За высокоидейное и художественно совершенное искусство цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

За высокоидейное и художественно совершенное искусство цирка

  

Из   выступления   В.   И.   Пахомова

 

Совещание директоров, созванное для обсуждения задач циркового искусства в связи с решениями XXI съезда КПСС, имеет большое значение. Участники совещания подытожили успехи, достигнутые советским цирком за время между XX и XXI съезда­ми, и внесли деловые предложения, помогающие устранить недостатки, чтобы еще успешнее двигаться вперед. Были выдвину­ты и спорные предложения, но обсуждение этих предложений принесет пользу, помо­жет выработать конкретные меры по устра­нению того, что мешает развитию советского циркового искусства.

Участники совещания выступили по-деловому, проявляя глубокую заботу о судьбе циркового искусства. Это создает уверенность в том, что коллектив работников цирка выполнит задачи, поставленные перед ними XXI съездом КПСС.

Решения XXI съезда КПСС проникнуты глубокой заботой о совет­ском человеке. Они открывают величественную перспективу развития нашего общества, строящего коммунизм. Растут духовные и культур­ные запросы народа. Быть всегда с народом, удовлетворять его за­просы, создавать искусство, достойное народа — строителя коммуниз­ма, это благородная и вдохновенная задача работников культуры, ма­стеров искусства. Деятели советского циркового искусства — один из славных отрядов армии культуры. Надо создавать произведения, ко­торые воспитывали бы человека коммунистического общества, надо создавать искусство, обращенное в наше завтра, в будущее Советской страны. Воспитывая других, следует воспитывать и себя. Вот почему критика недостатков и решительное их преодоление — одна из прак­тических задач и творческих работников и организаторов, руководи­телей.

Наши цирки еще не решили многих задач, о которых следует го­ворить. Мы еще не всегда понимаем роль и значение передвижных цирковых коллективов. Именно они проникают в самые отдаленные уголки нашей необъятной Родины, представляя советское цирковое искусство. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши советские люди, где бы они ни находились, видели подлинные произведения искусства, чтобы перед ними выступали настоящие мастера. А ведь не всегда программы этих коллективов отвечают неизмеримо выросшим куль­турным запросам наших зрителей.

Цирк может оплодотворить смежные искусства и сам впитывать и обогащаться многим из других видов искусства, таких, например, как хореография. Мало еще в цирковых программах физкультурных и спор­тивных номеров. Этот жанр имеет право занимать в программах не меньшее место, чем разговорный. Надо неустанно повышать художе­ственный класс всех номеров во всех жанрах, добиваться их образ­ности, внешней выразительности, четкости, пластической стройности, композиционной завершенности. А мы еще встречаем на арене номе­ра малоинтересные, серые, а в репертуаре клоунов немало просто не смешных и не острых реприз, бьющих мимо цели.

Надо возродить искусство пантомимы во всех ее видах. При этом не обязательно, чтобы она каждый раз была грандиозной по своим масштабам и пышной по оформлению. Ведь пантомима всегда была одним из любимых жанров. Пантомима как жанр злободневна, Она дает возможность цирку идти в ногу с современностью, откликаться на все вопросы, волнующие зрителя. И не только цирки должны ставить пантомиму. Почему бы этим не заняться в ГУЦИ и в Студии циркового искусства. К созданию пантомим надо привлечь крупные литературные и музыкальные силы. Следует также подумать о том, чтобы пантоми­мы, созданные в Московском или в других крупных цирках, могли быть показаны и в других цирках страны.

Надо серьезно заняться подготовкой и переподготовкой руково­дящих кадров, воспитанием директоров цирков, их учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации. Следует добиваться то­го, чтобы директора цирков стали подлинными руководителями всей творческой жизни цирков, чтобы они обладали художественным вку­сом. Нужна кропотливая воспитательная работа и с нашими кадрами, нужно мобилизовать общественность, весь коллектив на борьбу с амо­ральными явлениями, еще, к сожалению, бытующими в нашей среде. Мы должны активно выступать против пьянства, хамства, бескультурья, присвоения чужого репертуара и т. д. Да, самого пристального внима­ния требует к себе вопрос о моральном облике артиста, его поведе­нии в семье. Надо помнить, что для артиста-трибуна, человека, каждо­дневно выступающего перед народом, семья, поведение в семье не могут быть только личным, частным делом артиста, что его амораль­ные поступки не могут оставаться тайной от общественности. И острота критических выступлений актера, утверждающего с арены высокие мо­ральные принципы, не достигнет цели, если в своей личной жизни ар­тист этим нормам не следует. Личная жизнь артиста неотделима от его общественной творческой жизни.

Борцом за высокоидейное искусство цирка должен быть и журнал «Советский цирк», он должен острее критиковать недостатки, быть активным помощником в создании нового репертуара, в утверждении боевого искусства цирка. Эти возможности у журнала есть. Он популя­рен, растет его тираж, и это журнал ко многому обязывает.

Надо все наши силы, все наши резервы, весь наш состав, всех твор­ческих работников мобилизовать на успешное претворение в жизнь решений XXI съезда КПСС, на выполнение семилетнего плана разви­тия нашего циркового искусства.

 

Журнал «Советский цирк» июнь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования