Парады-прологи в цирке
Зритель уже давно привык к тому, что программы наших цирков начинаются парадом-прологом, в котором участвует вся труппа. Парад-пролог является торжественным вступлением к программе, ее началом, как бы визитной карточкой представления, которому он предшествует. Парад-пролог способствует целостности программы, создает приподнятую праздничную атмосферу циркового представления.
Немало хороших, интересных и разнообразных парадов-прологов было поставлено в наших цирках. Наиболее удачные постановки были осуществлены в ведущих цирках страны — Московском и Ленинградском.
К сожалению, не всегда наши прологи бывают интересны. Часто они оставляют неудовлетворенными и зрителя и артистов. Особенно это относится к постановке парада-пролога в периферийных цирках. Конечно, у постановщика могут быть удачи или неудачи. Но речь идет о другом. За последнее время утвердились заштампованные, однообразные парады-прологи, которые ставятся наспех не только режиссерами и директорами цирков, но чуть ли не каждым артистом. Рецепт таких постановок не сложен и выглядит примерно так. Под марш на манеж выходит вся труппа в определенном построении и, промаршировав, становится по кругу. Затем один из артистов (часто даже не разговорного жанра) читает приветственный текст, что-нибудь вроде: «Я вас приветствовать здесь рад, мы вышли дружно на парад...». Заключительную фразу все участники парада-пролога подхватывают хором и более или менее организованно покидают манеж с безразличными лицами, ибо, право же, трудно творчески вдохновиться в подобных постановках. «Принципиальное» различие этих прологов подчас определяется лишь тем, что в одном из них артисты выходят по двое и становятся по кругу, а в другом — по четверо и проходят через манеж.
Такие парады-прологи ставятся и в Магнитогорском, и в Ивановском, и в Казанском, и в Ижевском, и во многих других цирках. К ним привыкли и директора и режиссеры. Парады-прологи почти не репетируются, артистам они хорошо известны. О них уславливаются в день начала программы, и среди артистов они получили ироническое определение «нумерованных вариантов». Не приходится возражать против парадного выхода всей труппы как торжественного элемента пролога, но нельзя ограничиваться только этим и механически переносить его из программы в программу. Зачастую режиссеры не утруждают себя выдумкой, а пользуются упрощенными приемами, забывая, что парад-пролог должен быть именно прологом к представлению. Ведь простой показ труппы сам по себе еще не есть начало представления.
Пролог должен быть прежде всего художественным, тематическим, идейным, а торжественный выход труппы — лишь моментом в правильно найденном тематическом и композиционном решении, а не простой маршировкой. Мне кажется, необязательно каждом параде-прологе показывать всю труппу.
Пожалуй, в прологе не следует показывать артистов в их производственных костюмах, в которых через несколько минут зритель снова увидит их. Ведь для восприятия очень важно первое впечатление. А разве идея пролога-парада не позволяет использовать специальные костюмы, соответствующие теме постановки, как это делалось в некоторых цирковых коллективах и в отдельных постановках прологов в Московском и Ленинградском цирках.
С большим интересом принимаются зрителем постановки клоунских прологов. Разве не интересна постановка пролога с Участием коверного или группы клоунов, которые проходят через все представление, связывают отдельные номера между собой, участвуют в номерах и разыгрывают вступление к номеру.
Не только клоунские прологи, но и прологи, отражающие героическую дату, политическое событие, местные и злободневные темы всегда будут интересны, если их хорошо поставить.
Немалый опыт накопили наши цирки в постановке парадов-прологов. Почему же за последнее время многообразие тем и цирковых средств не используется постановщиками? В чем причина?
Ведущие цирки нашей страны — Московский и Ленинградский — имеют своих постоянных режиссеров, которые работают над подготовкой парадов-прологов к каждой программе, располагая постановочными и материальными средствами. Эти цирки заблаговременно подбирают программу, с учетом которой подготавливается постановка парада-пролога. Артисты, откомандированные в эти цирки, съезжаются заранее для предварительных репетиций. Таких возможностей у периферийных цирков нет. Об этом правильно писал в статье «О неотложных нуждах периферийных цирков» («Советский цирк» № 8 за 1958 г.) режиссер Харьковского цирка Е. Зискинд. Артисты приезжают в периферийные цирки в лучшем случае за день до начала гастролей, а порой состав труппы может быть изменен в последний день. Естественно, что постановщик не может рассчитывать на определенный состав участников программы.
Постановочные и материальные средства периферийных цирков также не дают возможностей для постановки хорошего парада-пролога. Поэтому сплошь и рядом режиссеры прибегают к «дежурным вариантам», не требующим ни средств, ни затрат, ни творческого труда.
Понятно, что серьезный режиссер не хочет ставить плохой пролог, а тем более повторять плохой чужой вариант. Но нельзя не признать, что некоторые режиссеры рассматривают парад-пролог как традиционный придаток к программе и не уделяют ему должного внимания, не работают серьезно над его постановкой. Нужно решительно отказаться от порочной практики подготовки парадов-прологов наспех и обеспечить цирки всеми необходимыми средствами. Содержательный, интересный парад-пролог к программе должен стать одной из важных традиций советского цирка.
ЗИНОВИЙ ГУРЕВИЧ,
артист цирка
Журнал «Советский цирк» январь.1959