Наша газета. Октябрь 1959 год
В УЧИЛИЩЕ ПРИШЛО НОВОЕ ПОПОЛНЕНИЕ
Московское государственное училище циркового искусства (ГУЦИ) пользуется хорошей славой. За тридцать один год своего существования оно подготовило немало талантливых мастеров во всех жанрах циркового искусства. Из года в год растет число желающих поступить в ГУЦИ: если пять-шесть лет тому назад поступало 250—300 заявлений о приеме, то в 1959 году количество их достигло 1300 на семьдесят вакантных мест.
Удивляться этому не приходится. Огромная тяга молодежи к овладению цирковым искусством объясняется необычайно возросшей популярностью советского цирка и его огромными успехами в стране и за рубежом. Заведомо зная об очень трудных условиях приема и высокой требовательности к поступающим, юноши и девушки съехались со всех нонцов необъятного Советского Союза в Москву.
Среди них можно было встретить демобилизованных из армии, окончивших десятилетку, музыкальные школы и техникумы, участников художественной самодеятельности и детей артистов.
Внимательно, строго и вдумчиво подходила приемная комиссия к каждому экзаменующемуся. Иначе и быть не может: будущий артист призван демонстрировать на арене цирка красоту, изящество, гибкость, силу и пластичность человеческого тела, его физическую полноценность и совершенство и должен поэтому обладать безукоризненной фигурой, хорошо развитой мускулатурой. От поступающих на отделение клоунады и музыкальной эксцентрики требуется также умение играть на музыкальных инструмттах, декламировать и петь.
В результате трех туров экзаменов отобраны наилучшие. Небезынтересны биографии новых студентов. Они пока еще кратки, но уже свидетельствуют о целеустремленности, волевой настойчивости юношей и девушек, о их большом влечении к цирковому искусству.
Вот, например, Геннадий Бойцов. Он из рабочей семьи, окончил в 1952 году физкультурный техникум, цирком увлекается с восьмилетнего возраста, служил в Военно-Морском Флоте. Там он удачно проявил себя в самодеятельности м в ансамбле песни и пляски. Но он предпочел цирк ансамблю и, демобилизовавшись, подал заявление б цирковое училище.
Леонид Койфман до поступления вГУЦИ работал в Уральской филармонии, в ансамбле эстрады и миниатюр, в Харьковском драматическом театре, но настоящее свое призвание видит только в цирке, где он хочет стать артистом разговорного жанра.
Перед Юрием Ильяшевским стояла дилемма — поступить в вуз или цирковое училище. Он выбрал училище, ибо цирк давно уже манил его к себе.
Виктор Гейтман десятилетку окончил экстерном, работал на заводе у станка. Он неплохо зарабатывал, но мечта стать артистом цирка привела его в Москву на 5-ую улицу Ямского поля, где находится ГУЦИ.
Неллн Наровская уже принимала участие в представлении «Операция-Г» во Львовском цирке и решила посвятить себя арене.
Альберт Мальшаков работал два сезона униформистом в Новосибирском цирке. Он мечтает стать хорошим акробатом.
Результаты конкурса текущего года говорят о высоком общеобразовательном уровне поступающих, среди которых много окончивших десятилетку. Факт этот безусловно отрадный. Это облегчает подготовку кадров высококвалифицированных артистов цирка, призванных достичь такой степени мастерства, которая позволяла бы, по выражению К. С. Станиславского, трудное сделать привычным, привычное легким, а легкое — изящным.
В училище пришло новое пополнение. Ему необходимо создать с самого начала нормальные условия для плодотворной работы. Для этого следует как можно быстрее закончить первую очередь строительства нового здания ГУЦИ.
М. БРОЙДЕ
У СТАНКОЗАВОДЦЕВ
Жаркий летний день. Нещадно припекает солнце. Но площадка перед главным корпусом ордена Трудового Красного Знамени станкозавода имени Серго Орджоникидзе запружена народом. Это около двух тысяч рабочих закончившейся первой и готовящейся второй смены пришли на встречу с артистами Московского цирка-шапито. Инициатором этой дружеской встречи был коллектив цирка во главе с директором М. Д. Эльворти.
После открытия сезона ЦПКиО имени Горького М. Д. Эльворти предложил Ленинскому РК КПСС организовать творческие отчеты цирка на предприятиях района.
Тут же был составлен план выступлений на заводах.
Несмотря на весьма напряженные ежедневные представления, артисты цирка за один месяц побывали уже на трех крупных производственных
предприятиях столицы, встречая всюду самый радушный прием.
