В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Программа "Новое в цирке"

 

Последняя программа на столичной арене названа «Новое в цирке». Однако подлинно новаторского в ней немного (если, ко­нечно, под новым понимать до сих пор не виданное, вновь изо­бретенное, в прежней практике цирка не бытовавшее, а не испол­нение старых номеров и трюков другими исполнителями). Не часто встречается действительно новое и на других аренах. А между тем цирк, как и всякое искусство, не имеет права останавливаться на достигнутом. Непрестанные и плодотворные творческие поиски — это одна из особенностей нашего искусства, в том числе и цир­кового.

Вот почему чувство разочарования вызывает заметка началь­ника художественного отдела Союзгосцирка А. Царицына «В 1960 году», напечатанная в апрельском номере нашего журнала. В за­метке излагается план художественной работы на текущий год. Хорошо, что намечаются большие представления на стадионах для десятков тысяч зрителей. Важно, что решили привлекать в качест­ве инспекторов манежа людей с театральным образованием, по­вышать квалификацию всех творческих работников цирка. Хочется верить, что новая программа «Балет на льду», цирковое представ­ление в водном бассейне в Лужниках «Кристалл факира» (сцена­рий И. Луковского и А. Арнольда, режиссер-постановщик А. Ар­нольд) и осуществление пантомимы по сценарию, написанному В. Ардовым, М. Тривасом и Э. Шалировским, в постановке Е. Рябчукова будут удачными.

Но перечитайте план внимательно, особенно тот его раздел, который касается создания номеров. Что нового в этой области будет сделано в 1960 году! Группу дрессированных хищных зверей готовит В.Запашный; реконструируют воздушные гимнастические номера Г. Адаскина и Бубновы; эквилибристический номер на про­волоке подготовляют Г. Курзямов и А. Рожкова; обновляют свои иллюзионные программы А. Сокол и А. Шаг;    Ю. Дуров и И. Рубан пополняют свои группы животными; наконец, как обычно, выпуска­ет номера Училище циркового искусства. И, судя по заметке т. Ца­рицына, это... все! Значит, фактически кроме номеров училища го­товится всего один новый номер — В. Запашного. Во всех осталь­ных случаях дело идет о реконструкции уже имеющихся номеров. Но не мало ли это:  один  новый номер в год!

Согласитесь, что трудно признать такой план удовлетворитель­ным. Известно, что в цирковом «конвейере» существует так назы­ваемая диспропорция жанров. В частности, излишне много групп хищных зверей, причем похожих одна на другую. И в то же время цирки испытывают острую нужду в хороших клоунах-буфф, музы­кальных клоунах, эксцентриках. Но особенно необходимы нашим циркам подлинно оригинальные номера, не похожие на те, какие из года в год показывают в цирках.

Решает эти проблемы предложенный план? Ни в коей мере. В нем, по существу, перечислены случайные заявки артистов и не ощущается ясного, направляющего творческого начала.

Не будем критиковать ни одной из заявок. Согласимся, что каждая из них дает основание для создания интересного номера. Но насколько все эти номера, вместе взятые, обогатят цирковые программы, сделают их более разнообразными! Нам кажется, что обогащение будет не очень значительным.

Конечно, необходимо систематически вводить в номера новых партнеров, взамен выбывших, как это имеет место у Бубновых или Курзямовых. Нужно обновлять аппаратуру, изменять трюковой ре­пертуар. Дрессировщики испытывают постоянную нужду в новых животных — надо помогать артистам в приобретении их. Но наряду с этой важной текущей работой совершенно необходимо иметь перспективный план создания подлинно новых цирковых номеров. Художественный отдел должен не только собирать заявки и ста­вить на них разрешительные или запретительные штемпели,— он должен также проявлять подлинную инициативу при создании но­вого. Совместно с драматургами, композиторами, инженерами, уче­ными всех специальностей следует активно разрабатывать новые номера и добиваться их осуществления.

