В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета. Апрель 1959 год

 

СПАСИБО ОТ ВСЕГО СЕРДЦА  

 

Я хочу от всего сердца поблагодарить наше родное Советское правительство  за большую  заботу об артистах  цирка.

С большой радостью я узнал, что Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР и я награжден медалью «За трудовую доб­лесть».

Советская власть создала нам все условия для нормальной работы, каких не имеют артисты ни в одной стране.

Я родился в старой Польше, жил в тяжелых условиях. В пе­риод ученичества мне пришлось претерпеть много обид и уни­жений, а сделавшись артистом, я часто оставался без работы, так как цирк давал представления только летом.

В 1939 году Советская Армия освободила народы Западной Украины и принесла им счастье.

Я попал в город Луцк, где сразу же был принят на работу в цирк-шапито. В 1940 году я был призван в Советскую Армию, а с 1941 по 1945 год защищал нашу Родину от фашистских захват­чиков. В 1946 году, демобилизовавшись, поступил на работу в Киевский  государственный  цирк.

Спасибо нашей Коммунистической партии, проявляющей по­стоянную заботу об артистах цирка. Мы приложим все силы, чтобы поднять наше искусство еще выше.

 

Ф. МИКИТЮК

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

 

Управляющему Союзгосцирком

тов. БАРДИАНУ Ф. Г.

 

Уважаемый Феодосии Георгиевич!

Движимый искренней привязанностью и уважением к ра­ботникам цирка, я, в недалеком прошлом артист эстрады (са­тирик), обращаюсь к Вам.

Как сатирик и постоянный зритель цирка, я озабочен тем обстоятельством, что умное, яркое русское слово, за редким исключением, на арене цирка ныне не звучит.

Разве так уж нечего сказать артистам цирка народу-сози­дателю, народу-творцу?! А наш радушный советский зритель ждет услышать с арены остроумную репризу, смешной калам­бур, злободневные куплеты, патриотический монолог и т. п. Все это почему-то отсутствует на праздничной, ярко освещен­ной арене нашего цирка. Возникает вопрос: кто же виноват в этом? Многие «специалисты» склонны винить известных поэтов и авторов-сатириков в пренебрежении к искусству слова на манеже.

Действительно, почему же поэты и драматурги, жарко объясняясь в любви к цирку, не пишут для него репертуар? Почему художественный отдел Союзгосцирка, зная, что безре­зультатно тратятся большие деньги на приобретение порою низкопробного материала для артистов разговорного жанра, не добился до сих пор радикального разрешения этой проб­лемы?

Как устранить причины, которые лишают слово, обязанное служить безотказно народу и парши, его чудодейственной силы?

Помогите разобраться!

ДОЛГОВ-ЮМОРСКИЙ

артист-пенсионер

 

 

ПО   СЛЕДАМ НАШИХ    ВЫСТУПЛЕНИЙ

 

В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА „СОВЕТСКИЙ ЦИРК"

 

«Работать по-хозяйски, ду­мать по-государственному» — так озаглавил журнал ряд ста­тей, поднимающих важные и актуальные   вопросы.

Отдел стационарных цир­ков, стремясь делом ответить на призыв работать по-хозяй­ски, наметил ряд мероприя­тий, осуществление которых должно способствовать значи­тельной экономии государст­венных средств. Мы вводим постоянный контроль за макси­мальной загрузкой вагонов с багажом артистов, обязываем каждый цирк иметь набор ин­струментов, необходимых для подвески и установки аппара­туры, Наше внимание обра­щено и на снижение веса упаковочной тары для рекви­зита.

Понятно, что для решения всего комплекса вопросов по­требуется время, но мы будем неуклонно стремиться к осу­ществлению поставленных за­дач.

Редакция журнала своевре­менно обращает внимание на­шего отдела на необходи­мость правильного распределе­ния программ, на важность контролирования перевозок ба­гажа и животных.

После статьи в журнале на­ми дано указание артисту Капитанову сдать вторую клетку, Армянскому коллективу мы предложили размещать груз в 8 вагонах. Выступления конюш­ни заслуженного артиста РСФСР М. Анисимова включены в программу Московского цир­ка, и принято решение о пере­даче этой конюшни молодому дрессировщику Зенченко.

Факты, приведенные в ре­дакционной статье и в корреспонденциях т.т. Жадан и Пет­рова, свидетельствуют, что мы еще недостаточно уделяем вни­мания борьбе за экономию средств, за улучшение нашей работы.

Мы вполне согласны с редак­цией: пора руководителям ат­тракционов и номеров думать по-государственному и про­явить инициативу в деле целе­сообразного комплектования дрессированных животных в номерах   и   аттракционах.

Многие факты все еще дают основание для беспокойства. Далеко не все руководители поняли значимость поднятого вопроса.

Примером может служить случай с двумя гималайскими медведями народного артиста РСФСР В. Дурова, сданными дирекцией Ленинградского цир­ка 22 мая 1958 г. в зоопарк, ввиду выезда артиста за ру­беж. Шло время. Артист воз­вратился на родину, отработал в Харькове и начал гастроли в Одессе. Дирекция Ленинградско­го цирка, видимо, решила, что не ее дело заботиться о сбереже­нии государственных средств, и забыла про медведей. А они все находились в зоопарке, ко­торый предъявил Союзгосцир­ку счет на четыре с лишним тысячи рублей за содержание животных. Как квалифициро­вать «забывчивость» дирекции Ленинградского  цирка?

Вызывает удивление отноше­ние к делу руководителя ат­тракциона «Борьба» т. Ракитина, который для перевозки рек­визита и багажа участников номера вместо двухосного ва­гона стал требовать четырех­осный. Номер не изменился в составе, борцы прежние, а ва­гон подавай другой.

Серьезное нарушение фи­нансовой дисциплины допу­стил директор Омского цирка т. Раскин, благодаря попусти­тельству которого народный артист РСФСР В. Филатов из­лишне получил за выходы в параде 4 950 руб. Слов нет: плохо считает т. Раскин госу­дарственную копейку, но и ар­тисту Филатову хочется ска­зать: «Почему Вы не заметили ошибки, допущенной т. Рас-киным?»

Эти и другие факты говорят, что нужно решительнее бороть­ся за экономию в расходова­нии  государственных  средств.

Мы принимаем все меры к тому, чтобы ни один из фактов, сообщенных журналом, не ос­тался без внимания, и уверены, что дело большой государст­венной важности — задачу эко­номии средств и сокращение расходов — коллектив Союз­госцирка   решит.

 

Л. АСАНОВ, начальник отдела стационарных цирков Союзгосцирка

 

ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ XXI СЪЕЗДА КПСС

 

Этому вопросу было посвящено открытое партийное собрание работников Союзгосцирка и Московского  цирка.

С докладом выступил управляющий Союз­госцирком Ф. Г. Бардиан. Охарактеризовав успехи, достигнутые нашей Родиной между XX и XXI съездами партии, докладчик привел ряд цифр, иллюстрирующих и успехи советского цирка, рост его популярности и массовости. Любовь зрителя к цирку налагает на всех нас, сказал докладчик, ответственные задачи. Самое главное — идти в ногу с народом, строить вместе с ним, сделать наше искусство еще бо­лее массовым и доступным миллионам трудя­щихся.

Перейдя к конкретным практическим во­просам, тов. Бардиан остановился прежде все­го на проблеме художественного творчества. Здесь предстоит еще очень многое сделать. Не­обходимо примерно в течение полугода тща­тельно просмотреть с точки зрения мастерства и ценности каждый номер в целом и каждого участника. Надо проявлять непримиримость к серости и пошлости на советском манеже.

По-новому должны работать наши отделы. В работе художественно-репертуарного отдела нет перспективного плана развития по жанрам и номерам, нет необходимой организации твор­чества, нет должной заботы о новом. В форми­ровании программ все еще имеют место ненуж­ные переброски и отсутствие настоящего кон­троля, что порождает перерасходы государ­ственных средств.

Особое место в докладе было уделено во­просу воспитания. Нужна беспощадная борьба с пережитками дурного прошлого и на произ­водстве и в быту. Надо бороться за повышение культурного уровня артистов цирка.

Деятелям цирка предстоят большие дела. Объем и масштабы работы растут из года в год. Строится ряд новых цирков в таких горо­дах, как Киев, Архангельск, Иркутск, Ярославль и другие, в ряде городов цирки перестраива­ются, будут строиться также общежития для артистов. Капиталовложения на этот год соста­вят 15 млн. рублей, количество представлений достигнет 70 тыс. с количеством зрителей свы­ше 30 млн. Годовой производственный план включает несколько выездных кавалькад, до 13 тыс. представлений коллективов «Цирк на сцене», создание не менее 40 новых номеров, проведение праздника цирка на большой аре­не в Лужниках и выступлений в зеленом те­атре ЦПКиО им. Горького, 110 выступлений на стадионах страны.

Выступившие в прениях согласились с до­кладчиком в оценке достижений и недостатков, а также в определении методов и путей осу­ществления стоящих перед Союзгосцирком задач.

Г. Агаджанов отметил неодинаковое внима­ние к различным номерам конвейера, в резуль­тате чего ряд творческих работников остается вне поля зрения. Аппарат Союзгосцирка мало занимается вопросами повышения актерского мастерства, увлекается реквизитом и разными аксессуарами.

М. Ложкин в своем выступлении поднял важный вопрос о досрочном выполнении Союз­госцирком своего семилетнего плана, для чего имеются все возможности. Он говорил о сокра­щении производственных расходов и экономии государственных средств.

В прениях выступили: А. Иванов, Н. Барзилович, В. Ангарский, М. Местечкин, Б. Гурович.

В резолюции, принятой собранием, подчер­кивается, что основной задачей Союзгосцирка является мобилизация коммунистов и всего коллектива на выполнение исторических реше­ний XXI съезда, создание высокоидейного ре­пертуара, осуществление мероприятий по даль­нейшему улучшению всей работы.

 

КРУЖОК ЮНЫХ ЖОНГЛЕРОВ

 

Однажды летом, после выступления артис­тов цирка в пионерском лагере, у ребят воз­никла мысль организовать кружок юных жон­глеров. Артист С. Вертейм   обещал им помочь.

Осенью мечта ребят осуществилась. При детском секторе Дома культуры пищевиков был создан первый в Харькове кружок юных жонглеров. Пришли пионеры из многих школ. Занятия в кружке начали с освоения самых простых элементов жонгляжа — переброски двух предметов с одной руки в другую. Ар­тист показал детям, как необходимо держать корпус, руки, как ставить ноги во время жонг­лирования. Вначале трудно было приобрести реквизит. Но постепенно все наладилось. Ре­бята тренировались: овладевали бросанием трех и четырех предметов, учились баланси­ровать. Способности к жонгляжу выявились у шестиклассника Вити Листопадова. Он сам из­готовил фанерные кольца, булавы, палку для балансирования. Витя свободно жонглирует тремя и четырьмя предметами. Он мечтает учиться в Московском цирковом училище.

Занимаясь любимым делом, ребята не только овладевают мастерством жонглирования, но усваивают элементы театральной культу­ры — умение держаться на сцене.

Занятия  в  кружке  не мешают учебе.

Сейчас юные жонглеры успешно выступают в клубе пищевиков, в школе, по харьковскому телевидению.

 

Леонид УШМАНОВ

 

 

 

ПЕРМИ   НУЖЕН   ПОСТОЯННЫЙ ЦИРК

 

Город Пермь считался у ар­тистов цирка цирковым горо­дом. Здесь любили и умели по-настоящему ценить цирковое искусство. Городской стацио­нарный цирк, рассчитанный на 1500 мест, был всегда перепол­нен. На манеже цирка выступали многие русские и советские артисты и иностранные гастролеры. Весьма хорошо обстояли здесь дела и со сборами. Перм­ский цирк всегда считался пе­редовым предприятием, и по выполнению финплана он вхо­дил в пятерку лучших цирков страны.

В 1943 году цирк сгорел, и с тех пор пермяки лишены воз­можности смотреть цирковые представления. Правда, в городе иногда выступают артисты из группы   «Цирк   на   сцене».   Но, разумеется, их программа, в которой отсутствуют воздушные и конные номера и интересные аттракционы, не в состоянии удовлетворить культурные за­просы жителей крупного горо­да. Любители цирка вынуждены смотреть цирк лишь на экране кино. Удивительно, что ни Пермский горисполком, ни Со­юзгосцирк не предпринимают никаких мер для строитель­ства нового здания цирка.

Пора, наконец, позаботиться о культурных нуждах жителей крупнейшего промышленного центра Западного   Урала.

 

Ю. ПОЛЯНИН

http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/woman597 Журнал «Советский цирк» апрель 1959

 

 

 

ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ      В.   Г.   ДУРОВА http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/woman597 Журнал «Советский цирк» апрель 1959

 

Народный   артист   РСФСР В.  Г.  Дуров

 

16 апреля исполнилось 50 лет со дня рожде­ния народного артиста РСФСР Владимира Гри­горьевича Дурова — дос­тойного наследника и продолжателя славных дуровских традиций.

С именем В. Дурова неразрывно связаны ста­новление советского цир­кового искусства, его первые успехи в 20— 30-е годы и творческие достижения в послевоен­ный период.

Постоянное и тесное общение с сотнями ты­сяч зрителей способство­вало расцвету таланта В. Г. Дурова. Его яркое жизнеутверждающее ис­кусство пользуется широ­кой популярностью у со­ветских зрителей и за рубежами страны.

В. Г. Дуров — актив­ный общественник, друг и воспитатель молодых артистов.

Зрители и читатели журнала желают В. Г. Ду­рову новых успехов на благо советского цирко­вого  искусства.

 

АРТИСТАМ ЦИРКА СВОЙ КЛУБ 

 

В Москве находится довольно большой отряд работников со­ветского цирка, который тру­дится в зимнем и летних цир­ках. Центральной студии цир­кового искусства, группе «Цирк на сцене», в Госучилище цирко­вого искусства, Главном управ­лении государственных цирков, профкоме работников цирка. Кроме того, в столице живут многие артисты-пенсионеры и проездом бывают артисты, от­правляющиеся на периферию.

Значительную роль в деле политического и культурного воспитания работников цирка мог бы сыграть клуб работни­ков цирка, который необходи­мо открыть  в  Москве.

Много хороших и полезных мероприятий можно было бы осуществить в клубе; организо­вать различные кружки и сек­ции, встречи молодых артистов с ветеранами цирка, мастерами кино, деятелями театра; твор­ческие отчеты артистов, вече­ра-встречи  с  участниками   коммунистических бригад, выезды активистов клуба на предприя­тия столицы с лекциями и бе­седами  о  советском   цирке.

Большую пользу принесли бы также диспуты и обсуждения важнейших вопросов развития советского циркового искусства, творческие беседы режиссеров, художников, композиторов с ра­ботниками цирка и встречи с мастерами зарубежного цирка, приезжающими на гастроли в СССР.

При клубе можно было бы создать музей циркового искус­ства, материалы которого стали бы доступны широкой  публике.

Он мог бы также стать мес­том культурного отдыха масте­ров арены  и  членов их семей.

Руководство Союзгосцирка и профком работников цирка должны серьезно подумать об организации в Москве клуба ра­ботников цирка.

3.   ГУРЕВИЧ,

артист   цирка

 

 

ДРУГ АРТИСТОВ

 

Григория Матвеевича Мнацаканова знает каждый артист, выступав­ший в Бакинском цирке. Вот уже пятнадцать лет, как он работает вра­чом в цирке столицы Азербайджана. Без его тщательного и всестороннего медицинского осмотра не может выйти на манеж ни один из высту­пающих в цирке артистов. Григорий Матвеевич всегда внимателен к сво­им пациентам, он интересутся не только здоровьем, но и творческими успехами артистов. Доктор Г. М. Мнацаканов пользуется боль­шим уважением в цирке. Его справедливо называют другом артистов.

 

П. ТАРАХНО

 

 

Выступление 21 февраля перед избирателями Октябрьского района г. Ростова

 

В СОРМОВО

 

Артисты 6-го коллектива Московской группы «Цирк на сцене» находились на гастролях в г. Горьком. Воодушевленные величественной программой семилетки, принятой на историческом XXI съезде КПСС, мы старались обслужить как можно больше трудящихся города.  Мы   провели встречи с

рабочими литейного цеха автозавода и судомеханического цеха завода «Красное Сормово» и выступали на митингах, посвященных съезду.

Все выступления встречались очень тепло. Рабочие вручили коллективу   памятные   подарки.

 

Л. ОСНОС

 

Артисты цирка – агитаторы

 

Недавно закончились выборы в Верховный Совет РСФСР и местные Советы. Активное участие в подготовке и проведении выборов принимал агитколлектив артистов и работников Союзгосцирка.

Помимо бесед артисты дали для избирателей в Красном уголке завода «Тизприбор» большое представление.

В представлении приняли участие заслуженный артист Бурятской АССР А. Галсанэ, артисты первой группы «Цирк на сцене» Г. Титов, П. Назаров, Б. Карачурина, А. Николаев, В. Агронский, Г. Андреев и Л.   Видколе.

Представление прошло успешно. Избиратели долго и дружно аплодировали   артистам.

 

 

Н. АРИСТОВА

 

КОНЦЕРТ ИЗБИРАТЕЛЯМ

 

Веселая праздничная атмосфера царила 1 марта во Дворце трудовых резервов г. Магнитогорска. В этот день сюда на избирательный участок № 3 в нарядных костюмах пришли голосовать избиратели.

Отдав свои голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, избиратели собрались в зрительном зале Дворца. Здесь для них артисты Магнитогорского цирка дали большой концерт, в котором приняли участие: М. М. Марчесс, С. В. Любимов, Е. В. Страшная, Петр Золотов, Я. Г. Острин, М. П. Жданов, Г. Г. Богомолова, В. М. Коротков, В. И. Ларионов, Василий Ведерников, В. И. Пугачев, И. И. Скуковский, Петр и Машенька Твардовские и оркестр под управлением  Л.  А.  Тиновского.

Концерт прошел с большим успехом.

 

Е.   ЛЕВИЦКАЯ

Журнал «Советский цирк» апрель 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100