Наша газета. Октябрь 1959 год - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета. Октябрь 1959 год
 
 
В УЧИЛИЩЕ ПРИШЛО НОВОЕ ПОПОЛНЕНИЕ
 
Московское государственное училище циркового искусства (ГУЦИ) пользуется хорошей славой. За тридцать один год своего существо­вания оно подготовило немало талантливых мастеров во всех жанрах циркового искусства. Из года в год растет число желающих посту­пить в ГУЦИ: если пять-шесть лет тому назад поступало 250—300 заявлений о приеме, то в 1959 году количество их достигло 1300 на семьдесят вакантных мест.
Удивляться этому не приходится. Огромная тяга молодежи к овладению цирковым искус­ством объясняется необычайно возросшей по­пулярностью советского цирка и его огромны­ми успехами в стране и за рубежом. Заведомо зная об очень трудных условиях приема и вы­сокой требовательности к поступающим, юно­ши и девушки съехались со всех нонцов не­объятного Советского Союза в Москву.
Среди них можно было встретить демобили­зованных из армии, окончивших десятилетку, музыкальные школы и техникумы, участников художественной самодеятельности и детей ар­тистов.
Внимательно, строго и вдумчиво подходила приемная комиссия к каждому экзаменующе­муся. Иначе и быть не может: будущий артист призван демонстрировать на арене цирка кра­соту, изящество, гибкость, силу и пластичность человеческого тела, его физическую полноцен­ность и совершенство и должен поэтому обла­дать безукоризненной фигурой, хорошо разви­той мускулатурой. От поступающих на отделе­ние клоунады и музыкальной эксцентрики тре­буется также умение играть на музыкальных инструмттах, декламировать и петь.
В результате трех туров экзаменов отобраны наилучшие. Небезынтересны биографии новых студентов. Они пока еще кратки, но уже сви­детельствуют о целеустремленности, волевой настойчивости юношей и девушек, о их боль­шом влечении к цирковому искусству.
Вот, например, Геннадий Бойцов. Он из ра­бочей семьи, окончил в 1952 году физкультурный техникум, цирком увлекается с восьмилет­него возраста, служил в Военно-Морском Фло­те. Там он удачно проявил себя в самодеятель­ности м в ансамбле песни и пляски. Но он предпочел цирк ансамблю и, демобилизовав­шись, подал заявление б   цирковое училище.
Леонид Койфман до поступления вГУЦИ ра­ботал в Уральской филармонии, в ансамбле эстрады и миниатюр, в Харьковском драмати­ческом театре, но настоящее свое призвание видит только в цирке, где он хочет стать арти­стом разговорного жанра.
Перед Юрием Ильяшевским стояла дилем­ма — поступить в вуз или цирковое училище. Он выбрал училище, ибо цирк давно уже ма­нил его к себе.
Виктор Гейтман десятилетку окончил экстер­ном, работал на заводе у станка. Он неплохо зарабатывал, но мечта стать артистом цирка привела его в Москву на 5-ую улицу Ямского поля, где находится   ГУЦИ.
Неллн Наровская уже принимала участие в представлении «Операция-Г» во Львовском цир­ке и решила посвятить себя арене.
Альберт Мальшаков работал два сезона уни­формистом в Новосибирском цирке. Он мечтает стать хорошим акробатом.
Результаты конкурса текущего года говорят о высоком общеобразовательном уровне посту­пающих, среди которых много окончивших де­сятилетку. Факт этот безусловно отрадный. Это облегчает подготовку кадров высококвали­фицированных артистов цирка, призванных достичь такой степени мастерства, которая позволяла бы, по выражению К. С. Станислав­ского, трудное сделать привычным, привычное легким, а легкое — изящным.
В училище пришло новое пополнение. Ему необходимо создать с самого начала нормаль­ные условия для плодотворной работы. Для этого следует как можно быстрее закончить первую очередь строительства нового здания ГУЦИ.
 
М. БРОЙДЕ
 
У СТАНКОЗАВОДЦЕВ
 
Жаркий летний день. Нещад­но припекает солнце. Но пло­щадка перед главным корпу­сом ордена Трудового Красно­го Знамени станкозавода име­ни Серго Орджоникидзе за­пружена народом. Это около двух тысяч рабочих закончив­шейся первой и готовящейся второй смены пришли на встре­чу с артистами Московского цирка-шапито. Инициатором этой дружеской встречи был коллектив цирка во главе с директором М. Д. Эльворти.
После  открытия сезона ЦПКиО    имени Горького М. Д. Эльворти предложил Ле­нинскому РК КПСС организо­вать творческие отчеты цирка на   предприятиях   района.
Тут же был составлен план выступлений на заводах.
Несмотря на весьма напря­женные ежедневные представ­ления, артисты цирка за один месяц побывали уже на трех крупных        производственных
предприятиях    столицы,    встречая   всюду     самый     радушный прием.
Так осуществляет этот кол­лектив на практике призыв пар­тии о тесной связи искусства с жизнью народа.
Вот и сейчас на специально оборудованной эстраде, устланной дорожкой, артисты цир­ка один за другим показывают свое жизнерадостное искусст­во. Выступают акробаты Кузне­цовы, клоуны Шлискевич и Антонио, сатирики Раннев и Бреев, жонглер Лидия Юненко, акробаты-эцентрики Ревякини Иванов, музыкальные эксцентрики Бирюковы и силовые ак­робаты   Нестеровы.
Разумеется, условия выезд­ного представления не позво­ляют выступить всем участни­кам идущей в шапито про­граммы.
Поэтому после представле­ния бойко идет продажа биле­тов в шзпито: многим хочется посмотреть полную программу цирка. Тепло и сердечно бла­годарит   гостей   за   доставленную рабочим радость секре­тарь комсомольской организа­ции Ю. А. Ицкович. Он пре­подносит коллективу от имени руководства и общественности коллектива почетную грамоту и приглашает их ознакомиться с заводом.
Тут же договариваются о следующей встрече. Для кол­лектива цирка это уже не но­во, — всюду, где он и до этого побывал, его ждут опять. И вполне уверенные, что за пер­вой встречей последует обяза­тельно и другая, рабочие ре­шают даже не разбирать им­провизированную площадку для выступления.
Что ж, и это не плохо. Мож­но только пожелать, чтобы она почаще заполнялась артистами цирка, чтобы с неослабеваю­щей силой вливали они энер­гию в сплоченный многотысяч­ный коллектив станкостроите­лей, с энтузиазмом работаю­щих над выполнением своего семилетнего   плана.
Б. М.
 
Больше внимания акробатике
 
Акробатика — старый цирковой жзнр. Она призвана культивировать красоту, силу и гиб­кость человеческого тела и не нуждается в укрытии мускулов исполнителя пышными ко­стюмами, к которым в последнее время ста­ли,   к   сожалению,   прибегать   наши   артисты.
Акробатика требует от артиста хорошо сло­женной фигуры, и поэтому нужен строгий от­бор среди людей, стремящихся работать в данном жанре.
У нас же нет почти никакого отбора. В ак­робатику идет, кто хочет. Известная доля ви­ны за это ложится на ГУЦИ, которое не предъявляет должных требований к будущим своим воспитанникам в этом жанре. Под­ходящих людей можно всегда найти среди спортсменов    и   участников   самодеятельности.
Жанр акробатики и по сей день, к сожале­нию, не окружен той заботой, которую о нем следует проявить. Это грозит, если так мож­но выразиться, его оскудением. Над этим на­до серьезно призадуматься.
Нельзя не коснуться и другого важного во­проса: в цирке у каждого акробата естествен­но желамие подготовить, учитывая свои воз­растные перспективы, и второй номер в дру­гом жанре. Часто это и делается. А вот по­казать его и воспользоваться плодами своих упорных трудов в новом жанре мы не можем. Это глубоко ненормально.
И, наконец, еще один важный момент. Во­просам изобретательства в нашей стране уде­ляется большое внимание. Наши же цирковые руководители, к сожалению, не поощряют его. Ничем другим нельзя объяснить тот, напри­мер, странный и непонятный факт, что изобре­тенные одним из нас пневматические перши, на которые выдано авторское свидетельство, не находят себе заслуживаемого ими приме­нения. Такое прохладное отношение к вопро­сам рационализации и изобретательства не способствует успеху циркового искусства.
Мы должны быстро и положительно ре­шить все наболевшие вопросы в нашем цирке, чтобы способствовать его дальнейшему рас­цвету.
 
НЕСТЕРОВЫ,
Акробаты
 
Занятия народного университета в цирке
 
В этот день амфитеатр Днепропетровского цирка был заполнен до отказа. На манеж бы­ла нацелена аппаратура, установленная ра­ботниками   Днепропетровского   телецентра.
В этот день в цирке состоялось занятие Дне­пропетровского народного университета куль­туры, посвященное искусству советского цир­ка. Студентами университета были члены бригад коммунистического труда, передовики производства города и представители интелли­генции, в роли преподавателей — работники и артисты Днепропетровского цирка, отдавшие свой выходной день этому полезному и инте­ресному мероприятию.
Главный режиссер Днепропетровского цирка Е. М. Зискинд познакомил слушателей с осо­бенностями и разнообразными жанрами совет­ского циркового искусства.
В ходе этой необычной лекции артисты цир­ка, иллюстрируя рассказ Зискинда, раскрыли перед слушателями университета и днепропет­ровскими телезрителями свою творческую ла­бораторию, познакомили их с компонентами, из которых состоят отдельные номера.
Зрители наглядно убедились в том, что да­же небольшой номер, продолжающийся в цир­ке пять-семь минут, является результатом многолетней кропотливой работы артистов. С огромным интересом слушали они рассказ лектора о том, что такое трюк, какова роль в цирке режиссера-инспектора манежа, в чем разница между «белым» и «рыжим» клоунами.
Большой интерес вызвал у слушателей так­же содержательный, пересыпанный остроум­ными сравнениями и сопровождаемый показом на манеже животных рассказ А. Н. Александро­ва о том, как он дрессирует тигров. Демон­стрируемые тут же в цирке кинодокументы познакомили слушателей университета с твор­ческим путем этого большого мастера совет­ского манежа.
Во время лекции выступили: экс-чемпион ми­ра по тяжелой атлетике Г. Новак, акробаты Петр и Василий Маренковы, воздушные гимна­сты Зементовы, клоуны С. Анохин, А. Векшин, А. Лагранский, С. Курепов, П. Клементьев, А. Глущенко, Б. Романов, В. Масловский, му­зыкальные эксцентрики Г. Занько и Л. Бурдов, жонглер Ю. Федотов, дрессировщица Н. Манкевич.
По окончании лекции слушатели поднесли артистам букеты живых цветов.
В. БЕЛЯЕВ
 
 
В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА «СОВЕТСКИЙ ЦИРК»
 
Дорогая редакция!
 
В рядах Вооруженных Сил СССР успешно проходит воен­ную службу артист цирка ря­довой Лерри Кенсарин Кеисаринович. По решению бюро ВЛКСМ части нам поручено на­писать Вам благодарственное письмо по месту юаботы до при­зыва в армию Лерри К. К. и в редакцию журнала «Советский цирк».
Лерри К. К. вот уже второй год является отличником боевой и политической подготовки, рев­ностно исполняет свой священ­ный долг перед Родиной. За время службы он не имел ни одного взыскания, в то же вре­мя имеет много поощрений от командования подразделения и части.
Недавно ему был предостав­лен краткосрочный отпуск на 10 суток с выездом на родину за отличные успехи в летнем периоде обучения.
Рядовой Лерри К. К. — это душа коллектива, обществен­ник и неутомимый организатор затейничества. Он пользуется авторитетом у командования и среди товарищей по службе. Неустанно развивает самодея­тельное искусство, прививает любовь к искусству другим сол­датам. Особенно успешно он вы­ступает со своим партнером, то­же работником цирка, рядовым Демьяновым С. А. Они показы­вают клоунаду, цирковые ат­тракционы и комические номера. Со своим номером «Акроба­ты-неудачники»   они в   1958 го-ду заняли второе место на смотре художественной самоде­ятельности Министерства Обо­роны и награждены дипломом II степени, грамотой Главного Политического Управления и Главного Штаба.
Рядовой Лерри К. К. прини­мает активное участие в худо­жественном оформлении солдат­ского клуба и Ленинской ком­наты.
Командование и комсомоль­ская организация войсковой ча­сти просят опубликовать это письмо в Вашем журнале.
С приветом.
Майор   А.   СУХАНКИН,
секретарь бюро ВЛКСМ
ефрейтор   М.   ЗАХАРЧЕНКО
 
ПИСЬМО К МАТЕРИ
 
Уважаемая Тамара Ивановна!
Командование выражает Вам глубокую благодарность за воспитание Вашего сына Кенсарина, показывающего образцовое не­сение воинской службы, добросовестное вы­полнение своей почетной обязанности по за­щите нашей Родины.
Ваш сын является отличником боевой и политической подготовки, умелым специали­стом, трудолюбивым и отзывчивым воином, принимает активное участие в работе комсо­мольской организации,   пользуется деловым авторитетом среди личного состава части.
За отличные успехи в боевой и политиче­ской подготовке и примерную воинскую ди­сциплину имеет одиннадцать поощрений от командования.
Выражаем уверенность, что и впредь Ваш. сын будет в первых рядах воинов — защит­ников нашей любимой Родины, молодых строителей коммунистического общества.
Желаем Вам счастья в жизни и здоровья на долгие годы.
 
Подполковник   МИНЕЕВ
 
Применение полимеров в цирке
 
Принято говорить, что два­дцатый век — век атомной энер­гии и полимеров.
Человеческий гений научился создавать молекулы из большо­го числа атомов. Материалы, состоящие из таких молекул, имеют ценные свойства прочно­сти, упругости, гибкости, стой­кости, какие была бессильна создать природа: речь идет о новых полимерных синтетиче­ских материалах и каучуках — в виде пластиков и волокон.
Некоторые синтетические ка-учуки могут растягиваться на длину в несколько раз более первоначальной, многократно, без заметной усталости возвра­щаясь   к   начальным   размерам.
Если капроновые нити всего лишь в 2.5 раза прочнее пень­ковых, то более дешевые нити из энантв выдерживают до раз­рыва уже 90 килограммов на каждый квадратный миллиметр поперечного сечения; это гораз­до прочное обычной углеродистой    стали, которая выдерживает только 55 кг/мм2. Кроме того, нити из энанта выдерживают подряд 3000 двойных изгибов (перегибов), а веревка из пеларгона не ломается даже от 40 000 перегибов.
Изделия из нитрона не выцветают, ни ржавеют, не горят, не боятся моли и плесени, мазута и масла. Проходивший эксплутационные испытания нитроновый ковер в течение полугода находясь под снегом, дождем, в воде и под южным солнцем не изменил своего нарядного вида, оставаясь мыгким и пушистым. Рубашки из нитрона можно стирать десятки раз без потери их первоначального вида. Такие рубашки не нужно гладить после стирки или пере­возки, так как нитрон не мнется.
Лавсан невозможно отличить на глаз и ощупь от натураль­ной шерсти. Нитрон и лавсан можно применять для разного рода занавесей, ковров, замени­телей бархата, для пошивки ар­тистических   костюмов   и   т.   д.
Пластмассы или пластики легче стали в 5 — 8 раз при вы­сокой прочности. Стоимость из­делий из пластиков в 5 —10 раз ниже бронзовых.
«Хрусталь» из полистирола не бьется, легок и в 10 раз де­шевле натурального. Из поли­стирола изготовляют также де­тали машин, посуду, плитки и пленку.
Изделия из полимера этилена (политена) знакомы уже почти всем (посуда, флаконы, мешки и т. п.). Трубы из политена эла­стичны, прочны, легки, хорошо монтируются, а   плонки,   кроме влаго- и воздухонепроницаемы, пропускают ультрафиолетовые лучи и находят, поэтому, широкое применение для покрытий теплиц и оранжерей. Еще лучшие качества обнаружены у нового пластика, полипропилена (поплена). Для декоративной отделки, облицовки и разных поделок можно применять недорогие, но очень прочные слшоистые пластики: гетинакс, текстолит, стеклопластик, древеснослоистые пластики (ДСП). Трубки из свама в 5 раз легче стальных, но выдерживают на сжатие до 4-х тонн на каждый квадратный сантиметр поперечного сечения и внутреннее давление свыше 200 атмосфер. Из дешевой винипластовой пленки можно прессовать разного рода бутафорские изделия, успешно имитирующие, на­пример, литье из металлов.
Пленка из тефлона (фторо­пласт) обладает, среди многих других ценных свойств, весьма незначительным коэффициен­том трения и применяется для увеличения скольжения (обивка полозьев саней).
В пакете-мешке из тефлоновой пленки толщиной в 0,02 мм можно подвесить например, полуторатонную автомашину.
Пено и поропласты очень интересные и перспективные материалы, обладающие незначительным удельным весом. Су­ществуют пенопласты, которые почти в 100 раз легче воды и в 25 раз легче пробки.
Эластичные пенопласты, кик и зубчатая резина из латекса, могут использоваться как амортизационные материалы (маты и т. п.). но пенопласты во много раз дешевле.
Для устройства разного сорта трамплинов хорошо применять игелит,   который   очень пружинист и одновременно мягок, - не и имеет острых граней.
Использование синтетических материалов и особенно пластиков при конструировании цирковой аппаратуры оправдывается очень выгодным соотношением показателей прочности, отнесенных к единице веса. Если, например, удельная прочность на единицу веса у дюралюминия Д-16 составляет 1400 кг. То у стеклопластика она достигает 4000 кг/см2 ! Полимерные материалы позволит поставить новые номера и аттракционы, значительно удешевят и облегчат существующее оборудование и реквизит. Следует смелее пользоваться новыми материалами, накапливать опыт их применения.
 