Так осуществляет этот коллектив на практике призыв партии о тесной связи искусства с жизнью народа.
Вот и сейчас на специально оборудованной эстраде, устланной дорожкой, артисты цирка один за другим показывают свое жизнерадостное искусство. Выступают акробаты Кузнецовы, клоуны Шлискевич и Антонио, сатирики Раннев и Бреев, жонглер Лидия Юненко, акробаты-эцентрики Ревякини Иванов, музыкальные эксцентрики Бирюковы и силовые акробаты Нестеровы.
Разумеется, условия выездного представления не позволяют выступить всем участникам идущей в шапито программы.
Поэтому после представления бойко идет продажа билетов в шзпито: многим хочется посмотреть полную программу цирка. Тепло и сердечно благодарит гостей за доставленную рабочим радость секретарь комсомольской организации Ю. А. Ицкович. Он преподносит коллективу от имени руководства и общественности коллектива почетную грамоту и приглашает их ознакомиться с заводом.
Тут же договариваются о следующей встрече. Для коллектива цирка это уже не ново, — всюду, где он и до этого побывал, его ждут опять. И вполне уверенные, что за первой встречей последует обязательно и другая, рабочие решают даже не разбирать импровизированную площадку для выступления.
Что ж, и это не плохо. Можно только пожелать, чтобы она почаще заполнялась артистами цирка, чтобы с неослабевающей силой вливали они энергию в сплоченный многотысячный коллектив станкостроителей, с энтузиазмом работающих над выполнением своего семилетнего плана.
Б. М.
Больше внимания акробатике
Акробатика — старый цирковой жзнр. Она призвана культивировать красоту, силу и гибкость человеческого тела и не нуждается в укрытии мускулов исполнителя пышными костюмами, к которым в последнее время стали, к сожалению, прибегать наши артисты.
Акробатика требует от артиста хорошо сложенной фигуры, и поэтому нужен строгий отбор среди людей, стремящихся работать в данном жанре.
У нас же нет почти никакого отбора. В акробатику идет, кто хочет. Известная доля вины за это ложится на ГУЦИ, которое не предъявляет должных требований к будущим своим воспитанникам в этом жанре. Подходящих людей можно всегда найти среди спортсменов и участников самодеятельности.
Жанр акробатики и по сей день, к сожалению, не окружен той заботой, которую о нем следует проявить. Это грозит, если так можно выразиться, его оскудением. Над этим надо серьезно призадуматься.
Нельзя не коснуться и другого важного вопроса: в цирке у каждого акробата естественно желамие подготовить, учитывая свои возрастные перспективы, и второй номер в другом жанре. Часто это и делается. А вот показать его и воспользоваться плодами своих упорных трудов в новом жанре мы не можем. Это глубоко ненормально.
И, наконец, еще один важный момент. Вопросам изобретательства в нашей стране уделяется большое внимание. Наши же цирковые руководители, к сожалению, не поощряют его. Ничем другим нельзя объяснить тот, например, странный и непонятный факт, что изобретенные одним из нас пневматические перши, на которые выдано авторское свидетельство, не находят себе заслуживаемого ими применения. Такое прохладное отношение к вопросам рационализации и изобретательства не способствует успеху циркового искусства.
Мы должны быстро и положительно решить все наболевшие вопросы в нашем цирке, чтобы способствовать его дальнейшему расцвету.
НЕСТЕРОВЫ,
Акробаты
Занятия народного университета в цирке
В этот день амфитеатр Днепропетровского цирка был заполнен до отказа. На манеж была нацелена аппаратура, установленная работниками Днепропетровского телецентра.
В этот день в цирке состоялось занятие Днепропетровского народного университета культуры, посвященное искусству советского цирка. Студентами университета были члены бригад коммунистического труда, передовики производства города и представители интеллигенции, в роли преподавателей — работники и артисты Днепропетровского цирка, отдавшие свой выходной день этому полезному и интересному мероприятию.
Главный режиссер Днепропетровского цирка Е. М. Зискинд познакомил слушателей с особенностями и разнообразными жанрами советского циркового искусства.
В ходе этой необычной лекции артисты цирка, иллюстрируя рассказ Зискинда, раскрыли перед слушателями университета и днепропетровскими телезрителями свою творческую лабораторию, познакомили их с компонентами, из которых состоят отдельные номера.
Зрители наглядно убедились в том, что даже небольшой номер, продолжающийся в цирке пять-семь минут, является результатом многолетней кропотливой работы артистов. С огромным интересом слушали они рассказ лектора о том, что такое трюк, какова роль в цирке режиссера-инспектора манежа, в чем разница между «белым» и «рыжим» клоунами.
Большой интерес вызвал у слушателей также содержательный, пересыпанный остроумными сравнениями и сопровождаемый показом на манеже животных рассказ А. Н. Александрова о том, как он дрессирует тигров. Демонстрируемые тут же в цирке кинодокументы познакомили слушателей университета с творческим путем этого большого мастера советского манежа.
Во время лекции выступили: экс-чемпион мира по тяжелой атлетике Г. Новак, акробаты Петр и Василий Маренковы, воздушные гимнасты Зементовы, клоуны С. Анохин, А. Векшин, А. Лагранский, С. Курепов, П. Клементьев, А. Глущенко, Б. Романов, В. Масловский, музыкальные эксцентрики Г. Занько и Л. Бурдов, жонглер Ю. Федотов, дрессировщица Н. Манкевич.
По окончании лекции слушатели поднесли артистам букеты живых цветов.
В. БЕЛЯЕВ
В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА «СОВЕТСКИЙ ЦИРК»
Дорогая редакция!
В рядах Вооруженных Сил СССР успешно проходит военную службу артист цирка рядовой Лерри Кенсарин Кеисаринович. По решению бюро ВЛКСМ части нам поручено написать Вам благодарственное письмо по месту юаботы до призыва в армию Лерри К. К. и в редакцию журнала «Советский цирк».
Лерри К. К. вот уже второй год является отличником боевой и политической подготовки, ревностно исполняет свой священный долг перед Родиной. За время службы он не имел ни одного взыскания, в то же время имеет много поощрений от командования подразделения и части.
Недавно ему был предоставлен краткосрочный отпуск на 10 суток с выездом на родину за отличные успехи в летнем периоде обучения.
Рядовой Лерри К. К. — это душа коллектива, общественник и неутомимый организатор затейничества. Он пользуется авторитетом у командования и среди товарищей по службе. Неустанно развивает самодеятельное искусство, прививает любовь к искусству другим солдатам. Особенно успешно он выступает со своим партнером, тоже работником цирка, рядовым Демьяновым С. А. Они показывают клоунаду, цирковые аттракционы и комические номера. Со своим номером «Акробаты-неудачники» они в 1958 го-ду заняли второе место на смотре художественной самодеятельности Министерства Обороны и награждены дипломом II степени, грамотой Главного Политического Управления и Главного Штаба.
Рядовой Лерри К. К. принимает активное участие в художественном оформлении солдатского клуба и Ленинской комнаты.
Командование и комсомольская организация войсковой части просят опубликовать это письмо в Вашем журнале.
С приветом.
Майор А. СУХАНКИН,
секретарь бюро ВЛКСМ
ефрейтор М. ЗАХАРЧЕНКО
ПИСЬМО К МАТЕРИ
Уважаемая Тамара Ивановна!
Командование выражает Вам глубокую благодарность за воспитание Вашего сына Кенсарина, показывающего образцовое несение воинской службы, добросовестное выполнение своей почетной обязанности по защите нашей Родины.
Ваш сын является отличником боевой и политической подготовки, умелым специалистом, трудолюбивым и отзывчивым воином, принимает активное участие в работе комсомольской организации, пользуется деловым авторитетом среди личного состава части.
За отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину имеет одиннадцать поощрений от командования.
Выражаем уверенность, что и впредь Ваш. сын будет в первых рядах воинов — защитников нашей любимой Родины, молодых строителей коммунистического общества.
Желаем Вам счастья в жизни и здоровья на долгие годы.
Подполковник МИНЕЕВ
Применение полимеров в цирке
Принято говорить, что двадцатый век — век атомной энергии и полимеров.
Человеческий гений научился создавать молекулы из большого числа атомов. Материалы, состоящие из таких молекул, имеют ценные свойства прочности, упругости, гибкости, стойкости, какие была бессильна создать природа: речь идет о новых полимерных синтетических материалах и каучуках — в виде пластиков и волокон.
Некоторые синтетические ка-учуки могут растягиваться на длину в несколько раз более первоначальной, многократно, без заметной усталости возвращаясь к начальным размерам.
