В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Парады-прологи в цирке 

 

 

Зритель уже давно привык к тому, что программы наших цирков начинаются парадом-прологом, в котором участвует вся труппа. Парад-пролог является торжественным вступле­нием к программе, ее началом, как бы визитной карточкой пред­ставления, которому он предшествует. Парад-пролог способствует целостности программы, создает приподнятую праздничную атмос­феру  циркового  представления.

Немало хороших, интересных и разнообразных парадов-прологов было поставлено в наших цирках. Наиболее удачные постановки бы­ли осуществлены в ведущих цирках страны — Московском и Ленин­градском.

К сожалению, не всегда наши прологи бывают интересны. Часто они оставляют неудовлетворенными и зрителя и артистов. Особенно это относится к постановке парада-пролога в периферийных цир­ках. Конечно, у постановщика могут быть удачи или неудачи. Но речь идет о другом. За последнее время утвердились заштампован­ные, однообразные парады-прологи, которые ставятся наспех не только режиссерами и директорами цирков, но чуть ли не каждым артистом. Рецепт таких постановок не сложен и выглядит примерно так. Под марш на манеж выходит вся труппа в определенном по­строении и, промаршировав, становится по кругу. Затем один из артистов (часто даже не разговорного жанра) читает приветственный текст, что-нибудь вроде: «Я вас приветствовать здесь рад, мы выш­ли дружно на парад...». Заключительную фразу все участники па­рада-пролога подхватывают хором и более или менее организованно покидают манеж с безразличными лицами, ибо, право же, трудно творчески вдохновиться в подобных постановках. «Принципиаль­ное» различие этих прологов подчас определяется лишь тем, что в одном из них артисты выходят по двое и становятся по кругу, а в другом — по четверо и проходят через манеж.

Такие парады-прологи ставятся и в Магнитогорском, и в Ива­новском, и в Казанском, и в Ижевском, и во многих других цирках. К ним привыкли и директора и режиссеры. Парады-прологи почти не репетируются, артистам они хорошо известны. О них услав­ливаются в день начала программы, и среди артистов они получили ироническое определение «нумерованных вариантов». Не приходит­ся возражать против парадного выхода всей труппы как торжествен­ного элемента пролога, но нельзя ограничиваться только этим и механически переносить его из программы в программу. Зачастую режиссеры не утруждают себя выдумкой, а пользуются упрощенны­ми приемами, забывая, что парад-пролог должен быть именно про­логом к представлению. Ведь простой показ труппы сам по себе еще не есть начало представления.

Пролог должен быть прежде всего художественным, тематиче­ским, идейным, а торжественный выход труппы — лишь моментом в правильно найденном тематическом и композиционном решении, а не простой маршировкой. Мне кажется, необязательно  каждом параде-прологе  показывать всю  труппу.

Пожалуй, в прологе не следует показывать артистов в их произ­водственных костюмах, в которых через несколько минут зритель снова увидит их. Ведь для восприятия очень важно первое впечат­ление. А разве идея пролога-парада не позволяет использовать специальные костюмы, соответствующие теме постановки, как это делалось в некоторых цирковых коллективах и в отдельных поста­новках прологов в Московском и Ленинградском цирках.

С большим интересом принимаются зрителем постановки клоун­ских прологов. Разве не интересна постановка пролога с Участием коверного или группы клоунов, которые проходят через все пред­ставление, связывают отдельные номера между собой, участвуют в номерах и разыгрывают вступление к номеру.

Не только клоунские прологи, но и прологи, отражающие герои­ческую  дату,   политическое   событие,   местные   и   злободневные   темы всегда будут  интересны,  если  их  хорошо  поставить.

Немалый опыт накопили наши  цирки  в  постановке парадов-прологов. Почему же за последнее время многообразие тем и цирко­вых средств  не  используется  постановщиками? В чем  причина?

Ведущие цирки нашей страны — Московский и Ленинградский — имеют своих постоянных режиссеров, которые работают над подго­товкой парадов-прологов к каждой программе, располагая поста­новочными и материальными средствами. Эти цирки заблаговре­менно подбирают программу, с учетом которой подготавливается постановка парада-пролога. Артисты, откомандированные в эти цир­ки, съезжаются заранее для предварительных репетиций. Таких возможностей у периферийных цирков нет. Об этом правильно пи­сал в статье «О неотложных нуждах периферийных цирков» («Со­ветский цирк» № 8 за 1958 г.) режиссер Харьковского цирка Е. Зискинд. Артисты приезжают в периферийные цирки в лучшем случае за день до начала гастролей, а порой состав труппы может быть изменен в последний день. Естественно, что постановщик не может рассчитывать на определенный состав участников  программы.

Постановочные и материальные средства периферийных цирков также не дают возможностей для постановки хорошего парада-про­лога. Поэтому сплошь и рядом режиссеры прибегают к «дежур­ным вариантам», не требующим ни средств, ни затрат, ни творче­ского труда.

Понятно, что серьезный режиссер не хочет ставить плохой про­лог, а тем более повторять плохой чужой вариант. Но нельзя не признать, что некоторые режиссеры рассматривают парад-пролог как традиционный придаток к программе и не уделяют ему долж­ного внимания, не работают серьезно над его постановкой. Нужно решительно отказаться от порочной практики подготовки парадов-прологов наспех и обеспечить цирки всеми необходимыми средст­вами. Содержательный, интересный парад-пролог к программе должен  стать  одной  из  важных традиций  советского  цирка.

 

ЗИНОВИЙ  ГУРЕВИЧ,

артист цирка

Журнал «Советский цирк» январь.1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100