В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наша газета май 1959 год

 

ВЫПОЛНИМ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ

 

 

На дворе весна. В газетах сообщают о нача­ле полевых работ на целинных землях Алтайского  края.

Невольно вспоминается поездка нашего чет­вертого коллектива Московской группы «Цирк на сцене»  в октябре  1958 года на Алтай.

Наш приезд в Барнаул совпал с самыми на­пряженными днями уборки урожая. Шли ча­стые дожди, но никакие трудности не смогли помешать  сбору урожая  в  срок.

Маршрут наших выступлений проходил по Павлодарскому, Шелаболихинскому, Каменьобскому, Баевскому, Славгородскому, Ключевско­му, Михайловскому, Волчихинскому, Ребрихинскому, Троицкому и Бийскому районам.

Нам приходилось работать в чрезвычайно тяжелых условиях. Мы передвигались по рас­кисшим от постоянных дождей дорогам, вы­таскивали из грязи нашу застрявшую машину, переправлялись на паромах через реки и про­бирались сквозь буран, выступали на откры­том воздухе и в маленьких помещениях при свете керосиновых ламп.

Несмотря на трудности, все артисты нашего коллектива, воодушевленные самоотверженным трудом колхозников, с необыкновенным подъ­емом демонстрировали свое искусство, стара­лись как можно больше обслужить целинников.

Мы давали в день в два-три раза больше представлений, чем предполагалось графиком нашей работы, а также помогали участникам художественной самодеятельности. Так, в те­чение недели мы проводили в Волчихинском районе репетиции с самодеятельным коллек­тивом детского дома.

Трудно описать, каким вниманием колхоз­ников мы были окружены во время поездки. Особенно запомнилась встреча с участниками слета лучших тружеников района в Ребрихинском Доме культуры. После выступления нам был торжественно преподнесен сноп алтайской пшеницы. Этот сноп мы привезли в Москву, и он был затем выставлен на новогодней елке в Лужниках.

Расставаясь с нами, целинники просили нас снова приехать к ним.

Эту просьбу мы  обязательно  выполним.

 

Владимир ИВАНОВСКИЙ,

артист  цирка

 

 

Встреча с бригадами коммунистического труда

 

Коллектив Саратовского цирка, обсуждая итоги XXI съезда КПСС, решил взять шефство над бригадами коммунистического труда.

В один из дней большая группа артистов в сорок человек отправилась на завод синтетического спирта. В ремонтно-механическом цехе была сооружена эстрада. В обеденный перерыв цех переполнили рабочие завода. Желающих оказалось так мно­го, что некоторым особым любителям цирка пришлось взо­браться на балки и с высоты смотреть концерт. Профорг цирка В. Мамлиев рассказал рабочим о задачах циркового искусства и о решении коллектива шефствовать над бригадами коммунисти­ческого труда.

Концерт открыл баянист С. Янковский. Номер следует за но­мером. Акробатов Сомова и Горлова сменяет артистка Федо­рова, эквилибристов Шубиных жонглер Б. Бреслер, сатирики Скалов и Дель. В паузах выступил артист Н. Шульгин.

Завершил полуторачасовой концерт цыганский цирковой кол­лектив. Большой успех выпал на долю солистов Гитаны, М. Шиш­кова и Ю. Москолева.

После концерта, прошедшего в атмосфере сердечности, воз­ник митинг. Бригадир слесарной бригады коммунистического труда П. Ручий и председатель завкома А. Чекулаев благодарят артистов от имени бригад коммунистического труда и сообщают, что завод взял обязательство выполнить семилетний план в пять лет и десять месяцев. Работница Галя Хамидова преподно­сит артистам букет свежих цветов.

Выступивший от коллектива артистов Ник. Скалов поблагода­рил за теплый прием и заверил рабочих, что артисты и впредь будут продолжать шефство над бригадами коммунистического труда.

 

Я. БРЕСЛЕР


Выступают артисты А. Свири­дов   и   Р.   Никомаров.

 

«НА АЗОВСТАЛИ»

 

В теплой дружеской об­становке прошла творческая встреча артистов Киевской группы «Цирк на сцене» с членами бригад коммунисти­ческого труда завода «Азовсталь» в городе Жданове.

Артисты цирка выступа­ли в котельно-механическом цехе.

В знак признательности металлурги преподнесли

коллективу артистов цирка подарок — макет рельсы с монограммой.

 

И. Кофман

 

ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

 

ПОРА ПЕРЕЙТИ ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

 

В двенадцатом номере жур­нала «Советский цирк» была опубликована статья                      Ю. Дмитриева «На щекотливые темы». Она посвящена критике имею­щихся в нашем цирке неже­лательных явлений. Автор статьи, в частности, остро и своевременно ставит вопрос о недопустимости заимствования репертуара артистами разго­ворного  жанра.

