Против полумер, каждому коллективу две программы, реорганизация работы отделов и новые формы работы со зрителем и любовь к цирку надо воспитывать - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Против полумер, каждому коллективу две программы, реорганизация работы отделов и новые формы работы со зрителем и любовь к цирку надо воспитывать

  

 

ПЕРСПЕКТИВА 

 

Вдохновенен творческий труд    народа,    создающего    мате­риальные ценности, изменяющего облик нашей Родины.

Больше, лучше, дешевле, быстрее, чем  вчера, чем где бы то ни было в мире! — призывает нас партия, и народ откликается на этот призыв почином Валентины Гагановой, рационализаторством уральских сталеваров, соревнованием за экономию средств, за прогрессивные методы труда.

Страна строит светлое здание коммунистического общества, и будущие жители его хотят внести свою лепту в общее дело. «Как производить больше? Как повысить качество, сократить брак и не­рентабельные расходы?» — такие вопросы задает себе каждый ру­ководитель, каждый работник. Задают их себе и работники цирка.

 

1.  «КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ В ДОРОГЕ»

 

В январском номере журнала «Советский цирк» опубликована статья А. Георгиева «Каждый четвертый день в дороге». В ней своевременно указывается на серьезные недостатки, существую­щие в работе циркового конвейера. Каждый-месяц в цирках стра­ны меняются программы, каждые 30 дней тысячи артистов с семьями совершают переезды в другой город, находящийся за сотни, а то и тысячи километров. Вместе с ними перевозятся жи­вотные, аппаратура, реквизит и другой багаж. Союзгосцирку это обходится в многие миллионы рублей в год. Нарушается нормаль­ная работа, жизнь и учеба артистов цирка и их друзей, страдает ре­петиционная работа, теряют «форму» верные помощники артис­тов — животные. Указывая на эти недостатки, автор призвал всех работников цирка изыскать возможности продления сроков про­ката каждой программы в цирках страны.

Одновременно со сдачей в набор статьи «Каждый четвертый день в дороге» всем директорам цирков, руководителям коллекти­вов, аттракционов, и номеров было разослано письмо заместителя управляющего Союзгосцирка Г.С. Агаджанова с просьбой обсу­дить возможность удлинения срока работы номеров и аттрак­ционов.

В редакцию журнала и в Союзгосцирк стали поступать письма, протоколы совещаний, резолюции, принятые творческими коллек­тивами цирков. Обмен мнениями был бурным и плодотворным.

Скажем сразу: выявилось немало противников данного пред­ложения. Главным образом это-директора цирков в городах с не­большим количеством населения. Не отрицая важности предложе­ния и его своевременности, они в один голос заявляют, что для их цирков оно неприемлемо, ибо поставит под угрозу выполнение финансового плана.

Сторонники предложения, в отличие от тех, чьи усилия были направлены на изыскание доводов против, отнеслись к делу более творчески. Для них прежде всего были ясны преимущества новых форм работы в масштабе всех цирков страны. Они глубоко оцени­ли, что помимо значительной экономии средств продление гаст­ролей создаст новые возможности для художественно-творческой и идейно-воспитательной работы, улучшит быт артистов. Государ­ственный подход к делу помог им выдвинуть и обсудить ценные предложения, направленные на удлинение сроков показа про­грамм в цирках.

 

2. В ЧЕМ СУТЬ ЭТИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ?

 

Большинство выступавших считает, что планирование удли­ненных сроков работы должно учитывать местные особенности и творческие силы артистов данной программы. Надо усилить по­становочную работу, улучшить оформление программ, рекламу, работу по организованному привлечению зрителей. Эти меро­приятия потребуют дополнительных ассигнований, но общие рас­ходы при этом будут значительно ниже.

По мнению многих, в новых условиях каждый цирк должен иметь художественного руководителя, способного создать компо­зиционно цельный спектакль, осуществлять постановки хороших прологов и эпилогов, помочь артистам в работе над клоунадами и репризами на местные темы и вторыми номерами, которыми мож­но частично обновлять программу. Нужно также свести номера и аттракционы в постоянные коллективы — такова точка зрения многих артистов и руководителей цирков (Предложения К. Би­рюкова, Е. Чеколтака, В. Гвидо-Курдова, Г. Алиева, Ф. Яшинова, Е. Зискинда, Е. Рябчукова, Я. Бреслера и других.).

«Хорошо поставленные программы нужно целиком переводить в другие цирки, не допуская их разрушения или ослабления. Ввес­ти практику обмена такими программами между цирками», — предлагает общее собрание работников Ивановского цирка.

«Сведение таких программ во временные коллективы, с нашей точки зрения, позволит значительно улучшить качество программ, усилить постановочную работу в номерах и создаст условия для постановки более крупных форм циркового представления типа пантомимы, тематического спектакля, клоунских вечеров и т.  д.»,—   говорится  в  письме  из Харьковского цирка.

Осуществление этих мероприятий позволит продлить сроки по­каза программ с .30 до 40—45 дней в городах с населением до полумиллиона человек, а в городах, где жителей больше,— до 45—60 дней.

 

3. ПРОТИВ ПОЛУМЕР

 

Практикой доказано, что хорошая программа с сильными но­мерами и отличными аттракционами может работать в цирках до двух и более месяцев при полных сборах. Но порой программа, успешно шедшая два месяца в одном городе, в силу разных усло­вий не выдерживает и месяца в другом.

Создание постоянных творческих коллективов само по себе спасти положение не может. Коллективы существуют и в настоя­щее время, а творческий успех и финансовые результаты некото­рых из них подчас ниже, чем у сильной «сборной» программы.

Многие директора и артисты справедливо указывали, что вто­рые номера, как правило, слабее первых и поэтому не могут быть средством активного привлечения зрителей в цирк. Вряд ли даст серьезный эффект и перемена пролога, смена костюмов и оформ­ления, частичное обновление репертуара артистов разговорного жанра. Борьба за выполнение финансового плана в периферийных цирках ведется очень напряженно, и даже энтузиасты отдают се­бе отчет в том, что продление гастролей будет всегда сопряжено с определенным риском.

Для «спасения» плана при пролонгации гастролей предлагает­ся в критических случаях сменить аттракцион (директор Ленцирка В. Цветков) или усилить программу III отделением, включив в него новые номера или аттракцион (артист И. Символоков). Эти предложения заслуживают внимания.

Гораздо проще вышел из положения директор Саратовского цирка В. Марченко. По его мнению, ему должно быть предостав­лено не больше не меньше, как «право подбора программ на весь сезон» и право в случае успеха продлять срок гастролей, а в случае неуспеха сокращать его!..

Нельзя не учитывать, что подготовка доброкачественных вто­рых номеров может отнять много времени. Создать номер не так-то легко, и не каждый артист на это способен. Если б все номера и аттракционы конвейера были высокого класса, проблема реши­лась бы сама собой: все программы могли бы работать в цирке в два-три раза дольше!

Где же выход?

Он есть. Нужно, не ограничиваясь полумерами, радикально пе­рестроить нынешнюю систему работы Союзгосцирка.

 

4. КАЖДОМУ КОЛЛЕКТИВУ — ДВЕ ПРОГРАММЫ

 

Если б у каждого коллектива было две полноценные програм­мы, срок гастролей в большинстве цирков можно было бы без ущерба для сборов продлить до двух-трех месяцев.

Как добиться такого положения?

Вторые номера сами по себе не спасают дела, но они могут лечь в основу новой программы, если это будет сюжетная пантомима. Тогда месяц-полтора в цирке шла бы дивертисментная про­грамма, а затем показывалась пантомима, созданная частично на основе вторых номеров.

Темы и сюжеты таких спектаклей-пантомим могут быть са­мыми разнообразными: сатирические обозрения; героические пан­томимы на исторические и современные темы; сюжетные балетно-музыкальные пантомимы («Карнавал в цирке»); приключен­ческие и комедийные пантомимы; сюжетные феерии на воде; пан­томимы, построенные на иллюзионных эффектах. Спектакли для детей могут строиться также на популярных сказочных моти­вах, научно-фантастических сюжетах; героями их могут быть наряду с артистами дрессированные животные. Ивановский цирк предлагает чаще практиковать постановку «программ, построен­ных на участии любимого артиста: клоуна, коверного, руководите­ля аттракциона и т. д. по типу «В гостях у Карандаша». Для этого следует создать два-три сценария-каркаса для артистов ве­дущих жанров. При необходимости каждый коллектив, исполь­зуя сценарий-заготовку, сможет в короткий срок осуществить по­становку новой премьеры   собственными силами.

Тем и сюжетов для цирковых пантомим можно найти бесчис­ленное множество. Все дело в том, чтобы сценарии их представ­ляли собой полноценное произведение, отвечающее самым высо­ким требованиям драматургии. На основе созданных сценариев впоследствии могут возникнуть, как это было со сценарием И. Ильфа и К. Петрова, новые советские фильмы о цирке.

Имея готовый сценарий, коллектив параллельно с гастролями может начать репетиции будущего спектакля. После премьеры и обсуждения пантомимы коллектив начинает свое турyе по циркам страны, а его место занимает новый коллектив, готовящий дру­гую пантомиму. Это позволило бы осуществлять несколько новых постановок ежегодно, рассчитанных на эксплуатацию в течение 2—3 лет. Такая работа повысила бы творческую активность и мастерство артистов. Вооруженные постановочным опытом, луч­шие коллективы могли бы впоследствии пополнять свой репертуар новыми пантомимами.

 

Воздушные гимнасты Анна и Мстислав Запашные исполняют двойной обрыв на вращающейся трапеции

 

5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛОВ

 

При существующем положении художественный отдел и в осо­бенности отдел формирования отданы во власть «стихиям». Их работа вызывает много справедливых нареканий. Многие режиссе­ры слабо связаны с периферийными цирками, немало недостат­ков в подготовке новых номеров. Есть артисты и даже группы артистов, которые, по выражению начальника художественного отдела А. А. Царицына, годами «работали без творческого руко­водства, без творческой инициативы, без творческого контроля».

Формирование программ подчас носит весьма случайный ха­рактер. Да и может ли сейчас это быть иначе?

Иное дело, если положение изменится. Коллективы, вооружен­ные двумя программами, можно было бы расписать на 1—2 сезо­на вперед на все цирки страны. Отдел формирования и художест­венный отдел были бы объединены. К каждому коллективу был бы прикреплен режиссер.

В коллективах легче создавать новые номера, готовить рекла­му, костюмы, реквизит; легче вести репетиционную и обществен­ную работу, осуществлять творческий контроль; проще провести тарификацию артистов. Вся постановочная работа, в том числе и по созданию новых номеров, будет сосредоточена в рамках одного творческого объединения; повысится чувство ответственности за общее дело, возрастут взаимная поддержка и требовательность. Стабильный коллектив живет более интенсивной творческой и об­щественной жизнью, и к его требованиям и критике, в свою оче­редь, скорее прислушаются.

 

6. НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СО ЗРИТЕЛЕМ

 

Реклама, особенно в периферийных цирках, находится в жал­ком состоянии. Нередко без хорошей рекламы оказываются даже ведущие артисты. Между тем каждый коллектив может иметь несколько видов оригинальной рекламы.

Начнем с прессы. То, что обычно называют цирковой рецен­зией, нередко является лишь заметкой рекламно-информационно­го типа. Беда в том, что это не всегда хорошая информация и до­вольно плохая реклама. Возникновение стационарных коллекти­вов позволило бы создать для каждого из них квалифицированно написанную программу-брошюру и распространять ее в том цир­ке, где проходят гастроли. О лучших артистах коллективов в пе­риод гастролей можно публиковать в мастной печати очерки. Премьера пантомимы может послужить основой для широкой дискуссии. Следует практиковать и выступления в печати самих артистов.

Коллективы должны чаще выезжать на предприятия, в школы и институты, дворцы пионеров и колхозы. Конференции зрителей в цирках, лекции о цирковом искусстве, сопровождающиеся де­монстрацией номеров, репетиционных моментов и т. д., нужно шире освещать с помощью прессы и телевидения. (Кстати, такие лекции-демонстрации в цирке также могут вестись по заранее созданному сценарию.) Следует практиковать и выступления артистов по телевидению с рассказом о зарубежных гастролях, с демонстрацией любительских фотографий и кинофильмов. Для этого им следует оказать необходимую помощь.

При долговременном пребывании в одном городе артисты мо­гут организовать цирковую самодеятельность, а спустя несколько месяцев их преемники могут провести на манеже цирка смотр любительских номеров. А разве нельзя устраивать в каждом го­роде фотовыставки на темы цирка, используя архив профессиона­лов, работы артистов коллектива и местных любителей?

 

Любовь к цирку нужно воспитывать!

 

По-видимому, художественный отдел не вполне ясно представ­ляет себе, каким должен быть современный цирковой плакат. И хотя выпускается немало плохих, безвкусных плакатов, подчас, когда речь идет о действительно хорошей работе, Союзгосцирк проявляет непонятную робость. Развитие циркового плаката на­много отстает от театрального и киноплаката. С этим тоже пора покончить.

Надо обеспечить все коллективы высококачественной фоторек­ламой. Можно разработать несколько оригинальных схем для ди­намичной световой рекламы, которая очень украшает города. Эта реклама также должна меняться со сменой программ. Желатель­но, чтобы часть ее сюжетов была решена юмористически. Совсем не применяют в цирке рекламу с меняющимися цветными диапо­зитивами.

А какие великолепные мультипликационные фильмы, в том числе и рекламирующие данную программу коллектива, позволяет создать цирк! Вероятно, нужно сделать и госзаказы на новые художественные фильмы о цирке (в первую очередь комедии) и киноочерки о лучших артистах советского цирка. Помимо этого, в кинохронике могут демонстрироваться заранее отснятые, с хоро­шим дикторским текстом фрагменты из программы коллектива, гастролирующего в городе.

Выгода здесь заключается в том, что один и тот же вид рекла­мы, раз созданный, может использоваться многократно.

 

*      *      *

 

Надо надеяться, что обсуждение вопросов, поставленных в статье «Каждый четвертый день в дороге», принесет свои плоды.

Будущее советского цирка зависит от коллективных творчес­ких и организационных усилий всех его работников. Для твор­чества необходимы ясная перспектива, труд и дерзание.

 

Журнал "Советский цирк" Май.1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования