несомненно, должна быть сегодня основной в цирковой программе. И артисты это понимают. Представление по­казывает людей цветущей Украины. Вот они украинские артисты — подлинные мастера советской арены. Это П. Маяцкий, Н. Сорокина, выступающие в аттракционе «Шар смелости»; это вольтижеры братья Фоменко, Таланкина и Белов; это артисты Ларионовы (игра с цветами), Лисиненко (акробатический этюд), Крыленко (воздушные гимнасты). Их номера прочно связаны со всей композицией пред­ставления  и  во многом  являются  его  украшением.

В создании жизнерадостной атмосферы спектакля большая за­слуга принадлежит коверным В. Байдину, П. Копыту и К. Мусину. Репризами, насыщенными украинским народным юмором, они по­могают соединить разнообразные номера в единое целое. Юмором проникнуто 'и выступление клоуна с дрессированными собачками Л. Мозгового,

Украинские народные мелодии стали благодарным материалом для создания превосходного музыкально-эксцентрического номера Байдиных и Араповых. И теплый юмор и задушевно спетая песня украинского композитора О. Самдлера «Каштаны Киева», и подлин­ный профессионализм музыкантов делают их выступление одним из лучших в программе (сценарий номера и постановка режиссера С. Однопозова).

Порадовала молодая артистка Э. Косяченко, танцующая на про­волоке соленую вариацию из национального классического балета «Лесная песня» М. Скарульского.

 

Журнал «Советский цирк» декабрь.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования