Наша газета. Август 1960 г
Покончим с простоем номеров
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДИРЕКТОРАМ ЛЕТНИХ ЦИРКОВ
Каждый год с началом зимнего сезона, когда закрываются на консервацию летние цирки, артисты и работники аппарата Союзгосцирка сталкиваются с неприятным явлением — с переизбытком цирковых номеров: девятнадцать зимних цирков не в состоянии включить в свои программы все 435 имеющихся в конвейере номеров. Отсюда возникают дежурные номера, вынужденные простои, перерасходы фонда заработной платы и средств на транспорт и квартиры.
Однако с этим нежелательным явлением можно и нужно вести борьбу.
В январе 1960 года под руководством директоров летних цирков были проведены новогодние елки и концерты силами артистов конвейера. В них участвовало около ста номеров, выручено 543 тысячи рублей. В частности, в Куйбышеве сборы составили 153 тысячи рублей. Елки и концерты устраивались только в черте города. А ведь эту работу можно развернуть шире — организовать выступления артистов цирка во всех населенных пунктах области.
В этом году руководство Куйбышевского цирка намерено после закрытия летнего сезона продолжить в течение октября — января культурное обслуживание трудящихся области. Предполагается сформировать две программы из артистов конвейера. Каждая из них будет работать полтора месяца.
Для успешного осуществления этих планов необходимо, чтобы конвейер выделил в распоряжение дирекции цирка высокохудожественные номера с портативным реквизитом, позволяющим артистам выступать на сцене. С октября не посылать в Куйбышевскую область бригады передвижных коллективов «Цирк на сцене», чтобы они не мешали работе артистов конвейера.
Надеюсь, что директора летних цирков последуют примеру Куйбышевского цирка и тем самым облегчат положение, вызванное переизбытком номеров в зимний период.
В. Мусатов
директор Куйбышевского цирка
Недавно в Ташкентском цирке в торжественной обстановке мастера арены отметили 60 лет работы на манеже народного артиста Узбекской ССР Камала Зарипова. По традиции юбиляру преподнесли узбекский халат.
У металлургов города Рустави
На стадионе Закавказской магнитки — городе Рустави — недавно состоялось большое цирковое представление. В нем приняли участие артисты армянского коллектива, находящегося на гастролях в Тбилисском цирке. Несмотря на холодный, пасмурный день, десять тысяч зрителей заполнили трибуны.
В центре поля, где обычно выстраиваются команды футболистов, на этот раз расположились музыканты. Рядом с оркестром — пестрый цирковой ковер, а в нескольких шагах от ковра прикреплен аппарат канатоходцев.
Звучит марш. Представление начинается. Под звуки восточных инструментов мимо трибун по гаревой дорожке стадиона проходит цирковая кавалькада — мотоциклисты с флагами, живые скульптурные фигуры на площадке грузовика с открытыми бортами, наездник в кабриолете, велофигуристы, акробаты-прыгуны и клоуны.
Снова гремит музыка, и на высоких мачтах появляются канатоходцы. Один за другим выступают мастера цирка. В течение двух часов на стадионе не смолкают смех и аплодисменты. Цирковое представление прошло с успехом. Этому много способствовала четкая работа технических работников Тбилисского цирка.
П. Тихонов,
артист цирка
Ценное предложение
Старший электромонтер передвижного цирка № 9 А. В. Козловцев создал экономичную и безопасную систему электрохозяйства для передвижного цирка. Им смонтировано несколько портативных панелей, удобных для управления силовой и осветительной сетью цирка.
Отделу строительства и снабжения Союзгосцирка следует это полезное изобретение т. Козловцева сделать достоянием всех передвижных цирков.
А. Ирхин
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 апреля этого года за выдающиеся достижения в деле развития советского циркового искусства в связи с Декадой дагестанского искусства и литературы в Москве присвоены звания народного артиста РСФСР Абакарову Рабадану Гасановичу и Гаджикурбанову Яраги Исаевичу — руководителям групп дагестанских канатоходцев.
* * *
Указом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР от 24 мая в связи с 40-летием Азербайджанской Советской Социалистической Республики и за достигнутые успехи в области культурного строительства присвоены почетные звания: заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР Семенову Семену Ивановичу, главному дирижеру Бакинского цирка; заслуженного артиста Азербайджанской ССР Абдуллаеву Хосрову Абдуллаевичу, артисту цирка.
Юнаты в гостях у дрессировщика
Большая дружба связывает юных натуралистов с дрессировщиком медведей Леонидом Дубровским. В каждом городе, где побывал зооцирк, у Дубровского десятки друзей. Пионеры — частые гости артиста, они советуются с ним, как содержать животных в школьных живых уголках.
Устный выпуск журнала
В Центральном парке культуры и отдыхе им. Горького в Москве, 14 июня т. г. на Центральной эстраде работники редакции, авторы и артисты цирка провели очередной (третий) устный выпуск журнала «Советский цирк».
Более трех тысяч зрителей с интересом выслушали сообщение ответственного редактора журнала А. Котлярова о задачах журнала; рассказ молодой писательницы-дрессировщицы Натальи Дуровой, одной из представительниц славной цирковой династии; юмористические рассказы писателя Михаила Эделя; сатирические миниатюры поэта Юрия Благова. Неменьший интерес вызвали и выступления артистов цирка:
силовых акробатов Николая Горлова и Юрия Сомова; комических жонглеров Альберта и Ирины Петровских; антиподиста Сергея Афонского; исполнительницы пластического этюда Ирины Ротозиной; эксцентриков Станислава Маслова и Александра Чарышникова. Зрители от души смеялись и горячо аплодировали артистам Вере Ивановой и Алексею Полозову, исполнявшим злободневные куплеты и пародии, а также интермедии в паузах между номерами. Успеху артистов содействовали концертмейстер Московского цирка Бэла Титова и концертмейстер Московской группы «Цирк на сцене» Евгений Михалин.
А.
Дружеская встреча
На очередном собрании группы историков и критиков цирка состоялось обсуждение журнала «Советский цирк».
Для каждого печатного органа встреча с читателями — это не только отчет, но и наказ на будущее. В дружеском разговоре всегда есть возможность поговорить основательно обо всем.
Был разговор по душам. Любопытно, что все без исключения начинали выступление с констатации успехов, достигнутых журналом. Он стал лучше, интереснее, содержательнее.
После сообщения ответственного редактора журнала А. И. Котлярова выступили М. Местечкин, В. Суркова, Г. Тусузов, Г. Агаджанов, Л. Окунь, А. Буслаев, С. Эльдаров и другие.
В обстоятельных, содержательных речах критиковали они недостатки журнала, подтверждая свои замечания конкретными примерами.
Журнал недостаточно активно вторгается в современность, в практику. Говорилось и о том, что публикуемые рецензии подчас дезориентируют исполнителей, часто отсутствует конкретность. Она порой подменяется общими рассуждениями. Мало занимается «Советский цирк» разбором режиссерской работы.
Очерки и рассказы из цирковой жизни не все равноценны. На это обратил внимание читатель Г. Тусузов. Он высказал пожелание создать популярную библиотечку для любителей цирка.
С. Эльдаров критиковал журнал за недостаточное освещение проблемных вопросов. В частности, мало внимания уделяется работе цирка на стадионах. Мало говорится о группах «Цирк на сцене».
Ю. Дмитриев говорил о нерешенных узловых проблемах советского цирка. Едва ли не самая важная из них — культура артистов цирка. Невысокий уровень культуры некоторых артистов становится тормозом дальнейшего развития искусства цирка. Одним из существенных недостатков журнала является слабая действенность материалов. Это вина самого журнала. Надо требовать, чтобы сигналы редакции получали быстрый отклик со стороны тех, кому они адресованы.
Таковы в общих чертах высказывания и предложения участников конференции.
М. Бройде
Журнал «Советский цирк» август 1960 г