Если капроновые нити всего лишь в 2.5 раза прочнее пеньковых, то более дешевые нити из энантв выдерживают до разрыва уже 90 килограммов на каждый квадратный миллиметр поперечного сечения; это гораздо прочное обычной углеродистой стали, которая выдерживает только 55 кг/мм2. Кроме того, нити из энанта выдерживают подряд 3000 двойных изгибов (перегибов), а веревка из пеларгона не ломается даже от 40 000 перегибов.
Изделия из нитрона не выцветают, ни ржавеют, не горят, не боятся моли и плесени, мазута и масла. Проходивший эксплутационные испытания нитроновый ковер в течение полугода находясь под снегом, дождем, в воде и под южным солнцем не изменил своего нарядного вида, оставаясь мыгким и пушистым. Рубашки из нитрона можно стирать десятки раз без потери их первоначального вида. Такие рубашки не нужно гладить после стирки или перевозки, так как нитрон не мнется.
Лавсан невозможно отличить на глаз и ощупь от натуральной шерсти. Нитрон и лавсан можно применять для разного рода занавесей, ковров, заменителей бархата, для пошивки артистических костюмов и т. д.
Пластмассы или пластики легче стали в 5 — 8 раз при высокой прочности. Стоимость изделий из пластиков в 5 —10 раз ниже бронзовых.
«Хрусталь» из полистирола не бьется, легок и в 10 раз дешевле натурального. Из полистирола изготовляют также детали машин, посуду, плитки и пленку.
Изделия из полимера этилена (политена) знакомы уже почти всем (посуда, флаконы, мешки и т. п.). Трубы из политена эластичны, прочны, легки, хорошо монтируются, а плонки, кроме влаго- и воздухонепроницаемы, пропускают ультрафиолетовые лучи и находят, поэтому, широкое применение для покрытий теплиц и оранжерей. Еще лучшие качества обнаружены у нового пластика, полипропилена (поплена). Для декоративной отделки, облицовки и разных поделок можно применять недорогие, но очень прочные слшоистые пластики: гетинакс, текстолит, стеклопластик, древеснослоистые пластики (ДСП). Трубки из свама в 5 раз легче стальных, но выдерживают на сжатие до 4-х тонн на каждый квадратный сантиметр поперечного сечения и внутреннее давление свыше 200 атмосфер. Из дешевой винипластовой пленки можно прессовать разного рода бутафорские изделия, успешно имитирующие, например, литье из металлов.
Пленка из тефлона (фторопласт) обладает, среди многих других ценных свойств, весьма незначительным коэффициентом трения и применяется для увеличения скольжения (обивка полозьев саней).
В пакете-мешке из тефлоновой пленки толщиной в 0,02 мм можно подвесить например, полуторатонную автомашину.
Пено и поропласты очень интересные и перспективные материалы, обладающие незначительным удельным весом. Существуют пенопласты, которые почти в 100 раз легче воды и в 25 раз легче пробки.
Эластичные пенопласты, кик и зубчатая резина из латекса, могут использоваться как амортизационные материалы (маты и т. п.). но пенопласты во много раз дешевле.
Для устройства разного сорта трамплинов хорошо применять игелит, который очень пружинист и одновременно мягок, - не и имеет острых граней.
Использование синтетических материалов и особенно пластиков при конструировании цирковой аппаратуры оправдывается очень выгодным соотношением показателей прочности, отнесенных к единице веса. Если, например, удельная прочность на единицу веса у дюралюминия Д-16 составляет 1400 кг. То у стеклопластика она достигает 4000 кг/см2 ! Полимерные материалы позволит поставить новые номера и аттракционы, значительно удешевят и облегчат существующее оборудование и реквизит. Следует смелее пользоваться новыми материалами, накапливать опыт их применения.
А. Ирхин,
инженер Союзгосцирка
ЮБИЛЕЙ ТРУЖЕНИКА
Роберта Михайловича Балановского знает каждый постоянный посетитель Ленинградского цирка. Уже пятнадцать лет он бессменно работает там инспектором манежа, поэтому даже трудно представить арену Ленинградского цирка без его представительной фигуры.
В сентябре 1959 года Балановскому исполнилось шестьдесят лет.
Тридцать лет Балановский успешно выступал на манеже цирка.
Особую популярность у зрителя он завоевал своим оригинальным сложным номером «Баланс на столах».
Роберт Михайлович был участником пантомимы «Черный пират», исполняя роль жениха и пирата.