В статье, к сожалению, толь­ко констатируются факты заим­ствования, но не анализируются их причины. А между тем именно о них следует, прежде всего, говорить, чтобы покон­чить с этим позорным явлени­ем и повести решительную борьбу за улучшение репер­туара    артистов-разговорников.

Небезынтересно отметить, что в первые два десятилетия советского цирка мы почти не встречаем случаев дублирова­ния клоунами и сатириками репертуара своих товарищей по   манежу.

В те годы артист сам готовил для себя репертуар. Он был связан с постоянным ав­тором, который хорошо знал творческие возможности испол­нителя. У каждого был свой репертуар, и он мог успешно выступать в программе, в ко­торой кроме него участвовали и другие артисты разговорного жанра.

В 1938 году была организова­на литературная часть — пред­шественница репертуарного от­дела. Предполагалось, что она возглавит работу авторов с ар­тистами, будет способствовать созданию интересного и акту­ального репертуара. К сожале­нию, литчасть и репертуарный отдел   пошли   по   иному   пути. Они, как правило, не ориенти­ровались на творческую индивидуальность исполнителя и го­товили репризы и клоунские сценки отвлеченно — на кон­вейер. Только отдельные испол­нители (Карандаш, О. Попов) были исключением. Подавляю­щая же масса разговорников была лишена непосредственно­го контакта с авторами. Репер­туарный отдел стал заготовите­лем и распространителем мас­сового литературного материа­ла.

Отсутствие непосредствен­ной связи авторов с исполни­телями самым пагубным обра­зом сказалось на разговорном жанре. Появились литератур­ные ремесленники, не знаю­щие как следует ни арены, ни артистов. Некоторые из авто­ров запродавали свой литера­турный материал одновремен­но и цирку и эстраде. Не­редко артист, приезжающий в периферийный цирк с новым для него репертуаром, попа­дал в смешное положение; зритель уже слышал эти ре­призы в другом исполнении либо в цирке, либо на эстра­де. Бытует два способа распре­деления литературного ма­териала: массовая рассылка по циркам текста, отпечатанного на гектографе, и ознакомление с ним в отделе, когда артист находится проездом в Москве. В обоих случаях любой артист может взять для своего ре­пертуара любую шутку или сценку.

Не ведя борьбы с дублиро­ванием исполнителями разос­ланного материала, отдел иной раз подвергает массовому распространению репризы, на­писанные        артистами     цирка для себя. Так было, например, с репризой «Плотники», соз­данной мною совместно с Н. Мочаловым. Она была ра­зослана по циркам без нашего согласия, хотя т. А. Рождественский обещал нам этого не де­лать. Я поэтому прекрасно по­нимаю Ю. Никулина и М. Шуйдина, жалующихся на заимст­вование их реприз другими коверными.

Нужно прекратить массо­вое размножение репертуара и превратить отдел в творчес­кую организацию. Большую роль в организации нового материала могут сыграть еже­годные конкурсы на лучшие репризы и конференции — семинары артистов разговорно­го  жанра.

Следует предоставить широ­кую творческую инициативу в организации репертуара. В этом случае артист вступит в творческое содружество с автором, рекомендованным ему отделом.

Следует также практиковать обновление программы артис­тов разговорного жанра в цир­ках, а не в Центральной сту­дии циркового искусства, где для этой цели затрачивается много средств и времени.

Готовя новый материал, сле­дует показывать и обсуждать свою работу в коллективе, на производственно-творческих совещаниях   в   цирках.

О неблагополучном положе­нии с репертуаром и о необ­ходимости перестроить рабо­ту отдела говорят и пишут дав­но. Пора, наконец, перейти от слов   к   делу.

 

Петр ТАРАХНО,

клоун-сатирик

 

В ГОСТЯХ У КОЛОНИСТОВ

 

В феврале 1959 года воспитанники Куряжской детской трудовой колонии, которой в 30-е годы руководил известный советский педагог А. С. Макаренко, пригласили к себе в гости на­ходящихся на гастролях в Харькове артистов Грузинского  цирка.

Гости ознакомились с жизнью и бытом ко­лонистов, с работой кружков художественной самодеятельности, побывали в музее А. С. Ма­каренко и на постоянно действующей выставке детского творчества, где они увидели много интересных    экспонатов,   сделанных    умелыми руками ребят.

Силами воспитанников для гостей был дан концерт. Затем с большой и интересной цир­ковой программой выступили перед ребятами гости.

Расставаясь с артистами цирка, воспитанни­ки благодарили их за посещение колонии и за­явили им, что они всегда будут желанными гостями  куряжан.

 

МАТКОВСКИЙ,

начальник Куряжской детской трудовой колонии

 

 

ПОСЛЕДНЯЯ ГАСТРОЛЬ СТАРОГО АРТИСТА

 

В Костромском цирке в последний раз исполнил свой номер артист Владимир Сергеевич Миронов, один из тех, кто прошел с советским цирком почти весь его путь.

Известно, что к моменту революции цирковое хозяйство в на­шей стране находилось в жалком состоянии. Прежде всего, необхо­димы были кадры новых артистов, могущих поднять искусство цирка на высшую ступень. В двадцатые годы из числа спортсменов на арены пришли молодые артисты, многие из них сыграли выдаю­щуюся роль в развитии циркового искусства. Среди этой спортив­ной молодежи был и Миронов. Учащийся реального училища, по­том слесарь, он в 1918 году вступил в ряды Красной Армии.

Демобилизовавшись в 1921 году, Миронов становится борцом-профессионалом, выступает с такими выдающимися мастерами борьбы, как П. Крылов, С. Пафнутьев, Ф. Каптуров, И. Поддубный, II. Башкяров, И. Спуль, К. Буль и другие. Участвует он так­же в матчах бокса. На афишах его так и обозначали: Мирни — чемпион-боксер.

8 1922 году, соединившись с А. И. Шираем, Миронов испол­няет момер на кольцах и силовой акробатический номер. Потом вместе с А. Ф. Борель (Коробовым) он сделал воздушный номер на рамке. В 1926 году вместе с С. Д. Морозовым Миронов показывает великолепный номер, заканчивающийся бешеной круткой на тра­пеции (лопинг де лоп). Наконец, в 1930 году он создал два номера: воздушный на три человека и акробатический на четыре человека. Эти номера Миронов исполнял до конца своей цирковой карьеры.

Всякий, кто видел Миронова, помнит его большую артистич­ность, его великолепно разработанную фигуру, скромную и достой­ную манеру держаться на арене и, главное, те трудные и эффект­ные трюки, которые он и его товарищи исполняли. Номер Миро­новых всегда имел успех.

Сейчас Миронов перешел на пенсию, но он хочет не отдыха, а возможности передавать свой опыт и знания молодежи. Доброе дело!

Жаль, что последняя гастроль ветерана советского цирка ни­как не была отмечена дирекцией Костромского цирка, директор М. Л. Ауде отнеслась к этому событию, как к чему-то зауряд­ному. А ведь артист, проработав, и хорошо проработав, в цирке 38 лет, оставлял его. Разве об этом не следовало бы написать в афише, — ведь это было бы проявлением внимания к человеку.

 

Ю. Д.

 

АНТАРКТИКА ОТВЕЧАЕТ ЦИРКУ

 

Сравнительно недавно весь советский народ с большим вниманием следил за тем, как в далекой и суровой Антарк­тике мужественные советские люди самоотверженно спасали бельгийских полярных иссле­дователей, потерпевших ава­рию.

Имя Виктора Перова и чле­нов экипажа его самолета ста­ло известно всем.

Особое внимание артистов и работников цирка привлекло имя бортрадиста Николая Гав­риловича   Зорина.

В дни своей юности Н. Зо­рин был большим любителем цирка, дружил с артистами и даже выступал вместе с ними несколько раз на манеже в ка­честве акробата.

Из цирка в канун Нового года было послано в поселок Мирный письмо, в котором вы­ражалось восхищение герои­ческим поступком членов эки­пажа самолета и сообщалось о том, что подвигу советских летчиков в Саратовском цирке был посвящен специальный пролог, тепло принятый зри­телями.

Обращаясь к Н. Г. Зорину, артисты писали:

«Искренне желаем всем вам хорошего здоровья, новых тру­довых успехов в покорении суровой Антарктики, долгих счастливых лет жизни во сла­ву нашей передовой науки, на­шей Советской Родины, наше­го великого народа!»

Далекий, долгий путь совер­шило это письмо, пока дошло до места назначения. И вот в середине февраля в Саратов­ский цирк с дизель-электрохо­да «Обь» пришла телеграмма:

«Дорогие  товарищи!

С пришедшим кораблем по­лучил ваше теплое, сердечное письмо, за которое приношу мою глубокую благодарность. Вдали от Родины особенно приятно получить весточку от людей, благородный труд ко­торых приносит много радос­тей нашему народу.

Работники третьей антарк­тической экспедиции вышли из Мирного на теплоходе «Ми­хаил Калинин», который их доставит на Родину.  Мне выпала честь принять участие в создании новой научной совет­ской станции на шестом кон­тиненте, которая будет носить имя известного русского исследователя Лазарева, побы­вавшего у берегов Антарктиды 138 лет назад. Сейчас несколь­ко членов нашего авиационно­го отряда идут на дизель-электроходе «Обь» к берегам Земли королевы Мод.

По возвращении на родину очень хотелось бы увидеть всех вас, многое рассказать об этой суровой земле.

Желаю вам, всему вашему замечательному коллективу больших творческих успехов, крепкого здоровья, счастья в личной жизни.

С     искренним     уважением бортрадист   Николай   Зорин».

 

Л. ЛЕОНИДОВ

 

 

У ТЕКСТИЛЬЩИКОВ

 

Многолюдно и оживленно бы­ло 12 марта 1959 года в клубе фабрики имени рабочего Ф. Зи­новьева  в   г.   Иванове.

В этот день к рабочим-текстилыцикам, участникам бригад коммунистического труда, при­ехали в гости артисты Иванов­ского  цирка.

Творческая встреча артистов с рабочими началась вступи­тельным словом главного ре­жиссера  цирка  Е.  Тимошенко.

Затем выступил народный ар­тист РСФСР Борис Эдер, кото­рый рассказал собравшимся о достижениях артистов советско­го  цирка,  об  их успешных  гастролях за рубежом.

С большим интересом рабо­чие просмотрели отрывки из документальных кинокартин, посвященных   цирку.

Встреча закончилась концер­том, в котором участвовали за­служенный артист Латвийской ССР Антонио, Либин, Савич, Волкова, Аникиев и другие ар­тисты  цирка.

Придавая огромное значение вечерам-встречам с рабочими, дирекция Ивановского цирка предполагает в этом году орга­низовать еще несколько твор­ческих вечеров артистов цирка для  трудящихся  города.

 

 

 

 

 

В ЗООЦЕНТРЕ

 

Зооцентр закончил комплектование нового номера народного артиста РСФСР Б. Эдера. Помимо пяти аргентинских лам и од­ной ламы из Ленинградского зоопарка, ему переданы две ламы, выращенные в Киевском зоопарке. Для этого же номера ожидает­ся  поступление  ил  Кении  (Африка)  четырех  зебр.

Лондонское королевское зоологическое общество передало зоо­центру в обмен на других животных двух индийских слонов из зоопарка Денстебл. Один из них предназначается Ташкентскому зоопарку, а другой — для  пополнения номера А. Н. Корнилова.

Дрессировщику В. Борисову переданы два молодых льва, вы­ращенные в Казанском зоопарке.

Для советского цирка зооцентром заказан школе дрессиров­ки Клант в Валькенбурге (Голландия) номер, который будет со­стоять из трех суматрийских и двух бенгальских тигров. Он бу­дет готов и  передан  Союзгосцирку.

Для Берлинского зоопарка и фирмы Лебеке (Западная Герма­ния) специальным самолетом отправлена партия птиц, включа­ющая пеликанов, журавлей, водоплавающую дичь. Кроме того, отправлены два вагона с животными, содержащие зебу, яка, гималайскпх медвежат  и  различных антилоп.

Из Китайской Народной Респуолики зооцентром получен транс­порт, доставивший 18 удавов, семь крокодилов, двух леопар­дов, трех тигров, пятнадцать разных обезьян, тридцать фазанов и пятьдесят декоративных уток. Животные распределены по зоо­паркам и зооциркам.

 

 

Хорошо после ночи, прове­денной в плетне, выйти на про­сторную площадку, взмахнуть крыльями и привести себя в порядок, даже если ты пеликан. А ведь совсем недавно было не до того...

Во время переезда зооцирка № 4 из Херсона в Тирасполь за­болел мохнатый пеликан. Опу­холь в горле была настолько велика, что пеликан не мог принимать пищи и задыхался. Тогда совместно с ветеринар­ными врачами ветлечебницы города Тирасполя решено было сделать пеликану операцию. Операция продолжалась четы­ре часа. Оперированные места густо смазали рыбьим жиром. Через два дня пеликан стал принимать пищу. И сейчас он совсем  здоров...

 

К.   БРУСС,  зав.  зоотехотделом

 

НА ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ

 

Недавно на основании ново­го положения о пенсиях для артистов цирка покинули ма­неж и ушли на заслуженный от­дых мастера советской арены: Почиталов В. А. и Калашни­ков М. Ф. (силовые акробаты), Колядин М. П. (клоунада), Вла­димирова Л. А. (разговорный жанр), Аникина В. В. (акробатический этюд), Гуревич 3. Б. и Ротберт М. Г. (музыкальные эквилибристы), Миронов В. С. (руководитель группового но­мера «Акробаты»). Клео-Доротти К. Г. (руководитель ат­тракциона «Иллюзия»), Осташенко Л. В. (из номера «Акро­баты»), Лунего Е. В. (из номера «Акробаты»), Россини Г. П. (из номера «Акробаты-прыгуны»), засл. артист РСФСР Анисимов М. Д. (руководитель кон­ного номера).

Пожелаем товарищам, ушед­шим на пенсию, долгих лет жизни   и  благополучия.

 

http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/may594 Журнал «Советский цирк» май 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100