О номерах, которые огорчают
Честно говоря, в цирковых программах еще немало номеров, которые огорчают зрителей. Артисты А. Александров (Дайтон) и П. Тарахно высказали правильную мысль: отчасти это происходит и потому, что журнал «Советский цирк» мало пишет о слабых номерах, не создает вокруг них обстановки общественной нетерпимости, а без этого трудно вести борьбу за постоянное улучшение цирковых программ. Я с этим согласен и хочу сделать несколько замечаний по поводу некоторых виденных мною выступлений.
В Днепропетровске участник клоунского ансамбля «Семеро веселых» С. Курепов вывел на арену собаку и сказал такую немудреную, но показавшуюся мне смешной шутку: «Вот мой пес, его зовут Шарик, а фамилия Подшипник». Но когда эту же шутку я услышал в Мариуполе из уст клоуна Э. Беляуэра, то мне уже стало грустно. Искусство и стандарт несовместимы. Неужели сами артисты этого не понимают?
В Запорожском цирке выступали клоуны Быстрое и Володин, уже немолодые артисты. Содружество это существует, наверное, десятки лет, но в репертуаре у них одна, максимум полторы клоунады, и играют они одно и то же годами. И что это за сценка?! «Молокосос» — антре, имеющее столетнюю давность! Многие артисты думают о создании новых клоунад, о поисках новых масок и образов. Иные буквально ночи не спят, изобретая новые номера, а Быстрое и Володин играют «Молокососа», и горя им мало! Жалованье (и немалое!) все равно идет. Разве это не безобразие?! Неужели то, что делают Быстрое и Володин, может быть определено как отношение советских художников к своему делу!
О клоунах вообще можно было бы многое сказать, но о них в следующий раз.
А вот номер турнистов Чигвинцевых, в нем четверо исполнителей, выступающих на оригинальном никелированном аппарате. Но трюки показываются такие, какие под стать начинающим любителям, а не гимнастам-профессионалам. (Не говоря уж о композиции номера, она ниже всякой критики.)
Я спросил у руководителя номера: «В чем дело?» Он ответил честно; «Надо менять партнеров, эти на турниках работать уже не могут».
Так меняйте! Нет, Художественный отдел не разрешает, мотивируя это тем, что этих артистов нельзя трудоустроить.
Получается как будто заколдованный круг. А с какой стати зрители, купив билеты, должны смотреть слабый номер — этот вопрос кому-нибудь в голову приходит?
Бакуновские демонстрируют танцы на роликах. Я не знаю, какие пути привели их в цирк, но, глядя на согнутые в коленях ноги, на постановку рук, приходишь к мысли, что с балетным станком артисты знакомы мало.
В. Тарарова и Г. Быстрова — две молодые красивые женщины — исполняют номер на оригинальном воздушном аппарате. Но трюки в номере слабые, нет четкого режиссерского решения номера, не достигнута синхронность движений. Создается такое впечатление, что гимнастки забрались наверх и, не зная, что теперь делать, поспешно демонстрируют несколько поз, крутятся и по-быстрее слезают. А разве не безобразие, что талантливые акробаты братья Маренковы и гимнасты Зементовы совсем не репетируют!.. Конечно, их номера не прогрессируют, а регрессируют. Зементовы, бывшие когда-то гордостью советского цирка, сейчас исполняют свой номер из рук вон плохо: с напряжением, не фиксируя трюков. Номер совсем потерял свои прежние качества — легкость и изящество.
Слабых номеров, к сожалению, немало. По разным причинам они бывают слабыми, в иных случаях вину на себя должны принять участники, в иных следует винить неблагоприятные обстоятельства. Но наш журнал обязан говорить и о слабых номерах, каждый раз указывая, каким образом слабый номер может стать сильным, или честно заявляя, что тот или иной номер не может по таким-то причинам быть показан на аренах советских цирков.
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959