По поводу одной пантомимы
После появления в Московском цирке феерии «На суше и на воде» и пьесы «Приключения поводыря с медведем» снова заговорили о возвращении на манеж такого исконно циркового зрелища, каким является пантомима.
Однако эти удачные работы последних лет представляют собой скорее рассчитанные на манеж цирковые спектакли, отдаленно напоминающие то, что принято называть пантомимой. В этих постановках слишком много текста, который часто занимает не по праву большое место. Без него действие, происходящее на манеже, стало бы непонятным зрителю.
А можно ли, соблюдая «чистоту жанра», взяться за воплощение современной темы средствами настоящей пантомимы?
Взамен теоретических рассуждений на эту тему уместнее вспомнить один пример из недавнего прошлого. Это тем более необходимо, что творческий опыт у нас почти не обобщается, вещи, в свое время реализованные, настолько забываются, что потом расцениваются как найденные вновь...
Несколько лет тому назад режиссер М. Местечкин в одном из коллективов поставил по своему сценарию пантомиму «Отважные» («Песня докеров»).
Пантомима эта с успехом прошла в цирках Казани, Тюмени, Саратова, Омска, Риги, Челябинска.
Что же в этой постановке было примечательного, почему, несмотря на отдельные слабые стороны, все же возникло желание снова возвратиться к ней?
Прежде всего потому, что это была подлинная пантомима, что и обеспечило ей законный успех у зрителя. Здесь все достигалось приемами, присущими исключительно цирку: кроме вступительного монолога и песни докеров, текста не было вовсе, но умело включенные цирковые трюки настолько органически входили в спектакль, что делали его понятным без слов. Пантомима, общей выразительности которой способствовала удачная музыка (композитор 3. Компанеец), начиналась сценой погрузки парохода. По ходу действия один из докеров ронял ящик на землю, тот раскрывался, и, хотя на нем было написано название продуктов, внутри оказывалось... оружие. Очень динамично, без единого произносимого слова было передано возмущение докеров, призывы к забастовке и, наконец, сама забастовка.
Выразительными и запоминающимися были фигуры вожака докеров (арт. М. Чайковский) и мальчика, распространявшего газету, призывавшую к забастовке (первый исполнитель арт. М. Запашный).
Затем появлялась полиция с намерением арестовать зачинщика забастовки.
Здесь и уморительный Н. Лавров, вносивший много оживления в представление, и предельно скупой в движениях, но очень точный и собранный Ю. Штанге в роли офицера.
Сцена, когда докеры вступают в борьбу с полицией и укрывают своего товарища, — пожалуй, одно из лучших мест пантомимы. Яркими сатирическими красками наделял Г. Чайковский образ предпринимателя. Хорошо была поставлена сцена погони. Фары
мотоциклов, мчащихся в темноте, создавали атмосферу тревоги и напряжения. Кульминационным моментом пантомимы была сцена, когда простые люди вставали на пути вооруженных полицейских и преграждали им дорогу. Невольно вспоминался подвиг французской патриотки Раймонды Дьен,
Драматично исполнялась сцена ареста вожака и, как ответ на это, повсеместная волна забастовок, выражающая нарастание народного гнева.
Зрителя по-настоящему увлекали перипетии борьбы, кончавшейся освобождением арестованного товарища.
Конечно, не все в этой пантомиме удалось. Бросалась в глаза некоторая суетливость в массовых сценах. Бедновато выглядела техника, особенно когда представления проходили в шапито. Не всегда участвовала конница, но это уж беда административная, так как не в каждой программе были конные номера.
Но главное, конечно, не в этом. Пантомима «Отважные» показала, что даже при отсутствии больших затрат, без приглашения исполнителей со стороны можно создать интересные цирковые зрелища на волнующие темы наших дней.
Пантомима как жанр представляет интерес не только для зрителей, но и для цирковых артистов, вырабатывая в них чувство ритма, выразительность движений и мимики.
И, нам думается, творческие поиски на пути создания новых пантомим, динамичных и ярких, драматичных и веселых, острых и злободневных, и притом пантомим в подлинном смысле этого слова, должны быть продолжены.
На снимке сцена из пантомимы «Отважные»
Ю. БЛАГОВ
Журнал «Советский цирк» июнь 1959