О «Подсадке»
В небольшом, но ярком по своему разнообразному содержанию словаре цирковых терминов (к сожалению, пока еще не составленном, не изданном), терминов разноязычного происхождения, есть термин «подсадка», новое словообразование, ведущее свое начало от древних русских глаголов «подсадить», «подсаживать».
В среде цирковых артистов можно часто услышать это непонятное для непосвященного человека слово.
Самые опытные мастера клоунады часто прибегают к «подсадке», охотно пользуются этим приемом во время своих выступлений. При включении «подсадки» в клоунскую игру еще сильнее хохочут зрители.
Что же такое «подсадка», заставляющая смеяться тысячи зрителей?
«Подсадка» — это артист комедийного жанра, подсаживаемый в среду зрителей. Это артист, играющий трудную роль — роль зрителя.
...Проделав на мчащейся галопом лошади ряд стремительных трюков, джигиты-наездники заканчивают темпераментный номер. Бурные аплодисменты. Артисты раскланиваются. Коверный клоун откуда-то из амфитеатра кричит джигитам, что среди зрителей есть желающие кататься на лошади... Он тянет за руку неуклюжего парня и приводит его в манеж.
За первым любителем верховой езды выходит еще один паренек, побойчее. Начинается уморительная сценка катания на неоседланной лошади, полная смешных положений и забавных трюков.
Зрительный зал хохочет до слез, зрительный зал, в буквальном смысле этого слова, качается от смеха, потешаясь над злоключениями неудачливых наездников. После такого гомерического смеха продолжать программу нельзя. Нужен перерыв. Нужен отдых. Объявляется антракт.
Эту широко известную по всему Советскому Союзу комическую сценку мастерски исполняют клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. В этой сценке артисты не появляются в своих обычных клоунских костюмах, на них нет грима, они выходят из зрительного зала, как двое из числа зрителей. Они играют зрителей. Это и есть «подсадка».
...Гастроли артистов французского цирка в Москве. Увертюра. Первый номер программы — виртуозы на роликовых коньках. Бешено вращаясь на высоком круглом пьедестале, артисты демонстрируют различные трюки. В конце своего номера исполнителя приглашают желающих из публики покружиться на своеобразной, необычной карусели.
Один зритель... Второй... Третий. Третий — это самоуверенный молодой человек в модном костюме. Скептически улыбаясь, он позволяет артистам взять себя за руки и закружить... Но вот по мере ускоряющегося вращения у самоуверенного молодого человека изменяется выражение лица: улыбка сменяется растерянностью, растерянность — испугом. А тут еще полуботинок слетает с ноги... Качаясь, как пьяный, удаляется он с манежа, натыкаясь на барьер. Молодой человек усаживается на свое место и виновато улыбается своим соседям. Зрительный зал хохочет...
Третий молодой человек — артист, играющий зрителя. Это «подсадка».
Примеры можно приводить еще и еще, беря их из практики как советского, так и зарубежного цирков.
Кстати, режиссерский прием «подсадки» не является характерным только для цирка — к этому приему издавна прибегали (и, очевидно, прибегают и сейчас) как народные бродячие сказочники стран Востока, так и профессиональные режиссеры европейских театров. Нет, «подсадка» — это не выдумка ленивых клоунов сегодняшнего дня, это мудрый прием, корни которого искать следует в сокровищнице народного творчества.
...В отдаленном туркменском селении, затерявшемся среди песков, появился дорогой гость — бродячий сказочник. Раскаленный день сменяется прохладной ночью. Усевшись кругом, с затаенным дыханием слушают туркмены старого сказителя, сидящего в центре и освещенного красноватым светом полыхающего костра. На смену героическим сказаниям приходят веселые сказки и присказки. С самым невозмутимым видом повествует рассказчик о смешных вещах. Слушатели заразительно смеются. Из темноты чей-то голос то и дело задает сказителю наивные, а порой и просто глупые вопросы, на которые молниеносно получает ответы, заставляющие слушателей хохотать до слез.
Вопросы задает не кто иной, как партнер сказителя, незаметно скрывшийся в толпе. Это «подсадка».
«Подсадка» — не бесстыдная нахлебница, не бедная родственница, а действенный компонент циркового представления. «Подсадка» — полноправный партнер артиста, работающего в манеже.
Вот что такое «подсадка».
Г. КАДНИКОВ
Журнал «Советский цирк» июнь 1959