Против полумер, каждому коллективу две программы, реорганизация работы отделов и новые формы работы со зрителем и любовь к цирку надо воспитывать
ПЕРСПЕКТИВА
Вдохновенен творческий труд народа, создающего материальные ценности, изменяющего облик нашей Родины.
Больше, лучше, дешевле, быстрее, чем вчера, чем где бы то ни было в мире! — призывает нас партия, и народ откликается на этот призыв почином Валентины Гагановой, рационализаторством уральских сталеваров, соревнованием за экономию средств, за прогрессивные методы труда.
Страна строит светлое здание коммунистического общества, и будущие жители его хотят внести свою лепту в общее дело. «Как производить больше? Как повысить качество, сократить брак и нерентабельные расходы?» — такие вопросы задает себе каждый руководитель, каждый работник. Задают их себе и работники цирка.
1. «КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ В ДОРОГЕ»
В январском номере журнала «Советский цирк» опубликована статья А. Георгиева «Каждый четвертый день в дороге». В ней своевременно указывается на серьезные недостатки, существующие в работе циркового конвейера. Каждый-месяц в цирках страны меняются программы, каждые 30 дней тысячи артистов с семьями совершают переезды в другой город, находящийся за сотни, а то и тысячи километров. Вместе с ними перевозятся животные, аппаратура, реквизит и другой багаж. Союзгосцирку это обходится в многие миллионы рублей в год. Нарушается нормальная работа, жизнь и учеба артистов цирка и их друзей, страдает репетиционная работа, теряют «форму» верные помощники артистов — животные. Указывая на эти недостатки, автор призвал всех работников цирка изыскать возможности продления сроков проката каждой программы в цирках страны.
Одновременно со сдачей в набор статьи «Каждый четвертый день в дороге» всем директорам цирков, руководителям коллективов, аттракционов, и номеров было разослано письмо заместителя управляющего Союзгосцирка Г.С. Агаджанова с просьбой обсудить возможность удлинения срока работы номеров и аттракционов.
В редакцию журнала и в Союзгосцирк стали поступать письма, протоколы совещаний, резолюции, принятые творческими коллективами цирков. Обмен мнениями был бурным и плодотворным.
Скажем сразу: выявилось немало противников данного предложения. Главным образом это-директора цирков в городах с небольшим количеством населения. Не отрицая важности предложения и его своевременности, они в один голос заявляют, что для их цирков оно неприемлемо, ибо поставит под угрозу выполнение финансового плана.
Сторонники предложения, в отличие от тех, чьи усилия были направлены на изыскание доводов против, отнеслись к делу более творчески. Для них прежде всего были ясны преимущества новых форм работы в масштабе всех цирков страны. Они глубоко оценили, что помимо значительной экономии средств продление гастролей создаст новые возможности для художественно-творческой и идейно-воспитательной работы, улучшит быт артистов. Государственный подход к делу помог им выдвинуть и обсудить ценные предложения, направленные на удлинение сроков показа программ в цирках.
2. В ЧЕМ СУТЬ ЭТИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Большинство выступавших считает, что планирование удлиненных сроков работы должно учитывать местные особенности и творческие силы артистов данной программы. Надо усилить постановочную работу, улучшить оформление программ, рекламу, работу по организованному привлечению зрителей. Эти мероприятия потребуют дополнительных ассигнований, но общие расходы при этом будут значительно ниже.
По мнению многих, в новых условиях каждый цирк должен иметь художественного руководителя, способного создать композиционно цельный спектакль, осуществлять постановки хороших прологов и эпилогов, помочь артистам в работе над клоунадами и репризами на местные темы и вторыми номерами, которыми можно частично обновлять программу. Нужно также свести номера и аттракционы в постоянные коллективы — такова точка зрения многих артистов и руководителей цирков (Предложения К. Бирюкова, Е. Чеколтака, В. Гвидо-Курдова, Г. Алиева, Ф. Яшинова, Е. Зискинда, Е. Рябчукова, Я. Бреслера и других.).
«Хорошо поставленные программы нужно целиком переводить в другие цирки, не допуская их разрушения или ослабления. Ввести практику обмена такими программами между цирками», — предлагает общее собрание работников Ивановского цирка.
«Сведение таких программ во временные коллективы, с нашей точки зрения, позволит значительно улучшить качество программ, усилить постановочную работу в номерах и создаст условия для постановки более крупных форм циркового представления типа пантомимы, тематического спектакля, клоунских вечеров и т. д.»,— говорится в письме из Харьковского цирка.
Осуществление этих мероприятий позволит продлить сроки показа программ с .30 до 40—45 дней в городах с населением до полумиллиона человек, а в городах, где жителей больше,— до 45—60 дней.
3. ПРОТИВ ПОЛУМЕР
Практикой доказано, что хорошая программа с сильными номерами и отличными аттракционами может работать в цирках до двух и более месяцев при полных сборах. Но порой программа, успешно шедшая два месяца в одном городе, в силу разных условий не выдерживает и месяца в другом.
Создание постоянных творческих коллективов само по себе спасти положение не может. Коллективы существуют и в настоящее время, а творческий успех и финансовые результаты некоторых из них подчас ниже, чем у сильной «сборной» программы.
Многие директора и артисты справедливо указывали, что вторые номера, как правило, слабее первых и поэтому не могут быть средством активного привлечения зрителей в цирк. Вряд ли даст серьезный эффект и перемена пролога, смена костюмов и оформления, частичное обновление репертуара артистов разговорного жанра. Борьба за выполнение финансового плана в периферийных цирках ведется очень напряженно, и даже энтузиасты отдают себе отчет в том, что продление гастролей будет всегда сопряжено с определенным риском.
Для «спасения» плана при пролонгации гастролей предлагается в критических случаях сменить аттракцион (директор Ленцирка В. Цветков) или усилить программу III отделением, включив в него новые номера или аттракцион (артист И. Символоков). Эти предложения заслуживают внимания.
Гораздо проще вышел из положения директор Саратовского цирка В. Марченко. По его мнению, ему должно быть предоставлено не больше не меньше, как «право подбора программ на весь сезон» и право в случае успеха продлять срок гастролей, а в случае неуспеха сокращать его!..
Нельзя не учитывать, что подготовка доброкачественных вторых номеров может отнять много времени. Создать номер не так-то легко, и не каждый артист на это способен. Если б все номера и аттракционы конвейера были высокого класса, проблема решилась бы сама собой: все программы могли бы работать в цирке в два-три раза дольше!
Где же выход?
Он есть. Нужно, не ограничиваясь полумерами, радикально перестроить нынешнюю систему работы Союзгосцирка.
4. КАЖДОМУ КОЛЛЕКТИВУ — ДВЕ ПРОГРАММЫ
Если б у каждого коллектива было две полноценные программы, срок гастролей в большинстве цирков можно было бы без ущерба для сборов продлить до двух-трех месяцев.
Как добиться такого положения?
Вторые номера сами по себе не спасают дела, но они могут лечь в основу новой программы, если это будет сюжетная пантомима. Тогда месяц-полтора в цирке шла бы дивертисментная программа, а затем показывалась пантомима, созданная частично на основе вторых номеров.
Темы и сюжеты таких спектаклей-пантомим могут быть самыми разнообразными: сатирические обозрения; героические пантомимы на исторические и современные темы; сюжетные балетно-музыкальные пантомимы («Карнавал в цирке»); приключенческие и комедийные пантомимы; сюжетные феерии на воде; пантомимы, построенные на иллюзионных эффектах. Спектакли для детей могут строиться также на популярных сказочных мотивах, научно-фантастических сюжетах; героями их могут быть наряду с артистами дрессированные животные. Ивановский цирк предлагает чаще практиковать постановку «программ, построенных на участии любимого артиста: клоуна, коверного, руководителя аттракциона и т. д. по типу «В гостях у Карандаша». Для этого следует создать два-три сценария-каркаса для артистов ведущих жанров. При необходимости каждый коллектив, используя сценарий-заготовку, сможет в короткий срок осуществить постановку новой премьеры собственными силами.
Тем и сюжетов для цирковых пантомим можно найти бесчисленное множество. Все дело в том, чтобы сценарии их представляли собой полноценное произведение, отвечающее самым высоким требованиям драматургии. На основе созданных сценариев впоследствии могут возникнуть, как это было со сценарием И. Ильфа и К. Петрова, новые советские фильмы о цирке.
Имея готовый сценарий, коллектив параллельно с гастролями может начать репетиции будущего спектакля. После премьеры и обсуждения пантомимы коллектив начинает свое турyе по циркам страны, а его место занимает новый коллектив, готовящий другую пантомиму. Это позволило бы осуществлять несколько новых постановок ежегодно, рассчитанных на эксплуатацию в течение 2—3 лет. Такая работа повысила бы творческую активность и мастерство артистов. Вооруженные постановочным опытом, лучшие коллективы могли бы впоследствии пополнять свой репертуар новыми пантомимами.
Воздушные гимнасты Анна и Мстислав Запашные исполняют двойной обрыв на вращающейся трапеции
5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛОВ
При существующем положении художественный отдел и в особенности отдел формирования отданы во власть «стихиям». Их работа вызывает много справедливых нареканий. Многие режиссеры слабо связаны с периферийными цирками, немало недостатков в подготовке новых номеров. Есть артисты и даже группы артистов, которые, по выражению начальника художественного отдела А. А. Царицына, годами «работали без творческого руководства, без творческой инициативы, без творческого контроля».
Формирование программ подчас носит весьма случайный характер. Да и может ли сейчас это быть иначе?
Иное дело, если положение изменится. Коллективы, вооруженные двумя программами, можно было бы расписать на 1—2 сезона вперед на все цирки страны. Отдел формирования и художественный отдел были бы объединены. К каждому коллективу был бы прикреплен режиссер.
В коллективах легче создавать новые номера, готовить рекламу, костюмы, реквизит; легче вести репетиционную и общественную работу, осуществлять творческий контроль; проще провести тарификацию артистов. Вся постановочная работа, в том числе и по созданию новых номеров, будет сосредоточена в рамках одного творческого объединения; повысится чувство ответственности за общее дело, возрастут взаимная поддержка и требовательность. Стабильный коллектив живет более интенсивной творческой и общественной жизнью, и к его требованиям и критике, в свою очередь, скорее прислушаются.
6. НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СО ЗРИТЕЛЕМ
Реклама, особенно в периферийных цирках, находится в жалком состоянии. Нередко без хорошей рекламы оказываются даже ведущие артисты. Между тем каждый коллектив может иметь несколько видов оригинальной рекламы.
Начнем с прессы. То, что обычно называют цирковой рецензией, нередко является лишь заметкой рекламно-информационного типа. Беда в том, что это не всегда хорошая информация и довольно плохая реклама. Возникновение стационарных коллективов позволило бы создать для каждого из них квалифицированно написанную программу-брошюру и распространять ее в том цирке, где проходят гастроли. О лучших артистах коллективов в период гастролей можно публиковать в мастной печати очерки. Премьера пантомимы может послужить основой для широкой дискуссии. Следует практиковать и выступления в печати самих артистов.
Коллективы должны чаще выезжать на предприятия, в школы и институты, дворцы пионеров и колхозы. Конференции зрителей в цирках, лекции о цирковом искусстве, сопровождающиеся демонстрацией номеров, репетиционных моментов и т. д., нужно шире освещать с помощью прессы и телевидения. (Кстати, такие лекции-демонстрации в цирке также могут вестись по заранее созданному сценарию.) Следует практиковать и выступления артистов по телевидению с рассказом о зарубежных гастролях, с демонстрацией любительских фотографий и кинофильмов. Для этого им следует оказать необходимую помощь.
При долговременном пребывании в одном городе артисты могут организовать цирковую самодеятельность, а спустя несколько месяцев их преемники могут провести на манеже цирка смотр любительских номеров. А разве нельзя устраивать в каждом городе фотовыставки на темы цирка, используя архив профессионалов, работы артистов коллектива и местных любителей?
Любовь к цирку нужно воспитывать!
По-видимому, художественный отдел не вполне ясно представляет себе, каким должен быть современный цирковой плакат. И хотя выпускается немало плохих, безвкусных плакатов, подчас, когда речь идет о действительно хорошей работе, Союзгосцирк проявляет непонятную робость. Развитие циркового плаката намного отстает от театрального и киноплаката. С этим тоже пора покончить.
Надо обеспечить все коллективы высококачественной фоторекламой. Можно разработать несколько оригинальных схем для динамичной световой рекламы, которая очень украшает города. Эта реклама также должна меняться со сменой программ. Желательно, чтобы часть ее сюжетов была решена юмористически. Совсем не применяют в цирке рекламу с меняющимися цветными диапозитивами.
А какие великолепные мультипликационные фильмы, в том числе и рекламирующие данную программу коллектива, позволяет создать цирк! Вероятно, нужно сделать и госзаказы на новые художественные фильмы о цирке (в первую очередь комедии) и киноочерки о лучших артистах советского цирка. Помимо этого, в кинохронике могут демонстрироваться заранее отснятые, с хорошим дикторским текстом фрагменты из программы коллектива, гастролирующего в городе.
Выгода здесь заключается в том, что один и тот же вид рекламы, раз созданный, может использоваться многократно.
* * *
Надо надеяться, что обсуждение вопросов, поставленных в статье «Каждый четвертый день в дороге», принесет свои плоды.
Будущее советского цирка зависит от коллективных творческих и организационных усилий всех его работников. Для творчества необходимы ясная перспектива, труд и дерзание.
Журнал "Советский цирк" Май.1960 г.