Наша газета май 1959 год
ВЫПОЛНИМ СВОЕ ОБЕЩАНИЕ
На дворе весна. В газетах сообщают о начале полевых работ на целинных землях Алтайского края.
Невольно вспоминается поездка нашего четвертого коллектива Московской группы «Цирк на сцене» в октябре 1958 года на Алтай.
Наш приезд в Барнаул совпал с самыми напряженными днями уборки урожая. Шли частые дожди, но никакие трудности не смогли помешать сбору урожая в срок.
Маршрут наших выступлений проходил по Павлодарскому, Шелаболихинскому, Каменьобскому, Баевскому, Славгородскому, Ключевскому, Михайловскому, Волчихинскому, Ребрихинскому, Троицкому и Бийскому районам.
Нам приходилось работать в чрезвычайно тяжелых условиях. Мы передвигались по раскисшим от постоянных дождей дорогам, вытаскивали из грязи нашу застрявшую машину, переправлялись на паромах через реки и пробирались сквозь буран, выступали на открытом воздухе и в маленьких помещениях при свете керосиновых ламп.
Несмотря на трудности, все артисты нашего коллектива, воодушевленные самоотверженным трудом колхозников, с необыкновенным подъемом демонстрировали свое искусство, старались как можно больше обслужить целинников.
Мы давали в день в два-три раза больше представлений, чем предполагалось графиком нашей работы, а также помогали участникам художественной самодеятельности. Так, в течение недели мы проводили в Волчихинском районе репетиции с самодеятельным коллективом детского дома.
Трудно описать, каким вниманием колхозников мы были окружены во время поездки. Особенно запомнилась встреча с участниками слета лучших тружеников района в Ребрихинском Доме культуры. После выступления нам был торжественно преподнесен сноп алтайской пшеницы. Этот сноп мы привезли в Москву, и он был затем выставлен на новогодней елке в Лужниках.
Расставаясь с нами, целинники просили нас снова приехать к ним.
Эту просьбу мы обязательно выполним.
Владимир ИВАНОВСКИЙ,
артист цирка
Встреча с бригадами коммунистического труда
Коллектив Саратовского цирка, обсуждая итоги XXI съезда КПСС, решил взять шефство над бригадами коммунистического труда.
В один из дней большая группа артистов в сорок человек отправилась на завод синтетического спирта. В ремонтно-механическом цехе была сооружена эстрада. В обеденный перерыв цех переполнили рабочие завода. Желающих оказалось так много, что некоторым особым любителям цирка пришлось взобраться на балки и с высоты смотреть концерт. Профорг цирка В. Мамлиев рассказал рабочим о задачах циркового искусства и о решении коллектива шефствовать над бригадами коммунистического труда.
Концерт открыл баянист С. Янковский. Номер следует за номером. Акробатов Сомова и Горлова сменяет артистка Федорова, эквилибристов Шубиных жонглер Б. Бреслер, сатирики Скалов и Дель. В паузах выступил артист Н. Шульгин.
Завершил полуторачасовой концерт цыганский цирковой коллектив. Большой успех выпал на долю солистов Гитаны, М. Шишкова и Ю. Москолева.
После концерта, прошедшего в атмосфере сердечности, возник митинг. Бригадир слесарной бригады коммунистического труда П. Ручий и председатель завкома А. Чекулаев благодарят артистов от имени бригад коммунистического труда и сообщают, что завод взял обязательство выполнить семилетний план в пять лет и десять месяцев. Работница Галя Хамидова преподносит артистам букет свежих цветов.
Выступивший от коллектива артистов Ник. Скалов поблагодарил за теплый прием и заверил рабочих, что артисты и впредь будут продолжать шефство над бригадами коммунистического труда.
Я. БРЕСЛЕР

Выступают артисты А. Свиридов и Р. Никомаров.
«НА АЗОВСТАЛИ»
В теплой дружеской обстановке прошла творческая встреча артистов Киевской группы «Цирк на сцене» с членами бригад коммунистического труда завода «Азовсталь» в городе Жданове.
Артисты цирка выступали в котельно-механическом цехе.
В знак признательности металлурги преподнесли
коллективу артистов цирка подарок — макет рельсы с монограммой.
И. Кофман
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
ПОРА ПЕРЕЙТИ ОТ СЛОВ К ДЕЛУ
В двенадцатом номере журнала «Советский цирк» была опубликована статья Ю. Дмитриева «На щекотливые темы». Она посвящена критике имеющихся в нашем цирке нежелательных явлений. Автор статьи, в частности, остро и своевременно ставит вопрос о недопустимости заимствования репертуара артистами разговорного жанра.
В статье, к сожалению, только констатируются факты заимствования, но не анализируются их причины. А между тем именно о них следует, прежде всего, говорить, чтобы покончить с этим позорным явлением и повести решительную борьбу за улучшение репертуара артистов-разговорников.
Небезынтересно отметить, что в первые два десятилетия советского цирка мы почти не встречаем случаев дублирования клоунами и сатириками репертуара своих товарищей по манежу.
В те годы артист сам готовил для себя репертуар. Он был связан с постоянным автором, который хорошо знал творческие возможности исполнителя. У каждого был свой репертуар, и он мог успешно выступать в программе, в которой кроме него участвовали и другие артисты разговорного жанра.
В 1938 году была организована литературная часть — предшественница репертуарного отдела. Предполагалось, что она возглавит работу авторов с артистами, будет способствовать созданию интересного и актуального репертуара. К сожалению, литчасть и репертуарный отдел пошли по иному пути. Они, как правило, не ориентировались на творческую индивидуальность исполнителя и готовили репризы и клоунские сценки отвлеченно — на конвейер. Только отдельные исполнители (Карандаш, О. Попов) были исключением. Подавляющая же масса разговорников была лишена непосредственного контакта с авторами. Репертуарный отдел стал заготовителем и распространителем массового литературного материала.
Отсутствие непосредственной связи авторов с исполнителями самым пагубным образом сказалось на разговорном жанре. Появились литературные ремесленники, не знающие как следует ни арены, ни артистов. Некоторые из авторов запродавали свой литературный материал одновременно и цирку и эстраде. Нередко артист, приезжающий в периферийный цирк с новым для него репертуаром, попадал в смешное положение; зритель уже слышал эти репризы в другом исполнении либо в цирке, либо на эстраде. Бытует два способа распределения литературного материала: массовая рассылка по циркам текста, отпечатанного на гектографе, и ознакомление с ним в отделе, когда артист находится проездом в Москве. В обоих случаях любой артист может взять для своего репертуара любую шутку или сценку.
Не ведя борьбы с дублированием исполнителями разосланного материала, отдел иной раз подвергает массовому распространению репризы, написанные артистами цирка для себя. Так было, например, с репризой «Плотники», созданной мною совместно с Н. Мочаловым. Она была разослана по циркам без нашего согласия, хотя т. А. Рождественский обещал нам этого не делать. Я поэтому прекрасно понимаю Ю. Никулина и М. Шуйдина, жалующихся на заимствование их реприз другими коверными.
Нужно прекратить массовое размножение репертуара и превратить отдел в творческую организацию. Большую роль в организации нового материала могут сыграть ежегодные конкурсы на лучшие репризы и конференции — семинары артистов разговорного жанра.
Следует предоставить широкую творческую инициативу в организации репертуара. В этом случае артист вступит в творческое содружество с автором, рекомендованным ему отделом.
Следует также практиковать обновление программы артистов разговорного жанра в цирках, а не в Центральной студии циркового искусства, где для этой цели затрачивается много средств и времени.
Готовя новый материал, следует показывать и обсуждать свою работу в коллективе, на производственно-творческих совещаниях в цирках.
О неблагополучном положении с репертуаром и о необходимости перестроить работу отдела говорят и пишут давно. Пора, наконец, перейти от слов к делу.
Петр ТАРАХНО,
клоун-сатирик
В ГОСТЯХ У КОЛОНИСТОВ
В феврале 1959 года воспитанники Куряжской детской трудовой колонии, которой в 30-е годы руководил известный советский педагог А. С. Макаренко, пригласили к себе в гости находящихся на гастролях в Харькове артистов Грузинского цирка.
Гости ознакомились с жизнью и бытом колонистов, с работой кружков художественной самодеятельности, побывали в музее А. С. Макаренко и на постоянно действующей выставке детского творчества, где они увидели много интересных экспонатов, сделанных умелыми руками ребят.
Силами воспитанников для гостей был дан концерт. Затем с большой и интересной цирковой программой выступили перед ребятами гости.
Расставаясь с артистами цирка, воспитанники благодарили их за посещение колонии и заявили им, что они всегда будут желанными гостями куряжан.
МАТКОВСКИЙ,
начальник Куряжской детской трудовой колонии
ПОСЛЕДНЯЯ ГАСТРОЛЬ СТАРОГО АРТИСТА
В Костромском цирке в последний раз исполнил свой номер артист Владимир Сергеевич Миронов, один из тех, кто прошел с советским цирком почти весь его путь.
Известно, что к моменту революции цирковое хозяйство в нашей стране находилось в жалком состоянии. Прежде всего, необходимы были кадры новых артистов, могущих поднять искусство цирка на высшую ступень. В двадцатые годы из числа спортсменов на арены пришли молодые артисты, многие из них сыграли выдающуюся роль в развитии циркового искусства. Среди этой спортивной молодежи был и Миронов. Учащийся реального училища, потом слесарь, он в 1918 году вступил в ряды Красной Армии.
Демобилизовавшись в 1921 году, Миронов становится борцом-профессионалом, выступает с такими выдающимися мастерами борьбы, как П. Крылов, С. Пафнутьев, Ф. Каптуров, И. Поддубный, II. Башкяров, И. Спуль, К. Буль и другие. Участвует он также в матчах бокса. На афишах его так и обозначали: Мирни — чемпион-боксер.
8 1922 году, соединившись с А. И. Шираем, Миронов исполняет момер на кольцах и силовой акробатический номер. Потом вместе с А. Ф. Борель (Коробовым) он сделал воздушный номер на рамке. В 1926 году вместе с С. Д. Морозовым Миронов показывает великолепный номер, заканчивающийся бешеной круткой на трапеции (лопинг де лоп). Наконец, в 1930 году он создал два номера: воздушный на три человека и акробатический на четыре человека. Эти номера Миронов исполнял до конца своей цирковой карьеры.
Всякий, кто видел Миронова, помнит его большую артистичность, его великолепно разработанную фигуру, скромную и достойную манеру держаться на арене и, главное, те трудные и эффектные трюки, которые он и его товарищи исполняли. Номер Мироновых всегда имел успех.
Сейчас Миронов перешел на пенсию, но он хочет не отдыха, а возможности передавать свой опыт и знания молодежи. Доброе дело!
Жаль, что последняя гастроль ветерана советского цирка никак не была отмечена дирекцией Костромского цирка, директор М. Л. Ауде отнеслась к этому событию, как к чему-то заурядному. А ведь артист, проработав, и хорошо проработав, в цирке 38 лет, оставлял его. Разве об этом не следовало бы написать в афише, — ведь это было бы проявлением внимания к человеку.
Ю. Д.
АНТАРКТИКА ОТВЕЧАЕТ ЦИРКУ
Сравнительно недавно весь советский народ с большим вниманием следил за тем, как в далекой и суровой Антарктике мужественные советские люди самоотверженно спасали бельгийских полярных исследователей, потерпевших аварию.
Имя Виктора Перова и членов экипажа его самолета стало известно всем.
Особое внимание артистов и работников цирка привлекло имя бортрадиста Николая Гавриловича Зорина.
В дни своей юности Н. Зорин был большим любителем цирка, дружил с артистами и даже выступал вместе с ними несколько раз на манеже в качестве акробата.
Из цирка в канун Нового года было послано в поселок Мирный письмо, в котором выражалось восхищение героическим поступком членов экипажа самолета и сообщалось о том, что подвигу советских летчиков в Саратовском цирке был посвящен специальный пролог, тепло принятый зрителями.
Обращаясь к Н. Г. Зорину, артисты писали:
«Искренне желаем всем вам хорошего здоровья, новых трудовых успехов в покорении суровой Антарктики, долгих счастливых лет жизни во славу нашей передовой науки, нашей Советской Родины, нашего великого народа!»
Далекий, долгий путь совершило это письмо, пока дошло до места назначения. И вот в середине февраля в Саратовский цирк с дизель-электрохода «Обь» пришла телеграмма:
«Дорогие товарищи!
С пришедшим кораблем получил ваше теплое, сердечное письмо, за которое приношу мою глубокую благодарность. Вдали от Родины особенно приятно получить весточку от людей, благородный труд которых приносит много радостей нашему народу.
Работники третьей антарктической экспедиции вышли из Мирного на теплоходе «Михаил Калинин», который их доставит на Родину. Мне выпала честь принять участие в создании новой научной советской станции на шестом континенте, которая будет носить имя известного русского исследователя Лазарева, побывавшего у берегов Антарктиды 138 лет назад. Сейчас несколько членов нашего авиационного отряда идут на дизель-электроходе «Обь» к берегам Земли королевы Мод.
По возвращении на родину очень хотелось бы увидеть всех вас, многое рассказать об этой суровой земле.
Желаю вам, всему вашему замечательному коллективу больших творческих успехов, крепкого здоровья, счастья в личной жизни.
С искренним уважением бортрадист Николай Зорин».
Л. ЛЕОНИДОВ
У ТЕКСТИЛЬЩИКОВ
Многолюдно и оживленно было 12 марта 1959 года в клубе фабрики имени рабочего Ф. Зиновьева в г. Иванове.
В этот день к рабочим-текстилыцикам, участникам бригад коммунистического труда, приехали в гости артисты Ивановского цирка.
Творческая встреча артистов с рабочими началась вступительным словом главного режиссера цирка Е. Тимошенко.
Затем выступил народный артист РСФСР Борис Эдер, который рассказал собравшимся о достижениях артистов советского цирка, об их успешных гастролях за рубежом.
С большим интересом рабочие просмотрели отрывки из документальных кинокартин, посвященных цирку.
Встреча закончилась концертом, в котором участвовали заслуженный артист Латвийской ССР Антонио, Либин, Савич, Волкова, Аникиев и другие артисты цирка.
Придавая огромное значение вечерам-встречам с рабочими, дирекция Ивановского цирка предполагает в этом году организовать еще несколько творческих вечеров артистов цирка для трудящихся города.
В ЗООЦЕНТРЕ
Зооцентр закончил комплектование нового номера народного артиста РСФСР Б. Эдера. Помимо пяти аргентинских лам и одной ламы из Ленинградского зоопарка, ему переданы две ламы, выращенные в Киевском зоопарке. Для этого же номера ожидается поступление ил Кении (Африка) четырех зебр.
Лондонское королевское зоологическое общество передало зооцентру в обмен на других животных двух индийских слонов из зоопарка Денстебл. Один из них предназначается Ташкентскому зоопарку, а другой — для пополнения номера А. Н. Корнилова.
Дрессировщику В. Борисову переданы два молодых льва, выращенные в Казанском зоопарке.
Для советского цирка зооцентром заказан школе дрессировки Клант в Валькенбурге (Голландия) номер, который будет состоять из трех суматрийских и двух бенгальских тигров. Он будет готов и передан Союзгосцирку.
Для Берлинского зоопарка и фирмы Лебеке (Западная Германия) специальным самолетом отправлена партия птиц, включающая пеликанов, журавлей, водоплавающую дичь. Кроме того, отправлены два вагона с животными, содержащие зебу, яка, гималайскпх медвежат и различных антилоп.
Из Китайской Народной Респуолики зооцентром получен транспорт, доставивший 18 удавов, семь крокодилов, двух леопардов, трех тигров, пятнадцать разных обезьян, тридцать фазанов и пятьдесят декоративных уток. Животные распределены по зоопаркам и зооциркам.
Хорошо после ночи, проведенной в плетне, выйти на просторную площадку, взмахнуть крыльями и привести себя в порядок, даже если ты пеликан. А ведь совсем недавно было не до того...
Во время переезда зооцирка № 4 из Херсона в Тирасполь заболел мохнатый пеликан. Опухоль в горле была настолько велика, что пеликан не мог принимать пищи и задыхался. Тогда совместно с ветеринарными врачами ветлечебницы города Тирасполя решено было сделать пеликану операцию. Операция продолжалась четыре часа. Оперированные места густо смазали рыбьим жиром. Через два дня пеликан стал принимать пищу. И сейчас он совсем здоров...
К. БРУСС, зав. зоотехотделом