Разве не странно, что мотоциклы, дающие огромные трюковые возможности, в цирке почти не использованы! (Имеется всего толь­ко один номер с мотоциклами, исполняемый артистами Маяцкими.) Ведь на мотоциклах можно совершать прыжки через препятствия, делать сальто-мортале, исполнять вольтижировку. В специальной клетке можно демонстрировать гонки на мотоциклах, удивитель­ные  виражи, акробатические упражнения,  фигурную езду.

Новейшие достижения радио и воздухоплавательной техники (например, тан называемые мускулолеты) в цирке не используют­ся, хотя при их помощи можно было бы создать невиданные фор­мы циркового зрелища. А разве было бы не интересно, если бы маленькие планеры, пущенные ловкой рукой жонглера, совершив в воздухе различные эволюции, точно приходили в предназначен­ное для них место! Это были бы номера современного цирка.

У нас немало музыкальных номеров, и почти во всех одина­ковые инструменты, в то время как электроинструменты, позволяю­щие создать удивительные, парадоксальные, подлинно эксцентри­ческие звукосочетания, отсутствуют.

Казалось бы, спорт должен постоянно обогащать наш цирк. Разве нельзя создать номер, построенный на виртуозной и в то же время эксцентрической игре в настольный теннис! Безусловно, были бы интересны футбол или баскетбол на велосипедах, комиче­ский хоккей на роликах, номер, основанный на виртуозной демон­страции приемов фехтования. Разве прыжки с шестом, столь попу­лярные в легкой атлетике, при известной театрализации не могли бы стать основой циркового номера! А художественная гимнастика, доведенная до совершенства! Работа на брусьях, гимнастическом коне, буме — все это может обогатить цирковые программы. По­чему наш цирк так робко расширяет свои возможности, боится выйти за пределы уже давно известных снарядов и упражнений! Цирк всегда был связан со спортом и оплодотворялся спортом, почему же теперь он отказывается от этого благородного союза!!

Сейчас создано большое число национальных цирковых кол­лективов. Конечно, это следует приветствовать, но с тем большим основанием надо искать народные цирковые традиции, не ограни­чиваясь тем, что бытующие номера с блеском исполняются нацио­нальными артистами. Разве не может быть показана в виде цирко­вого номера армянская национальная борьба «кох»! У народов Средней Азии популярны комики, танцоры и акробаты на ходулях. А скольно различных конных игр знают народы нашей страны!

Почему мы почти забыли о цирковых традициях зарубежных народов! Разве ничего нельзя использовать на нашей арене из опытов индусских факиров! Очень интересно конно-спортивное соревнование — «родео», распространенное среди ковбоев и ин­дейцев. Право, и на наших аренах оно может быть превращено в аттракцион. А стрельба из лука, популярная в Монгольской Народ­ной Республике, или игра с фарфоровыми вазами из репертуара китайского цирка тоже ведь могут обогатить наши программы.

А сколько есть великолепных возможностей расцветить но­мера эксцентрикой, шуткой, веселой буффонадой! Почему же по­давляющее большинство цирковых номеров лишены лукавой иро­нии, забавных положений, искрящегося смеха! И новые номера зачастую делаются в том же плане. Почему это так!

Товарищи сотрудники художественного отдела Союзгосцирка! Вам поручена ответственная и интересная работа. Вы вместе с артистами, режиссерами, писателями, теоретиками и историками цирка, художниками, композиторами, инженерами обязаны бороть­ся за то, чтобы год от года наши программы становились интерес­нее. Вы немало сделали в этом направлении. Но нужно еще боль­ше энтузиазма, инициативы, фантазии, смелости и упорства в по­исках нового.

Пусть каждый цирковой номер будет действительно новым — по сценарию, композиции, трюкам, манере подачи, костюмам, му­зыке.

 

Журнал «Советский цирк» июль 1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

кредит наличными онлайн