В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Музей циркового искусства

 

 

Вот уже тридцать  лет существует в СССР Музей циркового ис­кусства. Он   возник  в атмосфере подлинного энтузиазма и был в значительной мере собран руками самих артистов цирка, да­ривших  музею  ценнейшие  материалы,   вплоть   до   семейных   релик­вий.

 В музее собрано свыше семидесяти тысяч  различных докумен­тов   по   истории   циркового   искусства,   в   том   числе   весьма   ценная библиотека по вопросам  цирка.

Основой, на которой вырос этот своеобразный и любопытный му­зей, было несколько гравюр циркового содержания. Они демонст­рировались на выставке «Искусство движения», организованной в 1928 году Государственным институтом истории искусств (ныне Ле­нинградский научно-исследовательский институт театра и музыки). В годы его становления музею были переданы материалы В. Л. Дуровым, В. Е. Лазаренко, И. С. Радунским, Н. И. Вильтзаком, А. С. Александровым-Серж, Н. А. Никитиным, а в более позднее время значительно пополнили коллекции музея Б. А. Эдер, В. Г. Ду­ров, М. Н. Румянцев, художники В. В. Лебедев, В. А. Власов В. А.  Гальба, О.  Г. Верейский  и многие другие.

Книга посетителей рассказывает о том, что в 1929 году музей цирка с большим интересом осмотрел Михаил Иванович Калинин.

Такие выдающиеся деятели советского искусства, как народные артисты Советского Союза В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрь­ев, А. А. Брянцев и ряд других, оставили теплые прочувствованные записи о своих впечатлениях.

 

Композитор Д. Покрасс составил весьма любопытный автограф — он записал несколько тактов из сочиненного им «Марша госцирков» и снабдил их припиской: «Музею цирка от автора».

Прославленный   клоун   Виталий   Ефимович   Лазаренко   с   прису­щим ему юмором записал в книге музея шутливое четверостишие:

И я вот был, музей глазея.

Его задача велика.

Но экспонатом для музея

Я не хотел бы быть пока.

 

Заслуженный   артист   РСФСР   Ю.   В.   Дуров в   музее   цирка

 

Народному артисту Леониду Осиповичу Утесову принадлежит запись: «Музей цирка — это музей, хранящий подлинные памятни­ки искусствами мастерства». Писатель Геннадий Фиш написал: «Как видно, во всяком деле энтузиазм творит чудеса».

Артисты, писатели, театроведы, общественные деятели, пред­ставители Циркового искусства зарубежных стран и другие посети­тели музея отмечают ценность его собраний, коллекций, подчер­кивая теоретическое и практическое значение музея циркового искусства в развитии советского цирка.

В одном из писем, адресованных музею цирка директором крупнейшего  немецкого  цирка  Гансом  Саразани,  сказано:   «До  некоторой степени успокаивает, что есть по крайней мере одно место, которое систематически собирает документы, относящиеся к моему предприятию. Материалы, хранящиеся в вашем музее, несомненно, со временем приобретут историческое значение, так как я пред­сказываю, что цирки, по крайней мере в Западной Европе, долго не просуществуют... Остаюсь с наилучшими пожеланиями вашему му­зею. Ганс Саразани».

Три фрагмента работы «ученой лошади» Гравюра начала XIX века. Один из первых экспонатов музея, демонстрировавшийся на выставке «Искусство движения» в 1928 г.

Не одно поколение артистов советского цирка знает свой музей. В своей книге М. Н. Румянцев пишет: «Артисты, особенно из числа молодых, часами просиживали в музее, любили копаться в его коллекциях. И бесспорно, изучение нашей артистической цирковой молодежью многих материалов музея оказывало неоценимую по­мощь в творческой работе. Достаточно было молодым артистам познакомиться с обильными материалами фототеки музея, чтобы воскресить в памяти или же воссоздать вновь тот или иной трюк или даже целый номер».

О Музее циркового искусства теперь хорошо знают за предела­ми  нашей  родины,  во  многих  зарубежных  странах.

Многие гости из Китайской Народной Республики, Чехословакии, Болгарии, Польши, Монголии, Германской Демократической Респу­блики, Венгрии. Швейцарии, Индии в период своего пребывания в Ленинграде с большим вниманием и интересом изучали материалы музея, извлекали для своей творческой работы все ценное и важ­ное из опыта, накопленного артистами советского цирка.

Наши друзья — артисты китайского цирка — сделали такую запись в книге1 «Этот музей — богатая сокровищница материалов по цирковому искусству. Спасибо большое за то, что вы нам дали возможность ознакомиться с ценными материалами. Это поможет новому китайскому цирковому искусству в  его развитии».

Гости из Чехословакии, деятели циркового искусства, единодушно оценили значение его материалов. «Музей цирка показал нам, какими 'путями нужно идти чехословацкому цирку; и мы хотим поднять тех­нический и художественный уровень нашего циркового искусства. Музей — это не архив документов, это настоящий методический ка­бинет, который помогает в работе по созданию номеров в различ­ных жанрах циркового искусства. Он научил нас тому, как поступать и как строить и создавать музей чехословацкого цирка. Мы благо­дарим товарищей,  которые  нам  показали  этот  чудесный  музей!»