С 1943 года Баланонский работает инспектором манежа. Под его руководством представление в цирке идет в быстром ритме, четко и слаженно работает униформа. На манеже и за кулисами безупречный порядок. Балановский принимал участие в постановке пантомим «Праздник на воде» и «Выстрел в пещере». Много сил и времени отдает он организации культурного обслуживания советских воинов, а также рабочих крупных ленинградских предприятий.
Е. М.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО
Так говорят артисты и технические работники директору
Симферопольского цирка И. Г. Вайсфельду за его большую заботу о людях.
Эту заботу чувствует каждый, кто приезжает на работу вСимферопольский цирк. Артистов здесь тепло встречают на вокзале, быстро размещают по квартирам.
В цирке артистам предоставляются благоустроенные гардеробные. В свободное время каждый может почитать журналы и газеты в расположенном на свежем воздухе красном уголке.
Когда наступает выходкой день, творческим и техническим работникам Симферопольского цирка не приходится думать над тем, как провести свой отдых. В цирке в этот день организуется экскурсия наавтобусе в достопримечательные места Крыма.
Так в первый свой выходной день участники нашей программы знакомились с городом-героем Севастополем. Побывали в музее Черноморского флота, на Малаховом кургане, у памятника погибшим кораблям, в Панораме обороны Севастополя и в Музее рыб Академии наук СССР.
В последующие выходные дни артисты проводили свой отдых наберегу Черного моря: загорали и купались в Алуште, совершили прогулку по морю на теплоходе «Яхонт» до Ялты, где ознакомились с городом-курортом.
Опыт заботливого культурного обслуживания артистов в Симферопольском цирке следует перенять директором и руководителям местных комитетов других цирков.
В. КАРНЕЕВ,
артист цирка
ЦИРК НА ПОЛЕВОМ СТАНЕ
Свое очередное выступление коллектив артистов цирка Киевской группы «Цирк на сцене» провел на полевом стане колхоза-миллионера имени Чапаева, Бобринецкого района, Кировоградской области.
На представлении присутствовало более двух тысяч колхозников.
Оно прошло с большим успехом.
После представления председатель колхоза В. И. Дудченко от имени колхозников тепло поблагодарил артистов цирка за встречу с колхозниками и пожелал им новых творческих успехов.
Артисты цирка заверили колхозников, что они приложат все силы, чтобы выполнить их доброе пожелание.
И. КОФМАН
СПРАВЕДЛИВОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
В Харькове в центре Благовещенского базара стоит деревянный павильон, украшенный яркими плакатами. На его фасаде большая надпись: «Цирк на сцене». Около павильона всегда собирается толпа колхозников, приехавших на рынок. С любопытством смотрят они на балкончик, с которого клоун -кукла зазывает публику посетить павильон. Купив билеты, колхозники проходят в фойе. Здесь до начала представления зритель может почитать свежую газету, прослушать новые граммофонные пластинки и получить агротехническую и юридическую консультацию.
Но вот раздается звонок. Зритель входит в зал. Начинается представление.
Первым на сцену выходит артист Н. Беляев, который демонстрирует ряд интересных комбинаций с мячами. Его сменяют исполнитель акробатического этюда Григорий Крихели, клоун Л. Разуваев и артистка Кириллова, исполнительница сатирического фельетона с куклами.
Просмотрев программу, зритель делится своими впечатлениями:
— Старая программа, старые номера, — говорят колхозники, покидая павильон.
С их претензиями следует согласиться. Клоун Л. Разуваев неплохо заполняет паузы между номерами, но досадно, что он исполняет старые репризы. В программе павильона, почему-то не представлены музыкальные клоунады, танцы, частушки, музыканты-инструменталисты, нет сатирического материала на местные темы, который мог бы оживить представление.
Художественный уровень ряда номеров крайне низок. Необходимо почаще обновлять программу и включать в нее лучших артистов
Павильон «Цирк па сцене» существует с 1932 года. Ежегодно его посещают сотни тысяч зрителей. Лишь за 1958 год его посетило 113944 человека. Кроме того, артистами павильона дано свыше 150 представлений в сельской местности и пионерлагерях.
Все это говорит о том, какой популярностью пользуются у колхозного зрителя представления, и о том, что уровень программы павильона должен быть высоким.
Настало время значительно улучшить работу павильона.
Необходимо, чтобы Союзгосцирк, и в первую очередь руководство Киевской группы «Цирк на сцене», уделили больше внимания харьковскому павильону. Только тогда мы перестанем слышать от зрителей слова «старая, надоевшая программа».
Л. УШМАНОВ
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959