Ленинское наследство
«Какая увлекательная область история искусства. Сколько здесь работы для марксиста... И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством». Так говорил В. И. Ленин в 1905 году А. В. Луначарскому (А. В. Луначарский, Воспоминания о Ленине, 1933).
Практически же деятельность гения революции, поразительная по разносторонности и необычайной широте, включала в себя и теоретическую разработку проблем марксистской эстетики, и принципиальную оценку отдельных художественных явлений, и решение важнейших организационных вопросов, связанных с развитием искусства. Владимир Ильич видел в искусстве могучее средство идейного воспитания народа, средство познания и революционного преобразования действительности.
В лихорадке борьбы против буржуазии всего мира, преодолевая разруху, голод и эпидемии, контрреволюционный саботаж и массовую неграмотность, в 1918—1920 годы Ленин успевает уделять внимание большим и малым заботам о советском искусстве: росписи и реставрации общественных зданий, охране ценностей искусства и организации высшего художественного образования в стране. Он требует сурового наказания для тех, кто задержал установку новых памятников на площадях. Заботится о глине для скульптора И. Я Гинцбурга, определяет тематику кинохроники и тут же указывает А. В. Луначарскому на то, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Подписывает декрет о национализации театров, эстрады и цирка и занимается бюджетам Большого театра и новых экспериментальных театров.
31 июля 1919 года Ленин пишет А. М. Горькому письмо, проникнутое тревогой за писателя. В этом письме он ставит одну из коренных проблем искусства — наблюдение жизни как источник творчества. Он советует Горькому «как художнику наблюдать, как строят жизнь по-новому...» (т. 35, стр. 349),
Высказывания В. И. Ленина по вопросам литературы и искусства содержатся и в теоретических трудах, и в выступлениях, и в письмах, сохранились в воспоминаниях современников. Представляя собой стройную систему взглядов на искусство, отличающуюся огромной глубиной, эти высказывания являются основополагающими для понимания и развития искусства.
Гениальная ленинская теория отражения служит фундаментом марксистской эстетики. Ома философски обосновывает положение о том, что всякое произведение искусства — отражение жизненных явлений. «Наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует «независимо от отображающего» («Материализм и эмпириокритицизм». Собр. соч., т. 14, стр. 57). При этом отражение «не есть простой, непосредственный, зеркально-мертвый, акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни («Философские тетради», 1947, стр. 308).
Теория отражения обосновывает и реалистический метод творчества. Такие коренные вопросы эстетики, как активность художественного восприятия, искусство как средство преобразования мира, практика как критерий истинности художественного изображения, партийность художественного творчества,— непосредственно вытекают из ленинской теории отражения.
Последнее положение особо разработано Лениным в статье «Партийная организация и партийная литература». «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
И Ленин ставит задачу — создать новую, социалистическую литературу, открыто связанную с революционной борьбой. Литература и искусство должны служить «миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» {т. 10, стр. 30—31). Здесь Ленин впервые, в противовес сложившемуся в буржуазном обществе идеалу художника, стоящего «над толпой», выдвигает новый идеал: органическое слияние художественной индивидуальности писателя, живописца, артиста с революционным идеологическим направлением, к которому он примыкает сознательно и свободно.
В своих работах, в частности в статьях о Л. Толстом, Ленин показал образец партийности в оценке явлений искусства. Ленинский принцип партийности стал руководящим принципом нашего подхода к литературе и искусству.
Нам неизвестны высказывания Ленина, которые относились бы непосредственно к искусству цирка. Но черты, характерные для этого искусства, составляющие его специфику — показ силы и смелости, мажорный, «духоподъемный» тон представлений, с одной стороны, и «эксцентризм» — с другой, находили понимание и одобрение Владимира Ильича. А. М. Горький рассказывает, как В. И. Ленин охотно и заразительно смеялся, глядя на клоунов и эксцентриков лондонского мюзик-холла. «Тут есть какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного. Замысловато, а интересно!» — говорил Ленин» (М. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, стр. 16).
Ленинские положения о природе искусства определяют и пути развития советского цирка.
Ленин учил: «В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую» (т. 20, стр. 8).
Русский цирк на заре своего развития сразу же впитал в себя древние традиции русского скоморошества, жившие в балаганных и ярмарочных представлениях. Русский цирк приобрел своеобразные черты, в отличие, от всех цирков мира создав фигуру «политического клоуна», продолжателя традиции древних скоморохов, еще в незапамятные времена выступавших с острой социальной сатирой.
«Искусство принадлежит народу, — говорил Владимир Ильич в беседе с Кларой Цеткин.— Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувства, мысли и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Превращенное ленинским декретом в достояние всего социалистического общества, народное искусство советского цирка руководствуется заветами великого Ленина о реалистическом отражении жизни, партийной идейности, обличении всего старого, отмирающего и утверждении нового, передового, о сочетании смелого новаторства с усвоением традиций прошлого. В то время как цирки капиталистического Запада идут по пути создания эффектных, но бессодержательных зрелищ, работники советского цирка твердо помнят замечательно глубокую мысль великого Ленина, высказанную им в беседе с Кларой Цеткин: «Право, наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство».
Решения XX и XXI съездов партии, партийный документ «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа», творчески развивающий одно из важнейших положений ленинской эстетики, являются сегодня руководством для всех деятелей советского искусства, в том числе и искусства цирка. И в свете этих документов нельзя пройти мимо огромного успеха зарубежных гастролей, успеха, вызванного тем, что зрители капиталистического мира увидели в наших представлениях обобщенное реалистическое отражение бытия счастливого советского человека.
Много десятков талантливых клоунов, акробатов, дрессировщиков, представителей всех жанров циркового искусства выдвинуто народами Советского Союза. Общий рост культуры в стране, так ярко выраженный в недавно опубликованных данных Всесоюзной переписи населения, обусловил рождение этих многочисленных талантов.
Опираясь на великое ленинское наследство, партия добилась выдающихся побед на всех участках коммунистического строительства. И невольно вспоминаются слова Владимира Ильича, приведенные в «Воспоминаниях о Ленине» Кларой Цеткин: «Пробуждение новых сил, работа их над тем, чтобы создать в Советской, России новое искусство и культуру, это — хорошо, очень хорошо».
Журнал "Советский цирк" Апрель.1960 г.