Наша газета. Апрель 1959 год
СПАСИБО ОТ ВСЕГО СЕРДЦА
Я хочу от всего сердца поблагодарить наше родное Советское правительство за большую заботу об артистах цирка.
С большой радостью я узнал, что Указом Президиума Верховного Совета СССР и я награжден медалью «За трудовую доблесть».
Советская власть создала нам все условия для нормальной работы, каких не имеют артисты ни в одной стране.
Я родился в старой Польше, жил в тяжелых условиях. В период ученичества мне пришлось претерпеть много обид и унижений, а сделавшись артистом, я часто оставался без работы, так как цирк давал представления только летом.
В 1939 году Советская Армия освободила народы Западной Украины и принесла им счастье.
Я попал в город Луцк, где сразу же был принят на работу в цирк-шапито. В 1940 году я был призван в Советскую Армию, а с 1941 по 1945 год защищал нашу Родину от фашистских захватчиков. В 1946 году, демобилизовавшись, поступил на работу в Киевский государственный цирк.
Спасибо нашей Коммунистической партии, проявляющей постоянную заботу об артистах цирка. Мы приложим все силы, чтобы поднять наше искусство еще выше.
Ф. МИКИТЮК
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Управляющему Союзгосцирком
тов. БАРДИАНУ Ф. Г.
Уважаемый Феодосии Георгиевич!
Движимый искренней привязанностью и уважением к работникам цирка, я, в недалеком прошлом артист эстрады (сатирик), обращаюсь к Вам.
Как сатирик и постоянный зритель цирка, я озабочен тем обстоятельством, что умное, яркое русское слово, за редким исключением, на арене цирка ныне не звучит.
Разве так уж нечего сказать артистам цирка народу-созидателю, народу-творцу?! А наш радушный советский зритель ждет услышать с арены остроумную репризу, смешной каламбур, злободневные куплеты, патриотический монолог и т. п. Все это почему-то отсутствует на праздничной, ярко освещенной арене нашего цирка. Возникает вопрос: кто же виноват в этом? Многие «специалисты» склонны винить известных поэтов и авторов-сатириков в пренебрежении к искусству слова на манеже.
Действительно, почему же поэты и драматурги, жарко объясняясь в любви к цирку, не пишут для него репертуар? Почему художественный отдел Союзгосцирка, зная, что безрезультатно тратятся большие деньги на приобретение порою низкопробного материала для артистов разговорного жанра, не добился до сих пор радикального разрешения этой проблемы?
Как устранить причины, которые лишают слово, обязанное служить безотказно народу и парши, его чудодейственной силы?
Помогите разобраться!
ДОЛГОВ-ЮМОРСКИЙ
артист-пенсионер
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА „СОВЕТСКИЙ ЦИРК"
«Работать по-хозяйски, думать по-государственному» — так озаглавил журнал ряд статей, поднимающих важные и актуальные вопросы.
Отдел стационарных цирков, стремясь делом ответить на призыв работать по-хозяйски, наметил ряд мероприятий, осуществление которых должно способствовать значительной экономии государственных средств. Мы вводим постоянный контроль за максимальной загрузкой вагонов с багажом артистов, обязываем каждый цирк иметь набор инструментов, необходимых для подвески и установки аппаратуры, Наше внимание обращено и на снижение веса упаковочной тары для реквизита.
Понятно, что для решения всего комплекса вопросов потребуется время, но мы будем неуклонно стремиться к осуществлению поставленных задач.
Редакция журнала своевременно обращает внимание нашего отдела на необходимость правильного распределения программ, на важность контролирования перевозок багажа и животных.
После статьи в журнале нами дано указание артисту Капитанову сдать вторую клетку, Армянскому коллективу мы предложили размещать груз в 8 вагонах. Выступления конюшни заслуженного артиста РСФСР М. Анисимова включены в программу Московского цирка, и принято решение о передаче этой конюшни молодому дрессировщику Зенченко.
Факты, приведенные в редакционной статье и в корреспонденциях т.т. Жадан и Петрова, свидетельствуют, что мы еще недостаточно уделяем внимания борьбе за экономию средств, за улучшение нашей работы.
Мы вполне согласны с редакцией: пора руководителям аттракционов и номеров думать по-государственному и проявить инициативу в деле целесообразного комплектования дрессированных животных в номерах и аттракционах.
Многие факты все еще дают основание для беспокойства. Далеко не все руководители поняли значимость поднятого вопроса.
Примером может служить случай с двумя гималайскими медведями народного артиста РСФСР В. Дурова, сданными дирекцией Ленинградского цирка 22 мая 1958 г. в зоопарк, ввиду выезда артиста за рубеж. Шло время. Артист возвратился на родину, отработал в Харькове и начал гастроли в Одессе. Дирекция Ленинградского цирка, видимо, решила, что не ее дело заботиться о сбережении государственных средств, и забыла про медведей. А они все находились в зоопарке, который предъявил Союзгосцирку счет на четыре с лишним тысячи рублей за содержание животных. Как квалифицировать «забывчивость» дирекции Ленинградского цирка?
Вызывает удивление отношение к делу руководителя аттракциона «Борьба» т. Ракитина, который для перевозки реквизита и багажа участников номера вместо двухосного вагона стал требовать четырехосный. Номер не изменился в составе, борцы прежние, а вагон подавай другой.
Серьезное нарушение финансовой дисциплины допустил директор Омского цирка т. Раскин, благодаря попустительству которого народный артист РСФСР В. Филатов излишне получил за выходы в параде 4 950 руб. Слов нет: плохо считает т. Раскин государственную копейку, но и артисту Филатову хочется сказать: «Почему Вы не заметили ошибки, допущенной т. Рас-киным?»
Эти и другие факты говорят, что нужно решительнее бороться за экономию в расходовании государственных средств.
Мы принимаем все меры к тому, чтобы ни один из фактов, сообщенных журналом, не остался без внимания, и уверены, что дело большой государственной важности — задачу экономии средств и сокращение расходов — коллектив Союзгосцирка решит.
Л. АСАНОВ, начальник отдела стационарных цирков Союзгосцирка
ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ XXI СЪЕЗДА КПСС
Этому вопросу было посвящено открытое партийное собрание работников Союзгосцирка и Московского цирка.
С докладом выступил управляющий Союзгосцирком Ф. Г. Бардиан. Охарактеризовав успехи, достигнутые нашей Родиной между XX и XXI съездами партии, докладчик привел ряд цифр, иллюстрирующих и успехи советского цирка, рост его популярности и массовости. Любовь зрителя к цирку налагает на всех нас, сказал докладчик, ответственные задачи. Самое главное — идти в ногу с народом, строить вместе с ним, сделать наше искусство еще более массовым и доступным миллионам трудящихся.
Перейдя к конкретным практическим вопросам, тов. Бардиан остановился прежде всего на проблеме художественного творчества. Здесь предстоит еще очень многое сделать. Необходимо примерно в течение полугода тщательно просмотреть с точки зрения мастерства и ценности каждый номер в целом и каждого участника. Надо проявлять непримиримость к серости и пошлости на советском манеже.
По-новому должны работать наши отделы. В работе художественно-репертуарного отдела нет перспективного плана развития по жанрам и номерам, нет необходимой организации творчества, нет должной заботы о новом. В формировании программ все еще имеют место ненужные переброски и отсутствие настоящего контроля, что порождает перерасходы государственных средств.
Особое место в докладе было уделено вопросу воспитания. Нужна беспощадная борьба с пережитками дурного прошлого и на производстве и в быту. Надо бороться за повышение культурного уровня артистов цирка.
Деятелям цирка предстоят большие дела. Объем и масштабы работы растут из года в год. Строится ряд новых цирков в таких городах, как Киев, Архангельск, Иркутск, Ярославль и другие, в ряде городов цирки перестраиваются, будут строиться также общежития для артистов. Капиталовложения на этот год составят 15 млн. рублей, количество представлений достигнет 70 тыс. с количеством зрителей свыше 30 млн. Годовой производственный план включает несколько выездных кавалькад, до 13 тыс. представлений коллективов «Цирк на сцене», создание не менее 40 новых номеров, проведение праздника цирка на большой арене в Лужниках и выступлений в зеленом театре ЦПКиО им. Горького, 110 выступлений на стадионах страны.
Выступившие в прениях согласились с докладчиком в оценке достижений и недостатков, а также в определении методов и путей осуществления стоящих перед Союзгосцирком задач.
Г. Агаджанов отметил неодинаковое внимание к различным номерам конвейера, в результате чего ряд творческих работников остается вне поля зрения. Аппарат Союзгосцирка мало занимается вопросами повышения актерского мастерства, увлекается реквизитом и разными аксессуарами.
М. Ложкин в своем выступлении поднял важный вопрос о досрочном выполнении Союзгосцирком своего семилетнего плана, для чего имеются все возможности. Он говорил о сокращении производственных расходов и экономии государственных средств.
В прениях выступили: А. Иванов, Н. Барзилович, В. Ангарский, М. Местечкин, Б. Гурович.
В резолюции, принятой собранием, подчеркивается, что основной задачей Союзгосцирка является мобилизация коммунистов и всего коллектива на выполнение исторических решений XXI съезда, создание высокоидейного репертуара, осуществление мероприятий по дальнейшему улучшению всей работы.
КРУЖОК ЮНЫХ ЖОНГЛЕРОВ
Однажды летом, после выступления артистов цирка в пионерском лагере, у ребят возникла мысль организовать кружок юных жонглеров. Артист С. Вертейм обещал им помочь.
Осенью мечта ребят осуществилась. При детском секторе Дома культуры пищевиков был создан первый в Харькове кружок юных жонглеров. Пришли пионеры из многих школ. Занятия в кружке начали с освоения самых простых элементов жонгляжа — переброски двух предметов с одной руки в другую. Артист показал детям, как необходимо держать корпус, руки, как ставить ноги во время жонглирования. Вначале трудно было приобрести реквизит. Но постепенно все наладилось. Ребята тренировались: овладевали бросанием трех и четырех предметов, учились балансировать. Способности к жонгляжу выявились у шестиклассника Вити Листопадова. Он сам изготовил фанерные кольца, булавы, палку для балансирования. Витя свободно жонглирует тремя и четырьмя предметами. Он мечтает учиться в Московском цирковом училище.
Занимаясь любимым делом, ребята не только овладевают мастерством жонглирования, но усваивают элементы театральной культуры — умение держаться на сцене.
Занятия в кружке не мешают учебе.
Сейчас юные жонглеры успешно выступают в клубе пищевиков, в школе, по харьковскому телевидению.
Леонид УШМАНОВ
ПЕРМИ НУЖЕН ПОСТОЯННЫЙ ЦИРК
Город Пермь считался у артистов цирка цирковым городом. Здесь любили и умели по-настоящему ценить цирковое искусство. Городской стационарный цирк, рассчитанный на 1500 мест, был всегда переполнен. На манеже цирка выступали многие русские и советские артисты и иностранные гастролеры. Весьма хорошо обстояли здесь дела и со сборами. Пермский цирк всегда считался передовым предприятием, и по выполнению финплана он входил в пятерку лучших цирков страны.
В 1943 году цирк сгорел, и с тех пор пермяки лишены возможности смотреть цирковые представления. Правда, в городе иногда выступают артисты из группы «Цирк на сцене». Но, разумеется, их программа, в которой отсутствуют воздушные и конные номера и интересные аттракционы, не в состоянии удовлетворить культурные запросы жителей крупного города. Любители цирка вынуждены смотреть цирк лишь на экране кино. Удивительно, что ни Пермский горисполком, ни Союзгосцирк не предпринимают никаких мер для строительства нового здания цирка.
Пора, наконец, позаботиться о культурных нуждах жителей крупнейшего промышленного центра Западного Урала.
Ю. ПОЛЯНИН
http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/woman597 Журнал «Советский цирк» апрель 1959
ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ В. Г. ДУРОВА http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/woman597 Журнал «Советский цирк» апрель 1959
Народный артист РСФСР В. Г. Дуров
16 апреля исполнилось 50 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Владимира Григорьевича Дурова — достойного наследника и продолжателя славных дуровских традиций.
С именем В. Дурова неразрывно связаны становление советского циркового искусства, его первые успехи в 20— 30-е годы и творческие достижения в послевоенный период.
Постоянное и тесное общение с сотнями тысяч зрителей способствовало расцвету таланта В. Г. Дурова. Его яркое жизнеутверждающее искусство пользуется широкой популярностью у советских зрителей и за рубежами страны.
В. Г. Дуров — активный общественник, друг и воспитатель молодых артистов.
Зрители и читатели журнала желают В. Г. Дурову новых успехов на благо советского циркового искусства.
АРТИСТАМ ЦИРКА СВОЙ КЛУБ
В Москве находится довольно большой отряд работников советского цирка, который трудится в зимнем и летних цирках. Центральной студии циркового искусства, группе «Цирк на сцене», в Госучилище циркового искусства, Главном управлении государственных цирков, профкоме работников цирка. Кроме того, в столице живут многие артисты-пенсионеры и проездом бывают артисты, отправляющиеся на периферию.
Значительную роль в деле политического и культурного воспитания работников цирка мог бы сыграть клуб работников цирка, который необходимо открыть в Москве.
Много хороших и полезных мероприятий можно было бы осуществить в клубе; организовать различные кружки и секции, встречи молодых артистов с ветеранами цирка, мастерами кино, деятелями театра; творческие отчеты артистов, вечера-встречи с участниками коммунистических бригад, выезды активистов клуба на предприятия столицы с лекциями и беседами о советском цирке.
Большую пользу принесли бы также диспуты и обсуждения важнейших вопросов развития советского циркового искусства, творческие беседы режиссеров, художников, композиторов с работниками цирка и встречи с мастерами зарубежного цирка, приезжающими на гастроли в СССР.
При клубе можно было бы создать музей циркового искусства, материалы которого стали бы доступны широкой публике.
Он мог бы также стать местом культурного отдыха мастеров арены и членов их семей.
Руководство Союзгосцирка и профком работников цирка должны серьезно подумать об организации в Москве клуба работников цирка.
3. ГУРЕВИЧ,
артист цирка
ДРУГ АРТИСТОВ
Григория Матвеевича Мнацаканова знает каждый артист, выступавший в Бакинском цирке. Вот уже пятнадцать лет, как он работает врачом в цирке столицы Азербайджана. Без его тщательного и всестороннего медицинского осмотра не может выйти на манеж ни один из выступающих в цирке артистов. Григорий Матвеевич всегда внимателен к своим пациентам, он интересутся не только здоровьем, но и творческими успехами артистов. Доктор Г. М. Мнацаканов пользуется большим уважением в цирке. Его справедливо называют другом артистов.
П. ТАРАХНО
Выступление 21 февраля перед избирателями Октябрьского района г. Ростова
В СОРМОВО
Артисты 6-го коллектива Московской группы «Цирк на сцене» находились на гастролях в г. Горьком. Воодушевленные величественной программой семилетки, принятой на историческом XXI съезде КПСС, мы старались обслужить как можно больше трудящихся города. Мы провели встречи с
рабочими литейного цеха автозавода и судомеханического цеха завода «Красное Сормово» и выступали на митингах, посвященных съезду.
Все выступления встречались очень тепло. Рабочие вручили коллективу памятные подарки.
Л. ОСНОС
Артисты цирка – агитаторы
Недавно закончились выборы в Верховный Совет РСФСР и местные Советы. Активное участие в подготовке и проведении выборов принимал агитколлектив артистов и работников Союзгосцирка.
Помимо бесед артисты дали для избирателей в Красном уголке завода «Тизприбор» большое представление.
В представлении приняли участие заслуженный артист Бурятской АССР А. Галсанэ, артисты первой группы «Цирк на сцене» Г. Титов, П. Назаров, Б. Карачурина, А. Николаев, В. Агронский, Г. Андреев и Л. Видколе.
Представление прошло успешно. Избиратели долго и дружно аплодировали артистам.
Н. АРИСТОВА
КОНЦЕРТ ИЗБИРАТЕЛЯМ
Веселая праздничная атмосфера царила 1 марта во Дворце трудовых резервов г. Магнитогорска. В этот день сюда на избирательный участок № 3 в нарядных костюмах пришли голосовать избиратели.
Отдав свои голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, избиратели собрались в зрительном зале Дворца. Здесь для них артисты Магнитогорского цирка дали большой концерт, в котором приняли участие: М. М. Марчесс, С. В. Любимов, Е. В. Страшная, Петр Золотов, Я. Г. Острин, М. П. Жданов, Г. Г. Богомолова, В. М. Коротков, В. И. Ларионов, Василий Ведерников, В. И. Пугачев, И. И. Скуковский, Петр и Машенька Твардовские и оркестр под управлением Л. А. Тиновского.
Концерт прошел с большим успехом.
Е. ЛЕВИЦКАЯ
Журнал «Советский цирк» апрель 1959