А. Ирхин,
инженер Союзгосцирка
 
ЮБИЛЕЙ ТРУЖЕНИКА
 
Роберт Михайлович БалановскийРоберта Михайловича Балановского знает каждый постоянный посетитель   Ленинградского цирка.   Уже   пятнадцать   лет он бессменно      работает там      инспектором   манежа, поэтому даже   трудно     представить    арену Ленинградского    цирка   без   его представительной фигуры.
В сентябре 1959 года Балановскому исполнилось шесть­десят лет.
Тридцать лет Балановский успешно выступал на манеже цирка.
Особую популярность у зри­теля он завоевал своим ориги­нальным сложным номером «Баланс   на столах».
Роберт   Михайлович был   участником пантомимы «Черный         пират», исполняя роль   жениха   и   пирата.
С 1943 года Баланонский ра­ботает инспектором манежа. Под его руководством представ­ление в цирке идет в быстром ритме, четко и слаженно рабо­тает униформа. На манеже и за кулисами безупречный порядок. Балановский принимал участие в постановке пантомим «Праздник на воде» и «Выстрел в пещере». Много сил и вре­мени отдает он организации культурного обслуживания со­ветских воинов, а также ра­бочих крупных ленинградских предприятий.
Е. М.
 
БОЛЬШОЕ СПАСИБО
 
Так говорят артисты и тех­нические работники директору
Симферопольского   цирка И. Г. Вайсфельду за его боль­шую заботу о людях.
Эту заботу чувствует каждый, кто приезжает на работу вСим­феропольский цирк. Артистов здесь тепло встречают на вок­зале, быстро размещают по квартирам.
В цирке артистам предостав­ляются благоустроенные гардеробные. В свободное время каж­дый может почитать журналы и газеты в расположенном на свежем воздухе красном уголке.
Когда наступает выходкой день, творческим и техниче­ским работникам Симферополь­ского цирка не приходится ду­мать над тем, как провести свой отдых. В цирке в этот день организуется экскурсия наав­тобусе в достопримечательные места   Крыма.
Так в первый свой выходной день участники нашей програм­мы знакомились с городом-геро­ем Севастополем. Побывали в музее Черноморского флота, на Малаховом кургане, у памятни­ка погибшим кораблям, в Пано­раме обороны Севастополя и в Музее рыб Академии наук СССР.
В последующие выходные дни артисты проводили свой отдых наберегу Черного моря: заго­рали и купались в Алуште, со­вершили прогулку по морю на теплоходе «Яхонт» до Ялты, где ознакомились с городом-курор­том.
Опыт заботливого культурно­го обслуживания артистов в Симферопольском цирке следу­ет перенять директором и ру­ководителям местных комите­тов   других   цирков.
 
В.   КАРНЕЕВ,
артист   цирка
 
ЦИРК НА ПОЛЕВОМ СТАНЕ
 
Свое очередное выступление коллектив артистов цирка Киев­ской группы «Цирк на сцене» провел на полевом стане кол­хоза-миллионера имени Чапаева, Бобринецкого района, Ки­ровоградской области.
На представлении присутство­вало более двух тысяч колхоз­ников.
Оно прошло с большим успе­хом.
После представления предсе­датель колхоза В. И. Дудченко от имени колхозников тепло поблагодарил артистов цирка за встречу с колхозниками  и пожелал им новых творческих успехов.
Артисты цирка заверили кол­хозников, что они приложат все силы, чтобы выполнить их доброе    пожелание.
И.   КОФМАН
 
СПРАВЕДЛИВОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
 
В Харькове в центре Благовещенского база­ра стоит деревянный павильон, украшенный яркими плакатами. На его фасаде большая над­пись: «Цирк на сцене». Около павильона всег­да собирается толпа колхозников, приехавших на рынок. С любопытством смотрят они на балкончик, с которого клоун -кукла зазывает публику посетить павильон. Купив билеты, кол­хозники проходят в фойе. Здесь до начала представления зритель может почитать свежую газету, прослушать новые граммофонные пластинки и получить агротехническую и юри­дическую консультацию.
Но вот раздается звонок. Зритель входит в зал. Начинается   представление.
Первым на сцену выходит артист Н. Беляев, который демонстрирует ряд интересных ком­бинаций с мячами. Его сменяют исполнитель акробатического этюда Григорий Крихели, кло­ун Л. Разуваев и артистка Кириллова, испол­нительница сатирического фельетона с кук­лами.
Просмотрев программу, зритель делится свои­ми впечатлениями:
— Старая программа, старые номера, — гово­рят колхозники,   покидая   павильон.
С их претензиями следует согласиться. Клоун Л.    Разуваев    неплохо заполняет паузы   между номерами, но досадно, что он исполняет ста­рые репризы. В программе павильона, почему-то не представлены музыкальные клоунады, танцы, частушки, музыканты-инструменталис­ты, нет сатирического материала на местные темы, который мог бы оживить представление.
Художественный уровень ряда номеров край­не низок. Необходимо почаще обновлять про­грамму и включать в нее лучших артистов
Павильон «Цирк па сцене» существует с 1932 года. Ежегодно его посещают сотни тысяч зрителей. Лишь за 1958 год его посетило 113944 человека. Кроме того, артистами па­вильона дано свыше 150 представлений в сель­ской   местности   и   пионерлагерях.
Все это говорит о том, какой популярностью пользуются у колхозного зрителя представле­ния, и о том, что уровень программы павильо­на должен быть высоким.
Настало время значительно улучшить рабо­ту павильона.
Необходимо, чтобы Союзгосцирк, и в первую очередь руководство Киевской группы «Цирк на сцене», уделили больше внимания харьков­скому павильону. Только тогда мы перестанем слышать от зрителей слова «старая, надоев­шая программа».
 
Л.   УШМАНОВ
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959
 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования