В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета март 1959 г

 

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ТВОРЧЕСКИМ ВОПРОСАМ

 

 

Перспективы развития со­ветского циркового искусства обязывают нас, работников цирка, повседневно повышать свой идейно-политический уровень и уделять больше внима­ния творческим вопросам.

На мой взгляд, нам следует прежде всего уделить больше внимания  режиссуре в цирке.

Практика показала, что гро­моздкая аппаратура скрывает от зрителя артистическое ма­стерство и снижает эффект от­дельных трюков. Для повышения выразительности цирковых номеров следовало бы отказать­ся от перегрузки их аппарату­рой, делать ее портативной.

Я не против аппаратуры — отнюдь нет! Но аппаратура должна способствовать раскры­тию актерского мастерства, украшать номер, а не отвлекать от главного. Многое в этом за­висит от художественного отде­ла Союзгосцирка, который обя­зан тщательно рассматривать проекты аппаратуры каждого номера, учитывая жанровую специфику, а также возмож­ность сохранения темпа и рит­ма представления. Многое мо­гут подсказать и многим по­мочь режиссеры в цирках. К со­жалению, не во всех цирках установлена такая должность, а практика работы главных ре­жиссеров там, где они есть, пол­ностью себя оправдала. Следо­вало бы, по-моему, в каждом цирке ввести  эту должность.

 

Ф.  ЯШИНОВ

 

НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Нам, работникам цирка, следует уделить больше вни­мания науке и технике в цир­ке, которые позволят соз­дать новые трюки и номера и облегчат организацию про­изводственного процесса.

Мы хотим видеть в 1965 го­ду цирки без ручного труда униформистов, с полом, авто­матически выдвигающимся из барьера, с появляющейся из специального люка железной клеткой для хищников, с меха­ническими люками в манеже для постановки феерических пантомим,

Следует иначе осуществлять подвеску аппаратуры для воз­душных номеров. Штамберта и балки должны спускаться из-под купола на арену, чтобы крепление аппаратуры проис­ходило внизу. Это улучшит тех­нику безопасности и облегчит артистам работу по проверке своей    аппаратуры.

Для внедрения новой тех­ники необходимо привлечь на постоянную работу в цирк та­лантливых инженеров, которые, полюбив цирк, будут создавать в специально организованном конструкторском бюро новую аппаратуру и оригинальный реквизит.

Нам кажется, что пришло время организации института циркового искусства, в котором артисты не только получали бы высшее образование, но и
создавали новые номера. Та­кой институт мог бы стать центром, разрабатывающим вопросы теории и исто­рии цирка, создания учебно-методической   литературы.

Необходимо также пере­смотреть отношение к унифор­мистам. Это ассистенты арти­стов, И называть их следует «ассистентами манежа». От них во многом зависит художест­венное качество номеров. Устранение текучести в цехе униформы значительно улуч­шит уровень цирковых пред­ставлений.

В предстоящем семилетии следует произвести замену всех летних стационарных цир­ков-шапито деревянными зда­ниями. Шапито должны быть только в передвижных цирках. Надо конструировать шапито так, чтобы удобно было пере­возить их на автомашинах.

Каждому цирку, аттракцио­ну, номеру нужно разработать свой   семилетний план.

 

Я. БРЕСЛЕР

 

 

 

ДЛЯ АРТИСТОВ

  

В Харькове, неподалеку от цирка, воздвиг­нуто четырехэтажное здание. Это общежитие артистов цирка. В нем 54 светлых просторных комнаты общей площадью в тысячу квадратных метров. Здесь свободно размещается около 150 человек, то есть вся группа, приехавшая на гастроли, и созданы все условия для отдыха и подготовки к выступлениям.

На этажах размещены читальные залы, кух­ни с газовыми плитами, ванные, душевые. У входа — кабинки с телефонными аппаратами. В подвальном помещении находятся подсоб­ные цехи цирка — пошивочный, бутафорский, столярный, слесарный.

Хочется горячо поблагодарить рабочих и инженеров за хорошо выполненную работу. Коллектив строителей, возглавляемый прорабом Я. Умаровым, в короткий срок — один год — по­строил красивое здание. Строители немало сделали по благоустройству территории. Теперь мы с особым удовлетворением обращаемся к артистам, приезжающим в Харьков: «Добро по­жаловать к нам!»

 

А.   БАСМАНОВ

 

УКАЗ  ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО   СОВЕТА ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР

 

О награждении коллекти­ва артистов передвижного цирка № 12 Министерства культуры СССР Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской    АССР

 

За большую плодотворную творческую работу по обслу­живанию за время гастролей в ноябре — декабре 1958 года концертными представлениями трудящихся города Грозного наградить коллектив артистов передвижного цирка № 12 Министерства культуры СССР Почетной грамотой Президи­ума Верховного Совета Чечено-Ингушской Автономной Совет­ской Социалистической Рес­публики.

Председатель Президиума

Верховного Совета Чече­но-Ингушской  АССР

А. Алмазов

Секретарь  Президиума Верховного   Совета  

Чече­но-Ингушской  АССР

М.   Комаров

10 декабря 1958 года

г. Грозный

 

ОБНОВЛЕНИЕ НОМЕРА

 

Участники номера «Воздуш­ный полет под руководством Ф. Конева» артисты А. Смир­нов, М, Якунин и В. Лобзов в декабре 1958 года включи­ли в свой номер два новых рекордных трюка: двойное пе­реднее сальто с живота с трапеции в руки ловитора (ис­полняют А. Смирнов и В. Лобзов) и два с половиной сальто-мортале ногами в руки ловиторов (исполняют М. Якунин и В. Лобзов). В настоящее время готовится красивый и трудный трюк —  встречный пассаж.

 

Л. ЛЕОНИДОВ

 

РЕШЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО

 

В № 12 журнала «Советский цирк» были опубликованы ма­териалы III пленума профсоюз­ного комитета работников цир­ка. В корреспонденции «Пора решить» сообщалось о неудов­летворительной работе директо­ра Ереванского цирка В. М. Саакяна.

Третий пленум профкома ра­ботников цирка констатировал «либеральное отношение руко­водства Союзгосцирка к дирек­тору Ереванского цирка». В решении записано: «...пленум категорически настаивает на не­медленном освобождении тов. Саакяна В. М. от работы в сис­теме Союзгосцирка».

Прошло три месяца. Однако до сих пор руководством Со­юзгосцирка никаких выводов не сделано. Крайне непонятна медлительность в решении это­го  вопроса.

 

 

МОИМ МОЛОДЫМ ДРУЗЬЯМ

 

Я родился, когда на Кавказе торжествовали феодальные обычаи и нравы, а в России в памяти, еще свежо было крепо­стное право. Многое, о чем вы читали-, мне пришлось испытать на себе в жизни, как говорится, «на своей шкуре». Я вынуж­ден был уйти из приходского училища и поступить возчиком на кирпично-черепичный завод барона Штейнгеля, чтобы зарабатывать скудные средства.

Я вспоминаю свои  ученические годы в частном цирке Ма­люгина: целый день я таскал реквизит, расклеивал афиши, был грузчиком, конюхом, стоял в униформе, заправлял газокалилъные лампы для освещения и меньше всего репетировал на лошади. Я объездил в разные времена многие страны ми­ра, видел многих людей цирка, немало испытавших в жизни, многое сделавших. Их забывали, как только наступала ста­рость. Нищета, болезни, травмы вот что доставалось им к концу жизни.

Мне пошел семьдесят восьмой год. За границей удивлялись, когда я садился на лошадь, рубил и стрелял на скаку. Моя старость обеспечена, поэтому я спокоен и работаю.

Юноши и девушки советского цирка, цените прекрасное на­стоящее, боритесь за еще лучшее будущее. Будьте мастерами своего родного великого искусства.

Учитесь и трудитесь во славу нашего отечества!

 

АЛИ-БЕК КАНТЕМИРОВ

 

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА  ВЕРХОВНОГО  СОВЕТА   РСФСР

 

О  ПРИСВОЕНИИ   ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО  АРТИСТА  РСФСР

КАНТЕМИРОВУ А. Т.

 

За заслуги в области советского циркового искусства при­своить почетное звание Заслуженного артиста РСФСР Кантемирову Али-Беку Тузаровичу — артисту цирка.

 

Заместитель Председателя

Президиума Верховного Совета РСФСР Н. ВАХНИН

Секретарь  Президиума

Верховного Совета РСФСР И. ЗИМИН

Москва. 31  октября 1958 года

 

ШКОЛЬНЫЙ ЦИРК

 

Хорошую инициативу проя­вили ребята Харьковской шко­лы-интерната № 4. Они орга­низовали свой цирк. Многие ребята серьезно увлеклись цирковым искусством. Среди них есть жонглеры, иллюзио­нисты, акробаты, клоуны, гри­меры,   декораторы.

На первое выступление школьного цирка собралось много юных зрителей. На «ма­неже» — клоуны Коля Черпаченко, Толя Микитченко, Ва­лерия  Лебедева.     Их  веселые шутки вызывают у зрителей дружный смех. С успехом вы­ступили жонглер Володя Бело­бров, иллюзионист Володя Аренкин, группа акробатов, среди которых самые юные — ученицы третьего класса Алла Беловодская, Оксана Цехмистро,  Лида  Бондаренко.

Многие из юных артистов хотят по окончании школы учиться в Московском училище циркового   искусства,

Л. УШМАНОВ

 

О КОСТЮМЕ И РЕКВИЗИТЕ

 

Костюмы и реквизит — не­обходимые компоненты каждо­го циркового номера. Они по­могают артисту создавать об­раз, ярче показать зрителю свое мастерство. Но у нас в цирке еще не уделяется долж­ного внимания костюму и рек­визиту.

В результате мы часто сталкиваемся с большими не­поладками в их изготовлении и эксплуатации.

Как правило, костюмы для артистов шьют художественные мастерские        Союзгосцирка.

Шьют их там чрезвычайно не­брежно.

Зачастую артист не может пользоваться присланными ко­стюмами без их основательной переделки. А переделывать ко­стюм на периферии бывает трудно: мастерская обычно не присылает вместе с костюмом обрезков материи, необходи­мой для его переделки и ре­монта.

Нередки случаи, когда артисты получают из мастерской серые и белые брюки с чер­ными пуговицами и черной подкладкой на карманах. Оде­нет артист такие брюки, чуть присядет, и вся «красота» от­делки  наружу.

Шьются костюмы чрезвы­чайно долго, иногда по году. Моему партнеру мастерские умудряются шить комбинезон с 1953 года!

Фасоны костюмов оставляют желать лучшего: когда вы при­ходите заказывать костюм, вам покажут кипу старых эскизов. Выбирай что хочешь! Между тем каждому номеру необхо­димо иметь свое «лицо». Ко­стюм должен помогать в рабо­те и скрывать недостатки фи­гуры. Но у нас уж так ведет­ся: если модна пачка — и оде­вают ее и кому можно и кому такой   костюм   противопоказан.

Стоимость изготовленных ма­стерской костюмов непомер­но велика. Каждый год, полу­чая инвентаризационную ведо­мость, я не перестаю удивлять­ся чрезвычайной дороговизне не только костюмов, но и обу­ви и головных уборов, которые в магазинах стоят в три-четыре раза дешевле.

Не все благополучно у нас и с эксплуатацией костюмов, Артисты не знают, на какой срок сшиты костюмы, небрежно относятся к ним и тем са­мым сокращают время их нос­ки. Учитывая жанр номера и фактуру материала, необходимо твердо установить сроки пользования костюмом и пре­мировать артистов за его хоро­шее содержание. Например, артисту сшиты костюмы на один год. Если он сохранит их в течение полутора-двух лет, выдать ему премию, скажем, в размере 25 процентов стои­мости костюма. Это даст большую экономию в средствах, от­пускаемых ежегодно Союзгос­цирком на изготовление новых костюмов.

Большую экономию можно получить также в результате упорядочения изготовления и эксплуатации реквизита.

Некоторые артисты увле­каются ничем не оповещенной сменой реквизита. Они броса­ют хороший, полноценный рек­визит, заваливают своими зака­зами производственные мастер­ские. В результате мастерские не в состоянии бывают выпол­нить заказы других артистов, у которых реквизит пришел в полную   негодность.

Во избежание лишних рас­ходов на транспорт Союзгос­цирк рекомендует артистам не возить с собой ничего лишнего, никаких запасных частей. Прак­тика же показывает, что артист, возящий запасные части и инструмент, гораздо реже на­ходится на простое из-за ре­монта реквизита, так как 90 процентов всех поломок устраняется обычно своими силами.

И если даже организовать при цирках мастерские, то спе­цификация каждого номера в отдельности вряд ли даст воз­можность полностью отказать­ся от запчастей и инструмента.

Большие денежные средства расходуются из-за небрежной транспортировки реквизита по железной дороге. Нередки случаи, когда производствен­ные сундуки с реквизитом ле­тят из багажных вагонов на землю «своим ходом». И арти­сты, вместо того чтобы по при­езде в город сразу приступить к работе, вынуждены простаи­вать, заниматься ремонтом по­врежденного реквизита.

 

Г.  БАЦЕВИЧ,

артистка цирка

 

 

ВЗВЕЙСЯ ВЫШЕ, ПЛАМЯ ДРУЖБЫ

 

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СОДРУЖЕСТВО

 

Во Дворце культуры им. В. И. Ленина необычайное оживление: здесь собрались на творческую встречу с арти­стами цирка бригады коммуни­стического труда одной из крупнейших шахт Донбасса — «Кочегарки». Коллектив этой шахты недавно отпраздновал 90-летие шахты, выдавшей стра­не миллионы тонн коксующего­ся угля.

Партер и ложи амфитеатра заполнены молодыми шахтера­ми. Не сцене в президиуме вместе с лучшими людьми шахты артисты киевской груп­пы «Цирк на сцене».

Артисты цирка подружились с шахтерами. После представ­ления председатель шахткома т. Пзнченко пригласил артистов выступить перед шахтерами в помещении нарядной, на стыке двух смен. На следующий день в условленный час артисты при­были на место.

В нарядной собрались от­правляющиеся на почетную вахту в честь XX! съезда КПСС шахтеры, которые обязались вы­полнить двойную норму выработки — 8 тысяч тонн угля за смену. После боевого жизне­радостного представления шах­теры спустились в забой. Свои обязательства они выполнили с честью — дали угля на-гора больше чем две нормы. В па­мять о встрече с шахтерами все участники представления были награждены юбилейны­ми значками — девяностолетия шахты «Кочегарка», коллекти­ву была подарена шахтерская лампа.

Замечательный почин пере­довых рабочих нашей стра­ны — создание бригад комму­нистического труда — активизи­ровал содружество артистов и рабочих.

Коллектив артистов, цирка под руководством А. Н. Сви­ридова дал более ста пред­ставлений для шахтеров Дон­басса и рабочих металлургиче­ских   заводов.

 

Б.  КОРОТКОВ

 

НА КОМСОМОЛЬСКОМ СОБРАНИИ

 

26 января с. г. в Московском цирке состоялось отчетно-выбор­ное комсомольское собрание Союзгосцирка.

Тепло встретили комсомольцы пришедших на собрание секре­таря Свердловского райкома комсомола г. Москвы М. Герасимову, управляющего Союзгосцирком Ф. Бардиана, секретаря партбюро В. Савик-Сакс.

С отчетом о деятельности комсомольской организации в 1958 г. выступила секретарь комитета комсомола В. Широкова. Работа нашей комсомольской организации, — сказала она, — про­ходила под знаком выполнения, решений ХIII съезда ВЛКСМ. В прошлом году вся страна отмечала 40-летие Ленинского ком­сомола. Наша комсомольская организация хорошо подготовилась к этой дате. Были проведены беседы среди комсомольцев и мо­лодежи, комсомольцы приняли активное участие в представлениях на стадионах и кавалькадах, посвященных 40-летию комсомола. 119 комсомольцев и молодежи Союзгосцирка были награждены почетными грамотами ЦК ВЛКСМ. Очень хорошую оценку полу­чила программа Московского цирка «Праздник юности», в кото­рой участвовали наши комсомольцы.

Однако в работе комсомольской организации имеются большие недостатки. Комитет комсомола слабо связывался с комсомоль­цами на периферии. Члены комитета не знали, что делается в комсомольских организациях цирковых коллективов. Недостаточ­но   активно   проводилась   политико-воспитательная   работа.

Выступившие в прениях комсомольцы также отмечали имею­щиеся недостатки. Товарищи Моисеев, Травина, Старичонок кри­тиковали работу комитета комсомола за отрыв от комсомольских организаций на местах.

Товарищи Дрыгнна, Попов внесли предложение об организации творческих обсуждений новых номеров молодежи.

Управляющий Союзгосцирком Ф. Г. Бардиан в своем выступ­лении призвал комсомольцев больше трудиться, чтобы достиг­нуть еще больших успехов в их благородном труде. Комсомольцы Союзгосцирка,— сказал т. Бардиан,— должны вести за собой всю молодежь, добиться того, чтобы все номера молодежи отличались высоким  артистическим  мастерством.

Тов. Бардиан внес предложение почаще организовывать твор­ческие встречи молодежи с мастерами цирка и пожелал новому составу комитета комсомола успехов в работе.

От имени райкома комсомола с приветственрым словом к комсомольцам Союзгосцирка обратилась секретарь райкома М. Герасимова. Под аплодисменты присутствовавших она вручила почетные грамоты ЦК ВЛКСМ лучшим комсомольцам.

Комсомольское собрание признало работу комитета комсомо­ла удовлетворительной и избрало новый состав комитета. Секрета­рем  комитета  комсомола  Союзгосцирка  избран  В.  Ангарский.

 

 

РАДОСТНАЯ ВСТРЕЧА

 

Это знакомство возникло уже давно. Еще весной прош­лого года, когда в Баку гостил Армянский цирковой коллек­тив, мастера арены побывали на ордена Ленина заводе име­ни лейтенанта Шмидта. Про­щаясь, работники цирка пригласили к себе машинострои­телей.

С тех пор шмидтовцы бы­вают на каждой новой про­грамме.

Но нынешнее посещение рабочими цирка было не сов­сем обычным. В цирк пришли участники трех заводских бригад, которые одними из первых в стране включились в движение за право назы­ваться бригадами коммуни­стического труда.

Без официальных речей за­вязался разговор по душам. Машиностроителей сердечно приветствовал директор Ба­кинского цирка М. Джебраилов. Он пожелал, чтобы еще больше крепла дружба участ­ников бригад коммунистиче­ского труда с артистами со­ветского цирка.

Затем творческие работни­ки цирка рассказали своим гостям о сложной, полной большого напряжения работе артистов.

Музыкальный эксцентрик К. Бирюков, эквилибристы Соколовы, дирижер С. Семе­нов, музыкальные клоуны Лавровы оказались отличны­ми рассказчиками, увлеченно делились «секретами» своей профессии. Об огромном успе­хе советского цирка за рубе­жом говорил недавно возвра­тившийся из заграничных га­стролей дрессировщик медве­дей Л. Безано.

Не менее интересным ока­зался и рассказ шмидтовцев о делах бригад коммунистиче­ского труда. Всеми присутст­вующими было радостно встре­чено предложение об орга­низации в фойе цирка стенда, посвященного трудовым побе­дам молодых производствен­ников.

...Но вот уже погасли про­жектора, полумрак окутал ма­неж. А друзьям не хочется расставаться.

— Приходите почаще к нам, — говорят на прощанье рабочим г. Баку

артисты.

А. ГОЛЬДШТЕЙН

 

ШЕФСТВО НАД   БРИГАДАМИ   КОММУНИСТИЧЕСКОГО  ТРУДА

 

Вместе со всеми трудящи­мися страны коллектив арти­стов Магнитогорского цирка участвовал в патриотическом движении за достойную встре­чу XXI съезда  КПСС.

Крепнет культурное шеф­ство артистов над монтажника­ми Магнитогорского металлур­гического комбината. На одном из шефских представлений был зачитан приветственный адрес, в  котором  сказано: «В дни великих свершений коллектив       комсомольской стройки на Магнитогорском металлургическом комбинате сде­лает все, чтобы окончить строй­ку раньше установленного сро­ка. Ваше искусство помогает нам жить и работать по-ком­мунистически». Культурное шефство продол­жается.

Е.  ЛЕВИЦКАЯ

 

 Артистки Узбекского цирка – участницы декады узбекского искусства и литературы в Москве

 

 

В первом ряду (слева направо): К. Алиева, Л.Ходжаева, Н.Зарипова, Х.Зарипова.

Во втором ряду: М.Юсупова, Л.Ташкенбаева, Р.Розоходжаева, З.Мадалиева.

В третьем ряду: А.Таджиева, Э.Хахаева, Д.Ташкенбаева

 

На Мытищинский завод электросчетчиков в гости к рабочим приехала бригада артистов цирка. Артисты вы­ступали в штамповочном, механосборочном и сборочном цехах.

Тепло были встречены Тамара и Андрей Ивановы, ре­пертуар которых был посвящен XXI съезду КПСС. Рабочие  дружно  аплодировали  жонглеру  Лидии  Юненко   и аккордионисту В. Попову.

Артистов благодарили за приятный досуг и просили регулярно приезжать на завод для показа творческих достижений.

И. ГОРБАЧЕВ

 

Журнал «Советский цирк» март 1959

 
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100