В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ближе к практике 

 

 

Из опыта учебно-воспитательной работы в Ивановском цирке

 

Если спросить, в чем заключается роль художественного руководите­ля в цирке, большинство артистов ответит — в постановке парадов-прологов, в компоновке программы и в руко­водстве мастерами арены, создающими новые  номера  и  трюки.

Между тем по своему призванию и дол­гу   режиссер   должен   быть   и   воспитателем коллектива артистов.

Этот коллектив образуется из участ­ников каждой программы и является основой творческой организации к цирке. Коллектив существует месяц-полтора, по­ка идет данная программа. С отъездом артистов в другие цирки создается новый, коллектив из участников новой програм­мы.

Такая специфика работы требует тща­тельной организации учебно-воспитатель­ной работы в цирке, которую наряду с директором, парторгом и. председателем местного комитета и должен возглавить художественный руководитель.

Обычно художественный руководитель еще до приезда артистов знает состав программы и, готовясь к созданию ново­го представления, намечает ориентировоч­ный план будущей учебно-воспитатель­ной работы.

После премьеры план конкретизиру­ется и. его обсуждают на первом же про­изводственном совещании, посвященном разбору программы. Становится ясно, ка­кие темы должны быть освещены в лекциях и беседах с артистами, па каким разделам актерского мастерства нужно провести   практические   занятия.

Составляя план лекционной работы, мы обычно руководствовались планами, разработанными Художественным отде­лом Союзгосцирка. В течение последних 3—4 лет у нас в цирке регулярно прово­дились лекции о мастерстве актера и на такие темы: «Художественный образ в реалистическом искусстве», «О культу­ре речи». Но однажды я обратил внима­ние на то, что артисты без энтузиазма со­бираются на лекцию. Из беседы с ними я узнал, что подобные лекции они уже неоднократно слушали в других цирках. Их не удовлетворяют хотя и верные, но весьма общие теоретические разговоры. Я понял, что артисты ждут от режиссе­ра творческой помощи, и что с ними сле­дует проводить больше практических за­нятий.

С тех пор вместо лекции «О культу­ре,  речи»   я стал проводить  практические занятия: «Как читать монолог». Артисты охотно их посещали. Я объяснял, как го­товиться к чтению монолога, рассказывал об идейно-тематическом анализе произ­ведения, о том, как разделить про­изведение на отдельные смысловые части, как практически применить правила орфоэпии. как делать раз­бор предложений, определяя в нем ло­гические ударения, и паузы. Тут же на занятиях, после моих объяснений артисты практически- усваивали правила чтения стихотворного текста. На опыте таких занятий я убедился, что настала пора всю учебно-воспитательную работу теснее связывать с практикой, с жизнью цирка и помимо проведения лекционной рабо­ты перейти к систематическим практиче­ским занятиям.

Мы перестроили и занятия по изуче­нию основ мастерства актера. Вместо лек­ций о системе Станиславского я начал проводить практические занятия по осво­ению элементов системы — творче­ского внимания, общения, оценки предлагаемых обстоятельств и т. д. Артистам прививались навыки грамотного поведения на манеже в соот­ветствии с жанром, в котором они работают. Артистам это понравилось, они охотно стали посещать такие занятия и активно участвовать в работе. На одном из практических занятий по ма­стерству актера братья Анатолий и Ирбек Кантемировы показали интересный этюд, серьезно продумав и содержание этюда и хорошо выявив в органическом дейст­вии линию своего поведения. Позже, ко­гда Анатолию Кантемирову была пору­чено роль Кощея в новогоднем представ­лении для детей «Волшебный календарь», в процессе репетиций не приходилось объяснять артисту элементарные законы действия на манеже: раскрывая свои бо­гатые творческие возможности, артист уверенно шел по пути создания яркого образа. Подобных примеров можно при­вести несколько.

Наиболее полно режиссеры могут про­водить учебно-воспитательную работу с артистами, находящимися в цирке на ре­петиционном периоде. Эти артисты долго находятся на одном месте и поэтому под­держивают длительный контакт с режис­сером. Примеры такой интересной рабо­ты имеются в Ленинградском и Иванов­ском цирках. Мне кажется, что Художе­ственный отдел, направляя артистов на репетиционный   период   в    цирк,    должен

предусматривать   и    проведение    учебной работы  с артистами.

Необходимо, чтобы практические за­нятия были введены во всех цирках страны. Художественному отделу Союзгосцир­ка следует изучить опыт работы художе­ственных руководителей цирка и на осно­ве этого создать единый план занятий.

В своем плане учебно-воспитательной работы мы предусматри­ваем (если это требуется) прикрепление к артистам балетмейстера, художника, концертмейстера.

Порой артисту нужно помочь сделать грим, созвать новый, костюм, более соот­ветствующий характеру и особенностям номера, порой нужно оказать самую эле­ментарную помощь: научить, как пода­вать руку на манеже своей партнерше, как правильно делать «комплимент». В одной из программ в Ивановском цирке работали артисты Хмыровы. Им была предоставлена возможность заниматься с балетмейстером, артисты улучшили свой номер. Ежедневно занимались с балетмей­стером также воздушные гимнасты Юрий и Эмма Морус.

Большое значение придается в нашем цирке индивидуальным беседам режиссе­ра с артистом. В результате артист полу­чает практическую помощь в реализации своего   творческого  замысла.

Так, например, творческая помощь была оказана работавшим в Ивановском Цирке артистам Ельшевскому и Марты­нову, а также Звереву и Шестопалову, готовившим новые злободневные клоуна­ды.

Наш опыт подсказывает, что проведение учебно-воспитательной работы бывает успешным, если в цирке органич­но   используются   все  ее  формы.

Решения XXI съезда КПСС поставили перед артистами советского цирка новые большие задачи. Народ хочет видеть ис­кусство, утверждающее высокие этиче­ские принципы коммунизма, и ждет от артистов большого профессионального ма­стерства, жанрового разнообразия и ярко­сти  их  номеров.

Для выполнения этой почетной, ответ­ственной задачи необходимо, чтобы учеб­но-воспитательной работой во всех цир­ках страны занимались художественные руководители, чтобы они стали воспита­телями   артистов.

 

Художественный   руководитель

Ивановского   цирка

Е.   ТИМОШЕНКО

Журнал «Советский цирк» сентябрь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100