Талант и труд. О. Попов
Я молодой клоун, хотя, к сожалению, постепенно избавляюсь от этого недостатка. Поэтому мне хотелось бы сказать о том, что, на мой взгляд, важнее всего для молодежи.
Как бы ни был талантлив клоун, его успех на девяносто процентов зависит от труда — упорного, каждодневного. Иные думают: стоит только надеть пиджак посмешнее да налепить нос подлиннее — и уже получился артист-комик. Это заблуждение. Чтобы быть смешным, надо с предельной серьезностью относиться к своей работе, любить ее и всего себя посвятить совершенствованию. Наш жанр видоизменяется с годами. Теперь роль клоуна выросла — он стал в программе началом, связующим все номера.
Успеху советских комиков у ковра мы обязаны таланту лучших мастеров этого жанра. Много потрудились Карандаш, Берман, Вяткин, Шлискевич и другие мастера нашей клоунады. Они отбросили старые трафаретные маски, нашли свои индивидуальные образы, оригинальные приемы. Их пример побуждает к работе молодых комиков, показывает им, что секрет успеха в том, чтобы не походить на других. А этого добиться нелегко.
У нас немало артистов, которые не считают нужным изобретать, искать свой, неповторимый образ. Они схожи до того, что их не отличишь друг от друга. Временами почти стирается разница между коверным и сатириком. Коверные поют частушки и куплеты, даже читают фельетоны. У них чуть ли не одинаковые костюмы. Они только мешают друг другу.
Искусство клоуна требует большой продуманности и упорного труда, чтобы все в их творчестве было отшлифовано, доведено до совершенства.
О. Попов, народный артист РСФСР
Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г