Нельзя не улыбнуться! Амлето Чилини
Вы ходите по зоопарку и с интересом осматриваете клетку за клеткой, вольер за вольером. Вы уже видели волков и слонов, лисиц и тигров, медведей и львов, орлов и оленей. Ну, на сегодня, пожалуй, хватит. Остальное в следующий раз.
— Да-а, — говорит кто-нибудь из вас, — ведь мы не видели обезьян?!
И все улыбнутся. Улыбнутся обязательно. Нет, этого нельзя отложить на следующий раз. Итак, с улыбкой, вы идете разыскивать клетки с обезьянами...
Месяца три назад на примелькавшейся московскому зрителю афише водяной феерии «Счастливого плавания» появились новые клише и сообщение о том, что в программе принимает участие итальянский аттракцион дрессированных обезьян под руководством артистов Чиплини.
— Обезьяны шимпанзе? Интересно... — улыбались прохожие и снова шли в цирк. Да, это интересно. Но прежде чем рассказать о номере, расскажем о том, чего не видят зрители. Это не менее интересно и во многом объясняет секрет успеха дрессировщика...
Кончилось выступление, обезьянок принесли в теплый вагончик и посадили на клетки (не в клетки, а именно на клетки — посмотрите на фото). И они смирно сидят, свесив лапки (наверно, все-таки ноги!) и ждут. И только изредка поглядывают на заветный чайник.
— Ну, будем ужинать, — говорит, наконец, Амлето Чиплини, и на славу поработавшие артисты встречают его слова аплодисментами. Дрессировщик разливает из чайника по кружкам молоко и раздает им. Те, кто не насытился, заглянув для верности еще раз в кружку и, убедившись, что она пуста, начинают снова аплодировать, прося добавки. Но с места не сходят, продолжают так же спокойно сидеть. Недаром на вопрос, что самое трудное в дрессировке обезьян, Амлето Чиплини коротко отвечает:
— Воспитание дисциплины.
Действительно, заставить темпераментных, нервных, капризных и своенравных животных беспрекословно выполнять приказание дрессировщика очень трудно. А артисты Чиплини, когда представляется возможность, даже выпускают обезьян в парки на деревья, отлично зная, что их питомцы по первому же сигналу вернутся. Чтобы добиться таких результатов, недостаточно обычных знаний о животных и даже упорства. Нужно понимать и «чувствовать» обезьян. И успех Чиплини не случаен...
Совсем маленьким мальчиком попал Амлето с отцом, охотником на крокодилов, в Алжир, где прожил десять лет. Однажды отец принес ему в подарок крошечного шимпанзе, который на долгие годы стал его самым близким приятелем. Во всех играх, затеваемых Амлето, непременным участником был Бонго. Теснее дружбы не бывало. И в дружбе родилось абсолютное понимание друг друга. Амлето отлично изучил характер Бонго, угадывал каждое его желание, знал, когда тому нездоровится, а когда он хитрит, научился безошибочно направлять действие обезьяны. Но, увы, дружба их была омрачена одним обстоятельством: Бонго оказался... горьким пьяницей. Он добывал себе спиртное где только мог. Ни запертые ящики, ни строгие запреты не помогли. Ведь пьяницы, как известно, не знают удержу. Эта пагубная страсть и свела в конце концов Бонго в могилу...
Детство и дружба с Бонго особенно ярко припомнились Амлето Чиплини, когда, уже будучи акробатом, он, гастролируя во Франции, в одном из цирков увидел номер с обезьянами. Мысль создать собственный номер овладела им. Однажды в журнале он прочел, что в Лондоне в цирке требуется дрессировщик, умеющий работать с обезьянами. Он отправился в Англию. Здесь же, в Лондоне, Чиплини встретил Эльвиру Распини, молодую акробатку и жонглера. Эльвира происходит из семьи потомственных цирковых артистов и на манеже выступает с девятилетнего возраста. Она родилась в России, как, впрочем, ее отец и мать.
С 1953 года супруги Чиплини начали гастролировать со своим собственным аттракционом. И хотя они объездили почти всю Европу и Америку, сказать, что их питомцы опытные артисты, нельзя — труппа все время меняется. И вот почему: с возрастом у обезьян резко портится характер, они становятся злыми, непослушными, и шутки их превращаются в нешуточные проказы. Обладая огромной физической силой, они легко ломают клетки, перестают повиноваться, и работать с ними уже невозможно. Выросших обезьян приходится сдавать в зоопарки. Да, артистическая карьера обезьян коротка. Но пока они юны, они прелестны. На них можно смотреть часами. Шимпанзе, если позволительно так сказать о животных, обладают даром свободной творческой импровизации. Их бесконечные ужимки, своеобразная «пластика» и какая-то удивительная образность движений в сочетании с прихотливой логикой поведения доставляют бесконечное наслаждение.
Что же они делают на манеже? Догадаться не трудно — конечно же, пародируют людей. Учтите, что обезьяны выступают без поводка, на свободе. Они, как гимнасты, «работают» на турнике, как велофигуристы, катаются на велосипеде и даже делают колонну, играют в чехарду, организуют свой собственный джаз, как водится, естественно, с неистовым ударником. И танцуют. Парами, конечно. Ведь люди в одиночку не танцуют!
Амлето и Эльвира Чиплини очень удачно, с большим тактом подают работу своих питомцев. Их мягкая ирония, ненарочитость при посыле животных на трюки создают атмосферу трогательности и придают номеру непередаваемое обаяние.
А. ГУРОВИЧ
Журнал "Советский цирк" Апрель.1960 г.