Основной целью этого первого в мире музея явилось не толь­ко академическое собирание всевозможных материалов но главным образом их изучение, обработка и использование в практической работе цирков и жизни цирковых работников.

В истории русского коллекционерства было немало собирате­лей материалов по истории театра; им неизбежно приходилось стал­киваться со смежными областями зрелищ — цирком, эстрадой.

Однако частные собрания, порой состоявшие из ценнейших материалов, были недостаточно известны широким кругам: обычно они хранились под спудом.

С момента создания музея цирка он являлся организующим цент­ром; по некоторым материалам, хранящимся в его фондах, созданы научно-исследовательские работы, посвященные истории цирка. На основе собраний музея периодически устраивались выставки, боль­шей частью связанные с текущей жизнью советского цирка. Эти выставки обогащали деятелей советского цирка, расширяли их кру­гозор, знакомили с историей отдельных жанров, напоминали о мно­гих достижениях прошлого, основательно забытых и порой поучи­тельных.

Создание нового номера, трюка, аппарата — дело очень слож­ное, требующее большой выдумки не только артиста, но и режис­сера и художника. И вот артист цирка, создавая номер или усовер­шенствуя старый, часто обращается к материалам музея.

...В Советском Союзе гастролировал китайский цирк. Всеобщее внимание в программе китайского цирка привлекал артист Хао Шу-ван, виртуозно жонглировавший фарфоровыми вазами на голове. Этот номер вызывал удивление не только зрителей, но и профес­сионалов — артистов цирка.

Желание включить подобный номер в репертуар советского цир­ка было огромным. Спустя несколько лет молодой жонглер Иван Хромов приступил к репетициям номера «жонглер с китайскими вазами». Однако, кроме устных рассказов (Хромов номер китайско­го артиста ранее не видел), о номере китайского артиста Хромову ничего не было известно. Из фонда музея в распоряжение Хромова поступили фотографии, на которых были запечатлены все основные этапы и комбинации трюков с вазами, исполняемые китайским ар­тистом. Благодаря этому Хромову через несколько лет удалось соз­дать номер «жонглер с вазами», который и по настоящее время ис­полняется в программах наших цирков.

В музее собраны редкие фотографии артистов русского и со­ветского цирков, артистов зарубежных стран, программы, афиши, тщательно систематизированы журнальные и газетные статьи, репер­туар артистов разговорного жанра.

 

Наездница.

Рисунок худ. В. Лебедева (автолитография)

 

На   фото:

Наталия Ткаченко пишет портрет молодой артистки — наездницы Людмилы  Кривых.

 

Частыми посетителями музея бывают художники, скульпторы. Искусство артистов советского цир­ка становится для некоторых художников предметом их будущих творческих работ.

Художница Наталия Александ­ровна Ткаченко, в прошлом воздуш­ная гимнастка, готовит этюды и за­рисовки к создаваемой ею большой картине об артистах советского цир­ка к предстоящей выставке ее работ.

 

Разумеется, как бы любопытны и занимательны ни были иллю­страционные материалы из коллекций музея, они, естественно, не могут раскрыть всего богатства фондов Музея циркового искусст­ва. Некоторые из числа иллюстрированных разрозненных докумен­тов очень убедительны и являются ключом к пониманию истори­ческих процессов становления и развития циркового искусства в самых различных странах и эпохах.

Прошлое цирка — это та почва, на которой основывается его настоящее и растет его будущее; и прошлому цирка, разумеется, должно быть отведено в работе музея очень видное и почет­ное место, но отнюдь не в ущерб настоящему.

Знакомство с прошлым, и особенно с прошлым русского цирка, необходимо для того, чтобы измерить пройденный путь, чтобы уло­вить общее направление и отдельные этапы развития советского циркового искусства.

...Две комнаты в стенах Ленинградского цирка, занимаемые музеем, редко бывают пусты. Сюда приходят не только работники цирка, но  и участники  художественной  самодеятельности,  художники, писатели, киноработники. К сожалению, отсутствие просторного помещения мешает более широкому показу интересных материалов музея.

В новом проекте реконструкции Ленинградского цирка этот не­достаток будет устранен, и музей сможет представить свои коллек­ции для массового обозрения.

Из года в год музей пополняет свои коллекции: здесь материалы и документы, рассказывающие о триумфальном успехе мастеров советского цирка во многих странах Европы и Азии, поступают ма­териалы о новых творческих достижениях — номерах и аттракци­онах, создаваемых советскими артистами.

Теперь с выходом журнала «Советский цирк» музей сможет бо­лее широко популяризировать материалы, находящиеся в музее: бу­дут публиковаться документы, фото, обзоры, книжные собрания — одним словом, все наиболее интересное, увлекательное из истории русского и советского цирков.

 

А. ЛЕВИН

 

Журнал «Советский цирк» февраль.1959

На снимке Владимир   Леонидович  Дуров.

Статуэтка, фарфор. Скульптор Данько. 1936 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100