Здравствуй Москва
Жизнерадостное искусство советской Украины, проникнутое героическим пафосом нашей великой эпохи, всегда отличалось богатством красок и разнообразием жанров. Каждая декада украинской литературы и искусства в Москве выливалась в подлинный праздник песни, танца, музыки, театра и кино, а на нынешней, третьей декаде, как равный среди равных, выступил и национальный украинский цирк. Мастера украинского цирка создали программу, в которой высокая героика сочетается с бытовой сочностью, а веселый, заразительный юмор — с [мужеством и смелостью.
Для мастеров украинского цирка национальное своеобразие не столько костюм, украшенный украинским орнаментом, сколько сама природа номера: стиль исполнения, композиция, музыкальное оформление, внутренний подтекст. Именно таким путем стремилась идти семья старейших украинских жонглеров Филиппенко, воспроизводящая на арене сценку по повести Н, В. Гоголя «Сорочинская ярмарка» {автор сценария и режиссер народный артист УзССР А. Г. Ивашутич).
Тянется на ярмарку воз, запряженный волом, и ведет вола гоголевский Солопий Черевик (артист Б. Филиппенко). А на возу, заваленном арбузами, тыквами, кринками и глечиками, горделиво восседает Хивря (артистка И. Филиппенко), рядом с ней красавица Параска (артистка Майя Филиппенко). Тут и Грицко (артист С. Филиппенко), очарованный красотой Параски, весело выкрикивающий: «Славная дивчина! Я бы отдал все, чтобы поцеловать ее!»
Так начинается этот веселый номер, согретый теплым народным юмором.
А вот и ярмарка. На площади появляется русский коробейник (артист Д. Филиппенко), «Торгуя» разнообразными товарами, он легко ими жонглирует. Солопий в свою очередь показывает свои товары: высоко взлетают арбузы, дыни, початки кукурузы, огромная тыква. И вот уже Солопий играет на подаренной коробейником гармошке, а тот на балалайке. Номер заканчивается общей комбинацией, в которой участвуют все партнеры.
Сюжет в цирковом номере не просто повод для демонстрации трюков, а средство, гармонически объединяющее все элементы композиции. Колоритный сюжет, подмеченный в современной жизни народа, может стать интересной основой номера.
Артисты и художественный руководитель коллектива заслуженный артист РСФСР П. Маяцкий черпают в украинском народном творчестве новые краски, обогащающие цирковое искусство, разнообразящие традиционные формы построения номера. Умение найти в национальном фольклоре то, что в какой-то мере созвучно специфике цирка, дает возможность постановщикам и исполнителям настроить струны представления на подлинно национальный лад. И когда самобытность сочетается с техническим мастерством, номер вызывает восхищение. Именно это чувство испытываешь, наблюдая работу антиподистов Ганны и Франко Микитюк. Будто под порывами свежего ветра быстро вращаются крылья мельницы — невольно удивляешься, как удается артисту добиться совершенства. Радует и выступление совсем еще юной Светы Микитюк. Детская непосредственность сочетается у дебютантки с крепнущим уже профессиональным умением (режиссер Е, Зискинд).
Лихая казачья удаль, героизм украинского народа, воспетый великим Тарасом Шевченко, нашли отражение в конно-спортивной сцене «Запорожские казаки», поставленной П. Маяцким.
Есть в программе и массовая сцена, рассказывающая о жизни современной украинской молодежи. Герои ее — наши современники. Это — «Гуцульские акробаты». Номер построен на основе народной игры — красочного
танца лесорубов (балетмейстер И. Курилов). Оптимизм и веселье, мужество и чувство дружбы — эти черты советской молодежи удачно раскрыты в номере. Элементы гуцульского танца гармонически сочетаются с элементами акробатики, давая цельное по сюжету и композиции зрелище, которое заканчивается массовым финалом.
Современная тема, несомненно, должна быть сегодня основной в цирковой программе. И артисты это понимают. Представление показывает людей цветущей Украины. Вот они украинские артисты — подлинные мастера советской арены. Это П. Маяцкий, Н. Сорокина, выступающие в аттракционе «Шар смелости»; это вольтижеры братья Фоменко, Таланкина и Белов; это артисты Ларионовы (игра с цветами), Лисиненко (акробатический этюд), Крыленко (воздушные гимнасты). Их номера прочно связаны со всей композицией представления и во многом являются его украшением.
В создании жизнерадостной атмосферы спектакля большая заслуга принадлежит коверным В. Байдину, П. Копыту и К. Мусину. Репризами, насыщенными украинским народным юмором, они помогают соединить разнообразные номера в единое целое. Юмором проникнуто 'и выступление клоуна с дрессированными собачками Л. Мозгового,
Украинские народные мелодии стали благодарным материалом для создания превосходного музыкально-
эксцентрического номера Байдиных и Араповых. И теплый юмор и задушевно спетая песня украинского композитора О. Самдлера «Каштаны Киева», и подлинный профессионализм музыкантов делают их выступление одним из лучших в программе (сценарий номера и постановка режиссера С. Однопозова).
Порадовала молодая артистка Э. Косяченко, танцующая на проволоке соленую вариацию из национального классического балета «Лесная песня» М. Скарульского.
Журнал «Советский цирк» декабрь.1960 г